Акбирова Гульназ Табрисовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Набережночелнинская школа №69»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Пояснительная записка
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся с особыми образовательными потребностями, – одна из наиболее актуальных и острых проблем в практике школы. Данный урок помогает повысить эффективность обучения детей с различными нарушениями в развитии.
Урок был разработан для учащихся 7 классов в соответствии с государственными требованиями на основе рабочей программы. Содержание рабочей программы учебного курса русского языка для 7 класса выбрано на основании учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; способствовать формированию умения распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении и безошибочном определении местоимений в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, познавательной активности, орфографической зоркости учащихся, моторики, личностных качеств учащихся (усидчивости, выдержки); обогащать их словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; способствовать формированию положительной мотивации к обучению; воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы, бережное отношение к природе; развивать навыки работы в группах; воспитывать у детей рефлексию (самооценку их деятельности). Тип урока – урок повторения и закрепления знаний.
Особое внимание в предлагаемой разработке уделяется словарной работе, орфографическим и творческим заданиям, игровым моментам, различным разборам, составлению связных высказываний и текстов, умению применять знания на практике. На уроке предусмотрены дифференцированные задания, прослеживается индивидуальный подход к учащимся, а также соблюдаются санитарно-гигиенические нормы: проводятся две физкультурные паузы: физкультминутка для опорно-двигательной системы и зарядка для глаз в качестве профилактики нарушения зрения.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания; пополнят практический опыт в употреблении и безошибочном определении местоимений в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; продолжат работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности; научатся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; бережному отношению к природе; отработают навыки работы в группах; правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной и письменной форме; обогатят словарный запас; научатся аргументировать ответ, доказывать свою точку зрения, оценивать свою работу на уроке и ответы одноклассников. Итогом урока будет достижение поставленных целей и задач, а также умение применять полученные знания на практике.
Данная разработка урока является результатом обобщения педагогического и методического багажа преподавателя по данной дисциплине и предназначена учителям русского языка и литературы школы для детей с ОВЗ в качестве источника, рекомендованного при работе над изучением частей речи в 7 классе, в частности, местоимений.
Тема урока: “Местоимение”.
Тип урока: повторение и закрепление знаний.
Цель: повторить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение».
Задачи:
- Образовательные:
повторить, закрепить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; способствовать формированию умения распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, особенности склонения и правописания; пополнить практический опыт обучающихся в употреблении и безошибочном определении местоимений в словосочетаниях, предложениях и связном тексте; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
- Коррекционно – развивающие:
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, познавательной активности, орфографической зоркости учащихся, моторики, личностных качеств учащихся (усидчивости, выдержки); обогащать их словарный запас.
- Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; способствовать формированию положительной мотивации к обучению; воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы, бережное отношение к природе; развивать навыки работы в группах; воспитывать у детей рефлексию (самооценку их деятельности).
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Оборудования:
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– раздаточный материал для индивидуальной работы (конверты с набором карточек-букв и образцы слов, индивидуальные карточки с заданиями);
– карточка со словарным словом;
– иллюстрации с изображением планет на тему «Космос»;
– Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 7 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2014.
Ход урока.
- Вводная часть.
- Организационный момент.
Приветствие учеников, настрой на работу. (Слайд 1)
- Проверка домашнего задания.
- Орфографическая работа.
- Минутка чистописания:
планета
(Учащиеся прописывают слово.)
– Прочитайте слово. Как оно произносится? А как пишется?
– Какая сомнительная буква есть в слове?
– Можно ли её проверить?
– Таким образом, какую орфограмму в слове нужно запомнить?
2. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.
– Что такое планета? Объясните значение слова.
Планета – небесное тело, движущееся вокруг звезды и светящееся отражённым солнечным светом. (Слайд 2)
– А как называется планета, на которой живем мы с вами? (Земля.)
– Как еще называют нашу планету за её форму? (Земной шар.)
– Найдите среди иллюстраций изображение нашей планеты.
– Какой формы она? (Круглая.)
Запись учащимися даты, классной работы.
4. Зрительный диктант. (Слайд 3)
Запись предложения по памяти и последующая проверка:
Мы живем на планете Земля.
– Какие орфограммы встретились в словах данного предложения? Подчеркните их и объясните.
– Посмотрите на предложение и ответьте на вопрос: «Кто МЫ живем…?» Это могут быть люди? Дети? Взрослые? Миша, Ваня…?
– На какой вопрос отвечают слова люди, дети, Миша, Ваня? К какой части речи они относятся? (Существительное.)
– На какой вопрос отвечает слово, которое мы используем вместо них? (Кто?)
– На место какой части речи мы ставим это слово?
(На место имени существительного.)
– Как называется часть речи, используемая вместо имени существительного?
(Местоимение.)
– Таким образом, местоимение мы заменяет имя существительное люди.
5. Актуализация знаний.
– На предыдущих уроках мы с вами изучали часть речи – местоимение. Давайте вспомним определение местоимения.
1. Блиц-опрос.
(Если да, то ученики делают хлопок, если нет, то тишина.)
- Местоимение – это часть речи.
- Местоимение – это часть слова.
- Местоимение обозначает предмет.
- Местоимение указывает на предметы, но не называет их.
- Местоимение отвечает на вопрос какой? или чей?
- Местоимение отвечает на вопрос кто? или что?
- Местоимение в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.
– Молодцы, ребята.
– Таким образом, какая часть речи называется местоимением?
– Ребята, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня с вами будем говорить, какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? (Слайд 4)
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях.
– Тема урока «Местоимение». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученный материал по теме «Местоимение», будем учиться распознавать местоимения в речи, определять их грамматические признаки, правильно употреблять их в речи и писать.
2. Закрепление изученного материала.
а) Первичное закрепление в знакомой ситуации.
1. Работа с таблицей.
– Что мы можем определить у местоимений? (Лицо и число.)
– Сколько личных местоимений в речи? (8)
– Какие местоимение мы употребляем, когда говорим о себе? (Я, мы; местоимения 1 лица.)
– Какие местоимение мы употребляем, когда обращаемся к собеседнику? (Ты, вы; местоимения 2 лица.)
– Какие местоимение мы употребляем, говоря об отсутствующем предмете? (Он, она, оно, они; местоимения 3 лица.)
– Определяем ли род? (Не всегда.)
– А когда можем определить? (В 3 лице, ед. числа.) (Слайды 5-7)
// Индивидуальное задание для слабых учеников III группы: работа с набором карточек-букв.
Ученики получают набор карточек-букв. Им необходимо сложить из букв местоимения. Одному из них (с тяжёлыми нарушениями) также даётся перечень местоимений. Ученику нужно сверить записи и составить слова.
б) Первичное закрепление в изменённой ситуации.
1. Работа с текстом. (Слайды 8-9)
– Прочитайте текст.
Я живу на планете Земля. Наша планета Земля богата животным и растительным миром. На нашей планете Земля имеются четыре стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Экология нашей планеты Земля загрязнена. Поэтому нужно беречь и охранять нашу планету Земля.
– Всё ли правильно в тексте? (Много повторов, текст звучит некрасиво.)
– Как его исправить? (Убрать повторы существительных.)
– Обратитесь к тексту и прочитайте его, заменив местоимения другими частями речи и убрав лишние повторяющиеся существительные.
Я живу на планете Земля. Она богата животным и растительным миром. На нашей планете имеются четыре стихии: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Экология её загрязнена. Поэтому нужно беречь и охранять нашу Землю.
– Какую роль играют местоимения в речи?
(Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)
– Можно ли начинать речь с местоимения? Например: Он стоял у окна. Она вошла в класс. (Нельзя, так как местоимения указывают на предметы, но не называют их. Непонятно, о ком или о чём идёт речь в предложениях.)
2. Выборочный диктант. (Слайд 10)
– Выписать местоимения.
Утром –
Так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Взаимопроверка работ.
– А кто же здесь ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце, луна.)
3. Физкультминутка. (Слайд 11)
– Я буду читать стихотворение. Если прозвучит местоимение, вам надо присесть.
Цветы
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты,
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Вывод: чтобы не случилось пустоты, необходимо бережно относиться к природе.
4. Работа с учебником. (Стр. 176 упр. 226) (Слайд 12)
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.
– Прочитайте. Определите число и падеж местоимений. В каждой строчке исключите лишнее местоимение.
– Запишите оставшиеся местоимения. В скобках укажите число и падеж местоимений каждой строчки.
(Упражнение выполняется письменно, по мере усложнения: с записью на доске, с комментированием и самостоятельным завершением.)
Мы, они, ты, вы. (Мн. ч., И. п.)
Он, она, оно, они. (Ед. ч., И. п.)
Меня, вас, тебя, его. (Ед. ч., Р. п.)
О них, к вам, к нам, к ним. (Мн. ч., Д. п.)
– По какому ещё признаку объединены местоимения 2 строчки?
– Итак, мы вспомнили основные грамматические признаки местоимений: лицо, число, падеж.
// Индивидуальное задание для слабых учеников III группы: работа по индивидуальной карточке.
5. Гимнастика для глаз. (Слайд 13)
в) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
1. Работа в группах.
– Сейчас мы с вами поработаем в группах. Для этого нужно разделиться на две команды (по рядам). Поиграем в игры и узнаем самых быстрых и эрудированных учеников класса.
Игра в слова.
– Поиграем в словесные игры. (Слайд 14)
1 группа – БЕДА.
2 группа – КОРЬ.
– Какое местоимение нужно добавить к этим существительным, чтобы получились новые слова? Назовите их и объясните смысл.
– Назовите слова, которые начинаются с местоимения.
1 группа: Я (яблоко), МЫ (мышь).
2 группа: ТЫ (тыква), ВЫ (выкройка). (Слайд 15)
– Какие слова содержат в себе местоимения 3 лица? (Кони, лимон, ворона.) (Слайд 16)
Подведение итогов.
2. Игра «Знатоки». (Слайд 17)
– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Знатоки» и узнаем самого умного и эрудированного ученика класса.
– Ответьте на вопросы:
– Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я.)
– Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (Оно.)
– Как местоимение превратить в союз? (Он, но.)
– Какие два местоимения мешают на дорогах? (Я, мы.)
– Какие три личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы, мы, ты.)
– Молодцы, ребята. Если вы не смогли ответить на вопросы или не справились с какими-то заданиями, не огорчайтесь. Вопросы очень сложные. Я надеюсь, что вы запомнили ответы и в следующий раз уже справитесь с заданием.
3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Самостоятельная работа.
– Поставить местоимение в начальную форму, указать род, число, лицо, падеж.
О ней – она, ж. р., ед. ч., 3 л., П. п..
– Записать зашифрованное местоимение. Определить местоимение по грамматическим признакам:
1 л., ед. ч., Р. п.. (Меня.)
Самопроверка по слайду, оценивание. (Слайд 18)
III. Заключительная часть.
а) Итог урока. Рефлексия.
– О какой части речи мы сегодня говорили? (Мы говорили о местоимении.)
– На какие вопросы отвечают местоимения? (Кто? Что?)
– Что обозначают местоимения? (Местоимения указывают на предметы, но не называют их.)
– Каким членом предложения могут быть местоимения? (Местоимение в предложении является подлежащим или второстепенным членом предложения.)
– Назовите местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.) (Слайд 19)
– Для чего нам нужны местоимения в речи? (Местоимения в речи помогают избежать ненужных повторов, таким образом, делая речь более грамотной.)
– Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это.
– Какие задания были для вас наиболее интересными?
– С какими заданиями вы справились легко, а над какими пришлось потрудиться?
– А что нам надо сделать, чтобы задания выполнять без ошибок? (Выполнение домашних заданий и тренировка на уроках.)
б) Выставление и комментирование отметок.
в) Домашнее задание (творческое, дифференцированное). (Слайд 20)
Задание по выбору:
- Написать мини-сочинение “Моя семья”, используя местоимения.
- Стр.175 упр.225, списать, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая местоимения. (Разобрать 2 местоимения по схеме.)
Список литературы
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.: Просвещение, 1991.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
- Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 7 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2014.
- Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
- Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
- Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
- Морозова М.Я., Петров Е.Н. Грамматические игры. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
- Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
- Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
Ссылки на Интернет-источники
Лицо: http://img4.postila.ru/storage/10720000/10694214/ef98e82ec6f7c2f62f1e1eb85db77c44.gif
Ворона: http://www.proza.ru/pics/2018/01/23/168.jpg
Читатель: http://litdet.ru/u/dd/lyrics/1907/foto.jpg
Зарядка: http://900igr.net/up/datai/123393/0020-027-.png
Лошади: http://i.artfile.ru/1680x1050_989567_[www.ArtFile.ru].jpg
Яйца:http://www.math-lessons.ca/wp-content/uploads/2012/03/Easter-Eggs2-1024×680.jpg
Девочка: http://www.playcast.ru/uploads/2018/02/12/24606648.png
Ученик: https://www.chitalnya.ru/upload3/641/632e43df1691008fde132b85837bc500.jpg
Знак вопроса: http://daymultik.ru/images/zagadki/Zagadki_matematiceskie.gif
Сова: http://900igr.net/up/datai/218713/0001-001-.png
Солнце: http://900igr.net/up/datai/266938/0026-063-.png
Тыква: http://i.artfile.ru/2500x1595_1297805_[www.ArtFile.ru].jpg
Мышь:https://2.bp.blogspot.com/-jmKMSdSH7dI/UR4ryIFBq1I/AAAAAAAAAxs/Hrsbog0mcow/w530-h592-p-k/Ratinho%255B1%255D.png
Яблоко: https://cdn.vectorstock.com/i/1000×1000/96/55/red-apple-vector-679655.jpg
Выкройка:https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/401063/1c2c889a-db2f-4f0f-98d8-45d83244f6ad/s1200
Лимон: https://www.learn-bulgarian.net/wp-content/uploads/2013/05/10-lemon-bulgarian-vocabulary-limon-630×421.jpg
Фон: http://1.bp.blogspot.com/_YYbBBI5u8us/TLWmysImt7I/AAAAAAAAA0s/GiIbIuDJO70/s1600/fundoblog_escola7.jpg
Приложение 1
Карточка №1
Списать текст, подчеркнуть местоимения.
Воробей спросил сороку:
– Почему ты белобока?
– Потому я белобока,
что зима у нас жестока,
лют мороз, и он слегка
приморозил мне бока.
Карточка №2
Списать текст, подчеркнуть местоимения.
Растёте вы в лесочке,
Лиловые звоночки.
Всё лето на ветках
О чём-то шептали.
К зиме под ногами
Они зашуршали.
Леплю я сугробы
Из снежного теста,
Передвигаю их
С места на место.
Она вертится, стрекочет,
Целый день в лесу хлопочет.
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
я |
м |
ы |
т |
ы |
в |
ы |
о |
н |
о |
н |
а |
о |
н |
о |
о |
н |
и |
Я МЫ
ТЫ ВЫ
ОН ОНА
ОНО ОНИ
Планета
Планеты
Венера
Земля
Марс
Плутон
Сатурн
Юпитер