Надежда Николаевна Старчеусова
учитель
ГБОУ “Сокольская школа-интернат для детей с ОВЗ
г. Бугульма
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в здоровье является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы инклюзивного образования в любой стране мира, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Коррекционно-развивающая работа — это комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.
Когда говорят о коррекционно — развивающей работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.
Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в школе. Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях. Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.
Вся система коррекционно-развивающей работы направлена:
на реализацию комплексного индивидуально – ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития:
– это обучающиеся с задержкой психического развития;
– это обучающиеся с интеллектуальной недоразвитием;
– это обучающиеся с умственной отсталостью;
Основой коррекционно-развивающей работы является материальное оснащение учебно-воспитательного процесса. Использование в коррекционно-развивающей работе школы информационных, коммуникационных технологий является важным условием реализации образовательных стандартов. Однако принципиальным является то, что коррекционно-развивающая работа не является неким самостоятельным разделом в учебно-воспитательном процессе, она пронизывает все направления деятельности школы, все аспекты учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность и внеклассную работу. Коррекционно-развивающая работа включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение внеклассных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и всестороннего развития.
Внеклассное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм деятельности, в которой заложена тесная связь с уроками образовательного цикла. В школе проводятся занятия, направленные на формирование навыков самообслуживания, социальную и бытовую адаптацию, развитие коммуникативной функции, всех психических процессов. Основной задачей внеклассных занятий является формирование навыка общения и адаптации к окружающему миру.
Самостоятельная учебная работа преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности обучающихся. При этом возникают новые возможности в развитии у детей положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
Важное место в системе коррекционно-развивающих технологий принадлежит внеклассным мероприятиям, познавательным экскурсиям, прогулкам. Это и посещение кружков, выставок, различных мероприятий в школе и за ее пределами, взаимодействие с различными организациями по проектам, игры на свежем воздухе. Все мероприятия направлены на коррекцию имеющихся недостатков детей, на всестороннее развитие, на желание и умение общаться с окружающими людьми.
Мероприятия, внеклассные занятия, самоподготовка в школе проводятся с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья по нескольким направлениям:
– адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;
– развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);
– развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения;
– ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.
На уроках и при самоподготовке формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
– умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;
– умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;
– умение осуществлять взаимный контроль;
– умение оценивать правильность выполнения задания сверстников.
Обучая и воспитывая детей, педагог формирует житейские понятия, организационные умения и навыки и умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
– соблюдение интересов ребёнка;
– системность;
– непрерывность;
– вариативность;
– принцип личностно-ориентированного подхода;
– принцип дифференцированного подхода;
– принцип доступности предлагаемого материала.
Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя и психолога: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование речевых навыков как средство социализации детей с ОВЗ
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.
Речевое развитие детей с нарушениями интеллекта характеризуется нарушением всех компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения воспитанников и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии речи. Особо острой эта проблема встречается в школе 8 вида для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного школьника в целом и детей с ОВЗ в частности.
Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь – обязательное условие и фундамент дальнейшей социализации детей.
Основная задача школы для детей с ОВЗ – подготовка учащихся к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного речевого общения, умения связно, последовательно и логично излагать свои мысли. Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).
Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Чтение, являясь в период обучения в коррекционной школе одним их главных средств открытия мира, связано с развитием лингвистического мышления, которое предполагает не только уяснение значения слов, частей слова, но и сообщение в целом смысла высказывания, мотивов, отношений автора к событиям. Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Моделирование на уроках различных игровых и учебных ситуаций диктует необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса учителя. Наиболее сложным видом работы на уроках чтения является использование элементов драматизации. Хотя именно этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся.
Драматизация и ее элементы способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации речевого общения.
Термин «драматизация» (производное от греч. «drama» – действие, точнее, переживание в действии). Драматизировать – значит придавать какому-либо произведению драматическую форму. Поэтому драматизм — это эстетическая категория, характеризующаяся действием, отражающим противоречия и конфликты человеческой жизни. Термин «драматизация» используется в двух основных понятийных значениях: художественном (форма драматического перенесения на сцену событий и явлений, межличностных отношений людей в разрезе определенной жизненной ситуации) и педагогическом (способ организации взаимодействия педагога и учащегося в ситуациях педагогической коммуникации).В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, драматизация используется в качестве самостоятельной технологии для освоения темы, понятия или раздела учебного процесса (В. А. Караковский), как элемент более широкой технологии, в качестве средства воспитания (С. Р. Фейгинов), как технология внеклассной работы (В. Г. Ширяева).
Драматизация – это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественной литературы.
Необходимо всю работу по социализации обучающихся, проводить, опираясь на жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.