ФАХРАЗИЕВА ЗУЛЬФИЯ ЗУЛЬФАТОВНА,
САГИРОВА САБИЛЯ ГАПТЕЛХАЕВНА
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны Нижнекамский район РТ
Авторы проекта: воспитатели I кв. категории
Фахразиева Зульфия Зульфатовна
Сагирова Сабиля Гаптелхаевна
Руководитель проекта: Гусева Ирина Геннадьевна
старший воспитатель высшей кв. категории
География:Нижнекамский район
п.г.т. Камские Поляны МБДОУ “Детский сад
комбинированного вида №3 “Огонек”
Срок выполнения: Одна неделя
Участники: Дети- старшая группа, их родители
Программа проекта
1. Тип проекта:
-по доминирующей в проекте деятельности: игровой, информационно-познавательный,творческий
-по содержанию: педагогический;
-по времени проведения:кратковременный ;
-по числу и возрасту участников: старшая группа;
-по характеру контактов: в рамках детского сада.
2. Актуальность проблемы:
Уникальны русские традиции, неподражаема русская глубинка. Наши традиции – наше богатство. Жаль только, что многое из этих традиций забыто, многое ушло в прошлое. Вязание крючком – это один из видов рукоделия и одно из самых увлекательных занятий. Вещи, выполненные в этой технике, можно использовать, как для красоты, так и для подарка. Мы решили изучить причины возникновения вязания половиков крючком и секреты их изготовления. Мы считаем эту тему актуальной, социально – и практически значимой, потому что это – часть русской культуры и наши традиции.
3.Цель проекта:
– Формирование интереса у детей к вязанию.
4.Задачи проекта:
· Познакомиться с историей возникновения вязания.
· Выяснить историю возникновения вязаных половиков.
· Познакомиться с технологией возникновения вязаных половиков.
5.Использованная литература:
1. Большая книга рукоделий. – М.; Белый город, 2008.
2. Калейдоскоп чудесных ремёсел. Ярославль: Академия развития, 1999.
3. Моя первая книга по рукоделию. М.: Дрофа, 1995.
4. Нагибина из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Ханашевич вязать крючком. М. Детская литература, 1986.
6. Интернет сайты.
7. Социальная сеть работников образования.
6. Предпологаемый результат:
-Реализация проекта «Волшебный мир ковриков»
дает возможность детям:
-Приобрести опыт общения в организованном воспитательном процессе .
-Получить радость и удовольствие от совместных мероприятий.
-Желание родителей самостоятельно организовывать совместные творческие мастер классы с детьми дома .
7. Методы проекта:
-Консультация для родителей. Беседы с родителями и приглашение на различные мероприятия;
-При работе с детьми беседы, чтение стихотворений, рисование.
План реализации проекта
Работа с детьми
Первая неделя |
Мероприятия |
Понедельник |
Ознакомление с историей вязания. Беседа о вязании ковриков. Рассматривание ковриков |
Вторник |
Чтение стихотворений. |
Среда |
Подвижные игры с использованием ковриков. |
Четверг |
Рисование «Волшебные коврики» |
Пятница |
Мастер-класс «Волшебный мир ковриков»
|
Работа с родителями
№ п/п |
Мероприятия |
1 |
Беседа по теме проекта. |
2 |
Консультация родителей «Волшебная петелька». |
3 |
Привлечение к показу мастер-класса по вязанию ковриков для детей |
Схема- паутинка проекта «Волшебный мир ковриков»
Дети
Родители
Фотоколлаж
по летнему проекту
«Волшебный мир ковриков»
Мастер – класс с родителями
Учимся вязать
Конспект беседы «Разноцветные половики»
Наша Родина – Россия. Однако у каждого человека есть ещё и своя малая Родина, край, где он появляется на свет, растёт, учится, встречается с друзьями. Бывает, что человек уезжает в другие города, области, страны. Он живёт там, работает, там рождаются и его дети. Но повсюду, куда бы ни забросила жизнь, вежде и всегда мы помним родные места, где знаком каждый кустик, каждая тропинка. Через многие годы человек помнит вкус бабушкиных пирогов, запах родного дома.
Наши традиции – наше богатство. Жаль только, что многое из этих традиций забыто, многое ушло в прошлое.
Очень часто, в детстве, когда я приходила в гости к бабушке, я заставала её за очень интересным, на мой взгляд, занятием – бабушка сидела среди больших клубков из широких полосок ткани, в руке у неё был большой железный крючок, и из-под её проворных рук появлялся разноцветный коврик. С каждым витком становясь всё шире и шире. Я подолгу сидела возле ног бабушки и заворожено смотрела на её рукоделие. Разноцветные коврики были повсюду: на стульях и на диване, на полу возле двери и возле кровати.
Со временем я стала задумываться о том, кто первый и когда придумал изготавливать такие половички, для чего они были нужны, и, наконец, как самой создать самой подобное чудо? И я решила изучить причины возникновения вязания половиков крючком и секреты их изготовления.
Ещё в древности люди умели изготавливать нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца, скатерти, вязали кружева, плели из лозы и бересты корзины, миски, коробы, лепили из глины посуду и различные статуэтки.
Ручное изготовление разных изделий называется ремеслом. Людей с такими умелыми руками называли умельцами, а ещё – ремесленниками. Ремесло – это рукотворное мастерство.
Древние люди не раз пытались использовать даже паутину в качестве пряжи. В Китае из паутинного шёлка шили платья.
А вы знаете, кто заложил основу современного рукоделия – изобрели воздушные петли, различные виды вязания? Это пастухи. В древности вязанием занимались исключительно мужчины.
Кто придумал вязать половики? Это изделие было изобретено от бедности сообразительным и изобретательным народом для выстилания холодных полов в своем жилище.
А делалось это так: Любые старые носильные вещи либо другие тряпки независимо от цвета, материала и размеров, разрезались на полоски. Затем из этих нитей вязался половик. Обычно изделие представляло из себя вязаную дорожку шириной до метра, либо круглые, как коврики, прикроватные половички.
В наше время, когда народ начал отказываться от популярной моды на западные вещи, в моду вновь входят старинные предметы, в том числе и связанные своими руками половики.
В ход идут любые отжившие своё вещи. Конечно, половик выглядит веселее, когда в нём чередуются яркие разноцветные полосы.
Требования безопасности во время работы с крючком для вязания Я считаю выбранную мной тему актуальной, социально – и практически значимой, потому что это – часть русской культуры и наши традиции.
1. Вязальные крючки использовать только по назначению
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.
4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.
Пословицы и поговорки
Во времена наших бабушек пословицы и поговорки были непременной деталью жизни. А теперь поговорки стали чем-то далеким и забытым. Мы редко употребляем их в своей речи. А зря, ведь в русских пословицах и поговорках сокрыта многовековая мудрость. Интересны пословицы о труде и рукоделии.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Дело мастера боится.
За всякое дело берись умело.
Не начавши – думай, а начавши – делай.
Умелец, да рукодельник и себе и людям радость приносит.
Торопливый дважды одно дело делает.
Стихотворения
Вязание
Я крючком вяжу, вяжу –
Криво, как ни погляжу.
Стала думать головой .
Почему? – Крючок кривой!
Дай мне спицы, мама!
Спицы вяжут прямо.
Наряд для куклы
Вера Меньшикова
***
Екатерина Рыскова
Прохлаждаться в выходной
Нет минутки ни одной:
Я сижу вяжу крючком,
Мурзик борется с клубком.
Много столбиков подряд,
Все цвета за рядом ряд.
Вот и красочный берет –
Ничего нарядней нет!
Семь у радуги цветов –
Разноцветных семь клубков.
А украсит тот беретик
Чудный цветик-семицветик!
Полюбуюсь, погляжу
И к берету шарф свяжу.
Шарфик радужный такой,
С разноцветной бахромой.
Кукла Маша будет рада –
Нет подобного наряда!
Варежки связать бы ей,
Только это – посложней!
Поучусь у бабушки –
Будут ей и варежки!
На прогулку в день холодный
Выйдет Маша самой модной.
История зарождения вязания
Никто точно не знает, когда была связана первая петля. Но исследователи утверждают, что ручное вязание было придумано далеко до нашей эры.
Археологи утверждают, что древнейшие вязаные изделия появились 4 тыс. лет назад в Древнем Египте. Существуют официально подтвержденные факты того, что техникой данного вида прикладного искусства владели еще во времена строительства египетских пирамид.
Так, при археологических раскопках были обнаружены носки с отдельно вывязанным большим пальцем. Такой фасон позволял поверх них надевать сандали с ремешком между большим и указательным пальцами.
Из Египта вязание пришло в Европу. В Италии и Испании стали вязать в 12 веке, чуть позже во Франции. Постепенно вязание крючком превратилось в прибыльную промышленную отрасль. В 16 веке вязание уже покорило всю Европу.
Раньше люди вязали просто на пальцах, лишь впоследствии появились спицы и крючок. Изначально вязальщиками были только мужчины. Под страхом денежного взыскания работодатели не принимали на работу ни одной женщины. Им разрешалось только прясть пряжу. Но со временем вязание перешло в руки женщин, которые превратили его в настоящее искусство.
Производительность ручной вязки была очень низкой, готовые изделия стоили баснословных денег и были по карману лишь очень богатым людям. Например, в Европе вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского сапожника…
И только в 1589 году Уильям Ли изобрел первый ручной вязальный станок, увеличив скорость вязания более, чем в 100 раз. А к концу 18 века была создана круговая вязальная машинка. Изделия, связанные на машинке, стали доступны не только высшим слоям общества.
В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек.
Ценность ручной работы
С появлениям вязальных станков промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Выпускаемая продукция создавалась быстро, была недорогой и качественной. Однако изделия постепенно утратили свою индивидуальность, ведь ни одна машина и по сей день не может повторить ручное вязание крючком.
Люди устали от шаблонов, им хотелось чего-то необыкновенного, красивого, забавного. В связи с этим спрос на ручную работу вновь возрос.
Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.
Сегодня вязаные вещи и, особенно, вязаные игрушки своими руками на пике популярности. Этим видом рукоделия увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.
Что нужно для вязания крючком
Для создания интересных вязаных изделий нужны всего лишь крючок и нитки (пряжа).
Крючки классифицируются по размерам:
толстые,
тонкие,
длинные,
короткие.
Размер крючка определяет его головка. Обычно тонкими крючками – 0,5 – 1,5 мм вяжутся ажурные изделия, салфетки и кружево. Толстыми крючками № 2 – 6 вяжутся шерстяные изделия из толстых ниток. Длинный крючок используется для тунисского вязания.
При выборе крючка также следует обращать особое внимание на его ручку. Лучше всего, когда она пластмассовая или деревянная, а также присутствует сплюснутая часть.
Кроме крючка при вязании используются нити. Пряжа бывает разных видов: хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, акриловая и другие. Она продается в клубках или мотках.
Что можно связать с помощью крючка
Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным. Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. С помощью его возможно создание эксклюзивной одежды и элементов ее отделки, аксессуаров, сумок, украшений, скатертей, пледов, игрушек и предметов интерьера.
Создание вязаных изделий – занятие в высшей степени творческое. Техника достаточно проста и связать одежду, покрывала или игрушку, можно даже не имея большого опыта. Все зависит от желания.
Консультация для родителей
«Волшебные петельки»
Ни для кого не секрет, что в современном мире, переполненном компьютерами, планшетами и другими гаджетами, ребенка достаточно трудно увлечь полезными занятиями, например, различному ремеслу и рукоделию. Поэтому задача обучить ребенка рукоделию не всегда является легко выполнимой.
Такой вид рукоделия, как вязание, был всегда в почете. А вязаные вещи обычно красивы и необычны.
Вязание – это процесс получения вязаных вещей из непрерывной нити с помощью ручных инструментов, таких, как спицы и крючок.
Зачем учить детей вязать?
Какая польза от обучения вязанию? А польза, несомненно, есть:
· Вязание отлично тренирует маленькие пальчики детей, развивает их мелкую моторику;
· Вязание учит усидчивости, терпению, ведь не так просто связать даже шарфик для куклы;
· Развивается художественный вкус ребенка, его фантазии;
· Тренируется память малыша;
· Занятия вязанием прекрасно сближают ребенка и помогающую ему маму или бабушку;
· Вязаные вещи – это уникальные подарки родным, которыми малыш будет гордиться.
· Обучаясь вязанию, ребёнок становится более ловким, у него улучшается зрительно-моторная координация, то есть взаимодействие зрения и рук.
Что нужно, чтобы начать обучение вязанию?
Традиционно для вязания необходимы: пряжа, крючок и спицы.
Для детей дошкольного возраста овладение правилами использования этих инструментов – сложная задача. Манипулировать инструментами получается не у всех и не сразу. Взрослым необходимо постоянно контролировать процесс вязания, чтобы обеспечить безопасность при работе со спицами и крючком.
Как научить ребенка вязать?
Если мама вяжет сама, то отличным способом обучения станет совместное вязание вещей для любимой игрушки или куклы. Начните с самых простых вещей, например с шарфика или небольшой подушки.
Если же мама сама не владеет техникой вязания, но хочет, чтобы ее ребенок научился этому полезному занятию, то здесь на помощь вам придут множество мастер-классов, доступных в Интернете. Также, если у вас есть возможность, то отдайте ребенка в кружок по вязанию и будьте уверены, что в скором времени будет виден результат.
Когда ребенком будут освоены основные техники, то он вполне сможет учиться вязать шарфики, игрушки, небольшие предметы декора.
Обучение в дошкольной организации
Первый этап
Два-три занятия отводятся знакомству детей с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места. На этих занятиях, целью которых является формирование интереса и желания овладеть рукоделием, можно провести дидактические игры: «Помоги зверюшкам найти хвостик», «Чей это бантик?» (знакомство со свойствами пряжи: толщиной, цветом, шероховатостью…).
Знакомство с изделиями и инструментами проводится в виде путешествия на выставку или в Сказочную страну Вязания. Заинтересует детей история появления рукоделия, описанная в «Сказке о богине Арахне».
Начать свой рассказ педагог может так: «Вязание — очень древнее занятие, появившееся тогда, когда люди научились приручать коз, овец и верблюдов. Вязанием вначале занимались только мужчины. Они пасли животных, стригли шерсть, пряли нитки, вязали теплые шарфы, одеяла деревянным или костяным крючком…».
Второй этап
Занятия этого этапа и всех последующих — практические. На данном этапе обучения следует научить детей правильно располагать нить, подцеплять нить пальчиком, выполнять петлю.
Но прежде всего, следует научить ребенка правильно сидеть: прямо, касаясь корпусом спинки стула, слегка наклонившись вперед, держа работу на расстоянии 30 — 35 см от глаз. Перед началом и после окончания работы надо предложить малышу вымыть руки, чтобы нить и изделие всегда были чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
С этого этапа следует проводить на занятии пальчиковую гимнастику и физкультминутки, что позволит избежать переутомления.
Последовательность обучения:
1. Показ, как набирать петли;
2. Лицевые петли – раскладываем пряжу нужной нам длины так, чтобы все петли смотрели в одну сторону. Напротив раскладываем второй ряд пряжи так, чтобы петли смотрели навстречу друг другу. Начинаем вязать: петлю из верхнего ряда продеваем в петлю из нижнего ряда и вытягиваем. Следите, чтобы петли нижнего ряда не перекручивались, иначе получится другой рисунок. Так все петли верхнего ряда нужно продеть через петли нижнего ряда.
3. Лицевая гладь – это самый простой узор, который получается путем продевания петель;
4. Изнаночные петли – Располагаем рабочую нить поверх и протягиваем петельки сверху вниз;
5. Изнаночная гладь
6. Узор «Перекрученные петли».
Этот узор заключается в том, что петли нижнего ряда все время, перед провязыванием, перекручиваются в одном направлении в каждом ряду: перекрутили петлю-протянули петлю с рабочей нити.
7. Окончание работы.
Когда изделия готово необходимо закрыть его край. Для этого перейдите в начало последнего ряда.
Каждую предыдущую петлю наденьте сверху на следующую.
8. Чередование лицевых и изнаночных петель. Узоры
Помните, что если ребенку не нравится, ни в коем случае не нужно заставлять его этим заниматься.
Всегда помогайте, объясняйте и отвечайте на все вопросы. Возможно, у вас в семье растет будущий дизайнер и модельер!