Находясь на границе медицины и психологии, современная логопедия находится в постоянном поиске новых эффективных форм и методов работы с детьми с нарушениями речи.
Работая с детьми с речевыми нарушениями, мы сталкиваемся с проблемами в их обучении-недостатки звукопроизношения, бедностью словарного запаса, аграмматизмами и др. Современный ребёнок, к сожалению, много времени проводит за компьютером. Его сложно увлечь.
Как современные педагоги мы находимся в постоянном поиске наиболее эффективных технологий взаимодействия учителя-логопеда с ребёнком, находим новые стимулы.
Одной из таких педагогических технологий считаем метод интеллект-карты.
Интеллект-карта или умная карта, карта мыслей. Это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
Американский психолог Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. В своей статье «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников» она писала, что «примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, дошкольник в большей степени способен к восприятию правополушарной информации, но тем не менее акцент в образовании долгое время делался на левое полушарие.
Мы взяли метод интеллект-карт как идею и адаптировали в логопедической работе с детьми.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Как проходит работа с интеллект-картой?
Накануне мы с детьми определяемся с лексической темой на следующую неделю. Предлагаем детям дома подобрать картинки по теме. Тем самым, ненавязчиво вовлекаем и родителей в эту работу. Дети приносят вырезанные или нарисованные картинки. Мы их классифицируем по подгруппам, дети приклеивают их на общий лист. Попутно дети развивают мелкую моторику. В вечерний отрезок времени вместе с воспитателями дети называют слова-существительные. К каждому существительному подбираются слова-признаки, далее слова-действия.
Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту. Работа проводится, как индивидуально, так и на фронтальных занятиях.
С помощью метода интеллект-карты мы подвели к более тесному сотрудничеству родителей и педагогов. Считаю, что есть и наша заслуга в том, что родители стали больше времени проводить с ребёнком.
Если говорить о психических процессах, то у детей:
– развивается способность к мышлению;
– развивается восприятие;
– память;
– творческие способности;
– воображение.
А в развитии связной речи:
– пополнился словарный запас;
– улучшилась лексико – грамматическая структура речи;
– дети научились связно, последовательно излагать свои мысли.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
-наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
-привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
-запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
-своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
-творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
-возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Благодаря сочетанию традиционных и инновационных технологий в конце года значительно повышается уровень развития речи детей.
Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств, умения слушать педагога и сверстников, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
Порядок составления интеллект-карты:
1. Выделение ключевых понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте.
3. Составление предложений по каждой ветке.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.
Работа при составлении интеллект — карты строятся следующим образом:
1 вариант:
– Обозначается тема занятия и размещается в центре (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
– Дети называют конкретные существительные. Изображают либо выбирают готовые картинки – изображения тех предметов, которые назвали.
– Дети к каждому существительному подбирают слова-признаки (размещается в виде треугольника с двумя волнистыми линиями).
2 вариант:
– К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия (размещается в виде треугольника с двумя прямыми линиями).
На заключительном этапе работы по речевой теме недели дошкольники по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения и рассказы из использованных раннее слов.
В условиях реализации ФГОС для детей с речевыми нарушениями использование «ментальных карт» позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Непосредственное участие обучающихся в составлении «ментальных карт» способствует развитию восприятия, памяти, воображения, мелкой моторики и, конечно, речи. Метод ментальных карт отрабатывался на практике на протяжении трех лет. Итоговая диагностика показала, что уровень развития лексико-грамматических категорий значительно повысился (21%). Повысился и уровень развития связной речи (11%). Проводимая таким образом коррекционная работа с использованием метода «ментальных карт», дает свои положительные результаты.