Хисматуллина Светлана Альбертовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга»
пгт. Камское Устье», Республика Татарстан
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Маленький ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Конечно, дошкольники еще не могут сделать самостоятельный, осознанный выбор. Но все же процесс профессионального самоопределения следует начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с огромным миром профессий. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения и осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой в любой профессии и залогом успеха в будущем. Детская профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. Раннее самоопределение дошкольников носит преимущественно информационный характер. Поэтому миссия ДОУ: познакомить дошкольников с разнообразным миром современных профессий и показать их ценность.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Цель работы по ранней профориентации детей: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности взрослых, воспитывать интерес к ней;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
В статье 18 «Закона об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку.
Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как мамы и папы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.
Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.
Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтении художественной литературы о профессиях.
Одной из форм работы с родителями является проведение тематических досугов, в виде проведения дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
Рекомендуется использовать разнообразные современные формы работы с родителями. Оформление родительских уголков.
В родительских уголках помещается различная информация, в том числе и по ранней профориентации дошкольников. В рамках деятельности детского сада предусмотрена работа с родителями в виде папок – передвижек, буклетов по ознакомлению детей с профессиями.
Проведение родительских собраний. Например: на тему “Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Как знакомить детей с миром профессий».
Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий».
Привлечение родителей к проектной деятельности.
Тренинг с родителями по ранней профориентации детей под названием «Это в наших силах».
Участие в акциях, проектах, выставках, конкурсах «Посади дерево», «Построим домик для птиц (совместное изготовление скворечников)», «Накормим птиц зимой (совместное изготовление кормушек)», выставка дидактических, развивающих игр для малышей, поделки к тематическим выставкам и конкурсам («Мастерская Деда Мороза», «Осенние фантазии», «День космонавтики» и др.), организация и проведение экскурсий: в библиотеку, на почту, в магазин, пожарную часть и т.д.
Совместная работа педагогов с родителями детей включает в себя изготовление атрибутов для досугов, и сюжетно-ролевых игр, поделок к конкурсам и выставкам, привлечение родителей к участию в оформлении альбомов с рисунками и фотографиями «Все профессии важны», выставки фотографий о профессиях родителей группы, выпуск семейных газет «Наш папа – водитель», «Моя мама – повар», оформление альбомов «Семейные династии», изготовление лэпбуков.
Проведение тематических досугов и разнообразных конкурсов в рамках Детско-родительской мастерской. Детско-родительская мастерская – это продуктивная и активная форма сотрудничества родителей и детей, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе трудовой совместной деятельности, но и заложить предпосылки по формированию профориентационных основ. В процессе творчества родителей и детей происходит снижение дефицита общения ребёнка с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями и укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной трудовой деятельности.
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Педагогический коллектив должен стремиться достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.