Мухаметова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нурлат, Республика Татарстан
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
-
-
-
- изменение характера чтения;
-
-
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Этим и объясняется актуальность проблемы развития функциональной (читательской) грамотности у школьников на уровне общества, а также тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует функциональная грамотность.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности человека к дальнейшему обучению. Поэтому проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Задания для выполнения характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. Выделяются три раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (знания, умения и навыки).
3. Работа над формированием читательской грамотности.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Тема (4 класс) |
Предлагаемая к использованию литература |
О чём рассказывают журналы? |
Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. |
«Где, что, как и почему?» |
Книги-справочники, энциклопедии |
«Вчера и сегодня» |
Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. |
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» |
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ |
«Из истории нашей Родины» |
Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. |
«В путь, друзья!» |
Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных |
«Родные поэты». |
Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. |
«Творцы книг» |
Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве. |
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» |
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» |
Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» |
|
«Ступеньки мудрости» |
Сказки Леонардо да Винчи |
«От благодарных читателей» |
М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» |
«Современные писатели-детям» |
Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» |
«Мечты в рассказе М. Москвиной» |
М. Москвина «Моя собака любит джаз» |
«С моей книжной полки» |
В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» |
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Работа над формированием читательской грамотности:
Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению занятие-диспут, конференция, устный журнал, конкурсы, занятие-спектакль, литературные встречи, литературная гостиная, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, литературный ринг и т. д.
Система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и интерактивных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Упражнения для формирования читательской грамотности.
Приемы технологии критического мышления позволяют формировать у ученика, мыслящего критически, т.е. способного к активной самостоятельной деятельности, выполняющего разные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
На стадии вызова происходит обращение обучающегося к личному опыту, обмену информацией. Это этап целеполагания, на котором каждый учащийся ставит свои цели, не зависимо от целей учителя и других учеников.
С этой целью можно использовать такие технологические приемы как:
«Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся, выбирая высказывания, описывают заданную тему, ситуацию.
«Мозговой штурм» организуется с целью выяснения того, что дети уже знают по теме.
Создание кластера (графическая организация материала) – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». На стадии вызова заполняется первая и третья колонки. Вторая пополняется фактами и сведениями во время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Корзина идей» – позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе узнают об изучаемой теме.
На смысловой стадии учащиеся знакомятся с новой информацией, ищут ответы на вопросы, поставленные ими на стадии вызова, происходит продвижение от знания «старого» к знанию «нового». На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа) и используются такие технологические приемы, как:
«Инсерт» – маркировка текста значками по мере его чтения.
«Чтение с остановками» – учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.
«Дерево предсказаний» – этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в произведении. «Ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения; «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
На третьей стадии – рефлексии – осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Технологические приемы, используемые на этом этапе:
заполнение кластеров, таблиц; верные и неверные утверждения; устные и письменные круглые столы.
«Написание синквейна», помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление, героя. Развивает у детей речь, умение обобщать.
Задания можно менять: составить синквейн, определить тему синквейна, составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку в готовом синквейне.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).
«Перепутанные логические цепочки», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.
Приём-дискуссия «Совместный поиск». Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием.
Приём «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения.
Прием «Письмо учителю». Предлагается написать письмо учителю, (можно маме, сказочному герою, и т.д.) по памятке.
Приём «Уголки» можно использовать при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
Приём «Создание викторины». Дети самостоятельно готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование.
Упражнение 1. «Пол-арбуза».
- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?
- Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Для менее читаемых школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты. Данный текст мы читали на уроке обучения грамоте при закреплении согласных звуков [д], [д’] и буквы Дд.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение 2. «Потерянные буквы».
Еще одно упражнение на развитие антиципации.
– Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет. Целесообразно использовать новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз».
Всем нам из детства знакома игра в «Пятнашки». В клеточках размещены цифры в произвольном порядке. Школьники смотрят внимательно на картинку с табличкой.
Учитель начинает вслух считать цифры по порядку.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка: на счет «один» найти и показать пальцем единицу; на счет два – двойку; три – тройку и т.д. Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два-три раза, потом расположение цифр нужно поменять. Данное упражнение использую и с изученными буквами. Далее можно вводить и словарные слова.
Упражнение 4. «Шерлок».
Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные, не очень длинные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 5. «Зазеркалье».
– Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Упражнение 6. «Бешеная книга».
Иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно.
Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Изначально начинаем чтение с короткими простыми словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Более сильным учащимся можно предложить следующее. Ребенок читает вслух. Через какое-то время хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 7. «Птицы прилетели».
Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели»: спокойно; радостно; громко; тихо; грустно; с раздражением; со страхом; с издевкой; со злостью.
Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнение 8. «Путаница».
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Упражнение 9. «Тайна пропавшего предложения».
– Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями. Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Показываем первую карточку.
Ученики читают предложение и старается запомнить.
Через 6-8 секунд убираю карточку.
Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В данном примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Буквы в первом предложении диктанта. Их 8. Во втором – 9, в третьем – 10, в четвертом и пятом по 11, в шестом уже 12. То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта. Тексты диктантов Федоренко легко найти в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается всё сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается. Проверено на своих детях.
Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
10. Упражнение «Письмо с дырками»
Дети должны вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и вставить недостающие слова.
Вечор, ты помнишь вьюга злилась,
На …………небе мгла носилась,
Луна, как ……..пятно, Сквозь ……..желтела, И ты ……..сидела -.
А нынче погляди в окно:
……….небесами
………..коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
11. Упражнение «Лови ошибку»
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
Слезами морю не поможешь.
Здоровому – грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Два сапога – тара.
Не руби лук, на котором сидишь.
Ус хорошо, а два лучше.
- Упражнение «Прогнозирование»
Этот прием я использую при работе над новой темой.
- Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)
- Можно ли по названию предположить, о ком или о чем пойдет речь?
-Кто видел маленьких утят? Где?
-Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек-чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
13. Упражнение «Паучок»
Можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения темы. Он дает возможность развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. «Паучок – своего рода кластер, который должен обязательно соответствовать принципу «восьмерки» (по количеству лап паука). Этот прием можно использовать на любом этапе урока, например, на этапе целеполагания.
14. Упражнение «Мистер Вопрос и мисс Вопросиха»
«Мистер Вопрос» – неразговорчивая личность. Он отвечает кратко и в своей речи использует слова «да» и «нет». Задача ребят – составить закрытые вопросы по тексту, требующие однозначного ответа. «Мисс Вопросиха» – напротив, дама очень общительная, отвечает очень грамотно и развернуто. Ученики составляют открытые вопросы. Такой прием помогает ребятам интерпретировать содержание текста, открывает новый взгляд на его видение.
15. Упражнение «Белое и черное»
На уроках литературного чтения при характеристике героев можно использовать этот прием. Ученики разделяются на две группы: «белое» и «черное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже отрицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает.