Обоева Оксана Николаевна
преподаватель фортепиано
МБОУ ДО “Бугульминская детская школа искусств №2”
г.Бугульма
Оглавление.
1.Введение
2.Подготовительный «донотный» период обучения
2.1 Музыкально-слуховые данные и способы их выявления при
поступлении детей в музыкальную школу
2.2 Особенности подготовительного периода обучения
3.Заключение
4.Список использованной литературы
- Введение.
Музыкально-эстетическое воспитание детей является одним из важнейших звеньев воспитания подрастающего поколения.
Разработке вопросов музыкального воспитания и образования уделяю большое внимание. Изучаю и обобщая накопленный богатейший опыт прошлого и современные достижения. Мною прочитано большое количество разнопрофильных работ, раскрывающих общие принципы, конкретные формы и методы музыкального воспитания детей в процессе их обучения игре на фортепиано.
Глубоко прав Д.Б.Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми.
В нашей школе искусств осуществляется интересная экспериментальная работа по творческому внедрению новых музыкальновоспитательных методов в процессе индивидуального обучения младших школьников. Разумеется, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, педагоги, отдающие свою жизнь и силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками. Этой цели и должна послужить данная работа.
Объектом работы были дети младшего школьного возраста, обучающиеся школы искусств №2. Предметом явился уровень природных физических музыкально-слуховых данных и развивающихся музыкально-исполнительских способностей.
Актуальность разработки вопросов фортепианной детской педагогики продиктована требованиями жизни. Ведь уже на раннем этапе обучения игре на фортепиано дети полнее, чем при занятиях на каком-либо другом инструменте, знакомятся с музыкой, её выразительными возможностями.
Одной из центральных задач моей педагогической деятельности является поиск средств и приёмов интенсификации музыкально-слухового и творческого развития начинающих пианистов и её органичное проникновение в различные процессы обучения.
Существующая программа класса специального фортепиано для детских музыкальных школ, суммируя лучшие из опыта фортепианной педагогики прошлого и современности, ставит передо мною ряд конкретных задач, направленных на улучшение процессов воспитания и обучения пианиста, которые я стараюсь выполнять. Особое место отвожу развитию музыкального мышления обучающегося, достигаемого систематическим совершенствованием навыков музицирования. На видное место выдвигаю вопросы слухо-творческого воспитания пианиста.
2. Подготовительный «донотный» период обучения.
2.1 Музыкально-слуховые данные и способы их выявления при
поступлении детей в музыкальную школу.
Прежде чем начать обучение ребёнка игре на фортепиано, я проверяю его музыкально – слуховые данные. Полученные в первичном общении с ним сведения не будут исчерпывающими, однако помогут в выборе путей начального образования.
Компонентами музыкально-исполнительского дарования ребёнка являются, с одной стороны, комплекс природных физических музыкальнослуховых данных, и с другой – развивающихся музыкально-исполнительских способностей.
Проверка музыкально-слуховых данных помогает мне определить лишь начальный, пока ещё не до конца распознанный уровень музыкально-слуховых возможностей – первичных предпосылок для будущего обучения игре на инструменте.
Когда меня спрашивают родители моих учеников «надо ли учить ребенка музыке», мой ответ всегда бывает положительным. Ибо я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой и прекрасной её области, которую образует музыка.
Советуя учить музыке всех детей без исключения, я считаю, что первая встреча должна лишь помочь определить, когда и с чего надо начинать обучение, как знакомить ребёнка с музыкой. Первое испытание я провожу по заранее разработанному плану для того, чтобы начать занятия профессионального обучения.
В план я непременно включаю пение песенки, любой, какую знает ребёнок. Сначала песенку поёт ребёнок один, потом вместе со мной, под аккомпанемент фортепиано. Проверять интонацию лучше не на словах песни, а на какой-либо удобной гласной. Например, имитируя кукушку, предложить спеть в удобном регистре малую терцию или большую терцию (начало всем известной песенки «Чижик»). Малую секунду можно «промяукать» и т.д. Затем я перехожу к угадыванию регистров и высоты звука. Здесь на помощь мне снова приходят образы животных: медведь – низкий регистр, птицы – высокий и т.д.
Ритм проверяю в движении ребёнка под музыку. При этом, играя, внезапно изменяю сначала скорость, потом ритм музыки, под которую дети должны прыгать, бегать, ходить (к примеру, двухдольный на трехдольный или синкопированный).
В план свой включаю непременно простейшее определение характера: громко – тихо, весело – грустно; более сложное – устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике.
Наиболее полно слуховые данные детей, их проявления в области восприятия музыки и оценки её выразительных возможностей, обнаруживаю в обстановке работы подготовительных групп по воспитанию детей в музыкальной школе. Во всех видах занятий ставлю своей основной задачей широкое музыкально-эстетическое и слуховое воспитание детей средствами пения, пластических движений в связи с музыкой, слушанием музыки.
К этим способностям, кроме эмоциональной отзывчивости на слушаемую музыку, отношу такие музыкально психологические свойства, как степень устойчивости слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы, чистота и выразительность в пении.
Для детей, свободно чувствующих себя в пении, рекомендую подбирание на инструменте. Подбирание начинается с поступенных нисходящих и восходящих мелодических отрывков. Затем я пробую дать ему подобрать знакомую мелодию. Я не слишком отрицательно реагирую на отсутствие у ребёнка абсолютного слуха, мне гораздо важнее увидеть, загорится ли в глазах ребёнка огонёк интереса к «музыкальным действиям», в которых я предлагаю ему принять участие. Часто бывает с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию нреобходимых специфических для музыканта данных: слуха, памяти, ритма и т.д. Интерес и желание в большей мере, чем всё остальное, служат залогом успеха в обучении. Именно поэтому я не считаю, что наличие абсолютного слуха является единственным критерием музыкальных способностей.
Ритмическое чувство достаточно чётко устанавливаю при проверке звуковысотного слуха в пении (яркое подчёркивание ритмической пульсации мелодии). Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью выявления слуховых задатков. Свойства этой памяти обнаруживаю уже в процессе пения мелодических построений разной протяжённости. Для выявления уровня музыкальной одаренности весьма существенны показатели в области музыкально-образной памяти, т.е. способности к запоминанию музыки: при повторном проигрывании уже исполнявшихся произведений выявляю способности ребёнка к узнаванию произведения или отдельных его частей.
Начало испытаний (2-3 встречи) я предпочитаю проводить не с одним, а хотя бы с двумя-тремя детьми. «Вхождение» в музыку и выражение в ней себя для детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребёнок включается как бы в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине с взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети, тем лучше они себя проявляют во всем объёме своей маленькой личности. Если один молчалив и скрытен, это сразу будет замечено и восполнено активностью других; если другой забияка, слишком задиристый и прыткий, он «вырвется» из окружения и его невольно будут «усмирять» другие; если кто-то проявил особые способности, он «удивит» и невольно потянет за собой флегматичных или робеющих. Я неоднократно замечала, что когда объясняешь или спрашиваешь что-нибудь, и ребёнок ещё только начинает соображать, что ответить на вопрос, то рядом стоящий и наблюдающий, – если даже его способности не превышают уровня того, кому задан вопрос, – этот второй поднимает ручку и горд, счастлив, что он уже понял и первым может ответить. Со стороны ребёнок как-то легче улавливает, видит, понимает. Не думаю, что здесь имеет решающее значение род конкуренции, желание опередить товарища – просто качества, способствующие пониманию и освоению нового, так проявляются у ребёнка свободнее.
Если же встреча происходит с одним ребёнком, то первым делом надо распознать, чем ребёнок живет, что ему интересно. И тут все средства хороши, но главное – надо создать ассоциации с приятными ребёнку вещами.
Я хочу сказать, что безгранично верю в скрытые в ребёнке творческие силы, которые, если суметь их пробудить, могут яркой вспышкой озарить сложный педагогический процесс и позволить шагнуть через все скромно намеченные нормы и планы.
Если ребёнок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые не смеешь и надеяться.
- Особенности подготовительного периода обучения.
Подготовительный период является основой для успешного дальнейшего обучения – фундаментом для создания творческой личности, музыкально-грамотного человека. Часто именно от этого этапа, самого сложного и наиболее ответственного в музыкальной педагогике, зависит дальнейшая судьба ребёнка: будет ли он профессиональным музыкантом, горячим любителем музыки или навсегда останется к ней равнодушным. Это во многом зависит от мастерства педагога.
Зажечь, заразить ребёнка желанием овладеть языком музыки – моя главнейшая из первоначальных задач. Заинтересованность ребёнка к занятиям достигается правильным подходом к детской душе. Для этой цели создаю ассоциации со всем, что ему привычно и понятно. На уроках специальности я стараюсь как можно больше давать музыкальных произведений для слушания: разных по характеру, небольших по объёму. Это могут быть фрагменты, ведь внимание и навык слушать недостаточно сформирован.
Это формирует оценочный критерий ребёнка, его музыкальный «инстинкт», который в дальнейшем сможет служить надёжным компасом для ориентировки в огромном разнообразии музыкальных явлений.
«Музыка высокого качества» прежде всего отличается содержательностью, яркой и характерной художественной образностью, выразительностью мелодического языка, гармонии, ритма. Всем этим требованиям отвечает народное творчество – татарские, русские, украинские и др. народные песни и танцы, произведения классиков мировой музыки, которые были и остаются фундаментом музыкального воспитания. Это и лучшие образцы современной музыки, которая особенно созвучна юному поколению своим содержанием и эмоциональным строем. Прослушивание музыки чередую с беседами о представленных образах, как правило, сказочных: лисичка и зайчик, Баба-яга, Золушка.
В работе с детьми стараюсь брать произведения, связанные с игрой, сказкой, фантазией. Главное не отпугнуть детей чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным и скучным. Поём песни, попевки, обращая внимание на их характер и настроение.
Знакомлю детей с доступной и понятной им музыкой, предлагаю нарисовать представленный образ.
Знакомство с нотным текстом, с длительностями, тактом, размером тоже проходит в игровой доступной форме с использованием иллюстраций, наглядных пособий, подобранных и нарисованных мной и используемых очень часто в дальнейшей работе.
Процесс постановки руки начинаю с упражнений. Каждое имеет близкое детскому воображению название: «качели», «листики», «надувная кукла», «лошадка», «гномики» и т.п.
Фантазии вызывают у ребёнка ассоциации, и помогают выполнить очень точно каждое упражнение. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка, стараюсь заинтересовать ярким, качественным исполнением. Понравившаяся мелодия вызывает желание спеть, подобрать на музыкальном инструменте. Это тоже то, чем мы занимаемся в «донотный» период – подбору знакомых, любимых песенок и мелодий.
Подбирая по слуху на фортепиано, ребёнок пробует играть их с любой клавиши. Транспонирование служит развитию слуха и ориентировке на клавиатуре, усвоению звучания различных интервалов и представлению об их расположении на клавиатуре.
Присочиняем аккомпанемент и играем в ансамбле. Детям очень нравится играть в ансамбле. Ведь для своего возраста, а также навыков и умений, они не могут исполнять сольно так, как получается при игре в ансамбле – красочно и многозвучно.
Занимаемся подтекстовкой. Это происходит позже, когда мы переходим к игре по нотам пьес без слов. Присочиняем слова к мелодии, что помогает ребёнку лучше осмыслить метроритмическую структуру и её образно-выразительный строй. Тогда пьесы разучиваются значительно быстрее и музыкальные данные ребёнка получают большой стимул для своего развития. Всё это способствует обогащению музыкальных впечатлений, следовательно, возрастает интерес к музыке. Слова помогают конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук. Ведь каждый образ диктует определённые исполнительские приёмы: штриховые, динамические. Более того, от яркости образа у ребёнка, как бы само собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук. И я помогаю, направляю воображение по правильному пути, используя уже перечисленные приёмы.
От педагога в каждый момент работы требуется большое внимание, такт и понимание особенностей ученика. Сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащегося своим темпераментом и творческой заинтересованностью.
Одно из условий в ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога.
Ребёнок от природы доверчив и восприимчив, поэтому я серьёзно и ответственно отношусь к начинающим обучение музыке. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребёнка в узкий круг профессиональных навыков.
Переходя к профессиональному обучению, в первую очередь стараюсь как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания.
4. 3аключение.
Задача начального периода обучения и моя задача – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно – увлекательной для этого возраста форме. Основное положение общей педагогики – связь обучения, воспитания и развития – находит естественное отражение в принципах первоначального фортепианного обучения.
В работе с начинающими заостряю внимание, особенно на музыкальновоспитательных приёмах обучения близких к общим формам воспитания младших школьников. Объединяю развитие творческо-слуховых, пианистических, познавательных способностей в единую систему методов и дидактических приёмов обучения.
Моё искусство обучения начинающих заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ученика.
Раскрывая основную направленность обучения начинающих пианистов, Г. Нейгауз отмечал: «Учитель игры на любом инструменте… должен быть, прежде всего учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося».
Главенствующим исходным положением в моей системе комплексного обучения начинающих пианистов является соединение принципов музыкально-эстетического воспитания с исполнительским обучением. Стремление к содержательности, правдивости исполнения, естественному и красивому звучанию инструмента в сочетании с последовательным усвоением исполнительских навыков – таков девиз моей системы комплексного обучения.
Методические принципы начальной фортепианной педагогики строятся на важнейших взаимосвязанных звеньях воспитывающего музыкального обучения.
В первую очередь акцентирую внимание на развитие слуховой и музыкально-образных сфер, эмоционального и интеллектуального начал, художественно-творческой и двигательно-технических сфер, исполнительского и музыкально – теоретического образования.
Все эти принципы в практике учебно-воспитательной работы я реализую в системе музыкально-педагогических и общепедагогических методов и приемов обучения.
Систематическая, кропотливая работа даёт прекрасные результаты. Обучающиеся моего класса специального фортепиано: солисты Ахметов Руслан, Лысова Екатерина, Сухомяткина Надежда, Абдулхаирова Ангелина, фортепианный ансамбль «Гармония» – многократные призёры на республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. О достижениях и успехах в работе свидетельствуют многочисленные благодарственные письма, грамоты и дипломы.
Общепедагогические принципы доступности, постепенности и наглядности особенно близки к моей практике обучения начинающих пианистов. Ещё раз хотелось бы отметить те методы и приемы работы, которые являются наиболее действенными в моей работе с обучающимися начальных классов: подготовка к восприятию новых для ученика
художественных и пианистических явлений и задач; исполнительский показ; прочное закрепление приобретаемых навыков и знаний; наведение, словесное пояснение; приём вычленения простого в сложном.
Заинтересованность ученика и все перечисленные приёмы и методы работы, именно в самый сложный период могут дать ожидаемый результат – развить музыкальные данные маленькой личности.
5. Список использованной литературы.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога- пианиста с детьми дошкольного и младшего возраста. М., 1975.
- Баренбойм Л. Размышления о музыкальной педагогике // Баренбойм Л. За полвека: Очерки: Статьи: Материалы. Л., 1989.
- Выготский Л. Психология искусства / Изд. 3-е. М.: Педагогика, 1986.
- Гольденвейзер А. 32 сонаты Бетховена. Исполнительские комментарии. М.: Музыка, 1966.
- Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982.
- Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учебное пособие. М.: Музыка, 1980.
- Черни К. Полная теоретическая и практическая фортепианная школа // Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев: Музична Украина, 1974.
- Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960.