Жаренкова Наталья Зуфаровна
Воспитатель
МБДОУ №1 “Дюймовочка”
с. Русский Акташ, Альметьевский район, РТ
Цель занятия: дать учащимся представление о том, что такое ментальная арифметика, познакомить их со счётами Соробан, мотивировать детей на вовлечение в учебный процесс.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами работы на нем; ввести понятие ментального счета; развивать мелкую моторику и межполушарные связи
Метопредметные: содействовать развитию интеллекта ребенка
Личностные: формировать стойкий интерес к ментальной арифметике
Планируемые результаты: Вызвать интерес к ментальной арифметике.
Тип занятия: комбинированное
Оборудование: доска, мяч, абакус – соробан, ученические соробаны, карандаши, ПК, видео со счетом на соробане, рабочие тетради.
Методические приемы:
Деятельностный (тема занятия)
Практический (действия с абакусом)
Игровой (игры с абакусом и флэш-картами, зарядка для рук).
Наглядный (видео и иллюстрации цифр на абакусе).
Словесный (повествование, вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия)
Ход:
- Знакомство (3 минуты).
Целью данной игры является разрушение барьеров между учениками, поэтому важно сыграть в нее уже на первом уроке.
А также данная игра способствует развитию навыков концентрации у игроков, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, поэтому данную игру необходимо играть по ходу всего курса.
Для игры понадобится мяч.
Правила игры:
– Итак, внимание! Все образуем большой круг.
– Я сейчас брошу мяч одному из вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого ребенка, который, в свою очередь, бросает мяч другому участнику, называя его имя.
И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному порядку. После чего учитель бросает мяч, называя имя того, кому бросает, и того, кто стоит справа. Игра продолжается.
- Введение в ментальную арифметику: знакомство детей с историей счётов, просмотр видео о том, как дети считают в уме, мотивация учащихся на вовлечение в учебный процесс (7 минут)
– Ребята, обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как работает продавец в магазине? Что помогает ему посчитать стоимость всех товаров, которые вы покупаете? (калькулятор)
– Очень давно в азиатских странах для этого использовались специальные счёты. Люди применяли их не только в торговле, но и тогда, когда нужно было произвести какие-то серьезные научные вычисления. Когда появились калькуляторы, счетами не перестали пользоваться, поскольку на них работали быстро и безошибочно, а после постоянного использования счет люди могли держать любые большие числа в уме.
– Какое самое большое число вы знаете? (ответы детей)
– Работая со счётами, люди с легкостью складывали и умножали бы такие числа!
– И вот, совсем недавно, в эпоху компьютеров, человек вновь обратился к
древним счётам. Теперь на них учатся считать современные дети, и они настолько хорошо овладевают счетом, что могут решать сложнейшие задачи в уме!
– Посмотрите, как считают современные дети.
Видео на интерактивной доске.
https://www.youtube.com/watch?v=GEb3SFNayxQ Казахский мальчик считает в уме.
– Здорово? Вам хочется так же быстро и правильно считать, как этот мальчик?
– На занятиях по ментальной арифметике мы будем учиться работать со счётами, решать интересные задачи, играть, и в скором времени вы сможете так же удивлять своих мам, пап, бабушек, дедушек и друзей, как и мальчик на видео.
- Знакомство с соробаном: рассказать детям о составных частях соробана, о том, как с ним работать, развиваем моторику рук (7 минут).
– А теперь давайте познакомимся со счетами. Они называются соробан. Он состоит из рамы, расчётной линейки, вертикальных стержней, на каждом из которых находятся бусины. Нижний ряд бусин мы называем «друзьями». Верхний ряд бусин – «братья» (по ходу рассказа каждую часть необходимо демонстрировать)
– Ребята, у вас друзей много? (ответы детей)
– А братьев поменьше?
– Посмотрите на самый первый стержень. Чтобы отложить на нём 1, мы поднимаем 1 бусинку. Чтобы отложить 2 – соответственно 2 бусины. (показать до 4х)
– «Друзей» мы поднимаем большим пальцем, а с «братьями» мы будем работать указательным пальцем. Когда мы научимся работать с первым стержнем, мы перейдём к работе со вторым, третьим и последующими. Тогда нам понадобятся уже две руки. С первым стержнем мы всегда работаем правой рукой, а со вторым – левой.
-Ребята, я буду показывать вам на большом соробане, а вы работайте с маленькими. (Подойти обязательно к каждому ученику, проследить, как он работает пальцами, если нужно – подкорректировать).
– Посчитайте, сколько бусинок находится под расчетной линейкой, а сколько – над? (считаем на одном стержне).
– Чтобы отложить на соробане число 5, нам нужно ОПУСТИТЬ «брата» (чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок)
– Если вы хотите показать на соробане новое число, обязательно нужно его обнулить. Это значит, что «друзья» должны быть опущены, а «братья» – подняты, а расчётная линейка – пустая. Как мы можем обнулить соробан? Сложите 2 пальчика (большой и указательный) в виде клювика и проведите «клювиком» по расчётной линейке между бусинками справа налево.
– Бусинки разошлись в разные стороны? Попробуем еще раз!
- Подвижная игра: важно вовремя переключить детей на другой вид деятельности, чтобы не утомлять их; подвижные игры дают детям возможность ощутить свободу движений, а также делают занятие более динамичным и придают ему непринужденность.
«Робот» (на первых занятиях эта игра особенно хороша тем, что сплочает детей как единый коллектив, а также дает возможность лучше запомнить имена друг друга) – 3 минуты
Все образуют круг, педагог – в центре круга.
Правила игры: – Я робот. Вы – куклы. Выбрав одну, я МЕДЛЕННО иду в её сторону, подняв руки на 90 градусов. Кукла, видя это, подмигивает другому участнику, прося тем самым помощи, чтобы не встретиться с роботом, спаситель называет имя одного из участников (но не свое имя). Если за это время робот не дошел до первой куклы, то он перенаправляется к тому участнику, имя которого назвал спаситель. Если же робот успел коснуться куклы, то они меняются местами, она становится роботом. Игра продолжается.
- Работа с тетрадью: закрепление знания о составных частях соробана (4 минуты).
– У вас на столах лежат тетради. Посмотрите, что и кто на них изображен?
– Откройте книгу на странице 4. Этого мальчика зовут Андрей. Он так же, как и вы хочет научиться работать с соробаном. Будем учиться вместе?
– Посмотрите на пятую страницу. Что вы видите в центре? (соробан)
– Кто запомнил, как называются части, из которых состоит соробан? (соотносим каждую часть в учебнике с большим и маленькими соробанами)
- Итог урока, домашнее задание (2 минуты)
– Ребята, на каком уроке вы сегодня побывали?
– Как называются такие счёты? (показать)
– Где находятся «друзья»? А «братья»?
– Что вам запомнилось больше всего на занятии?
Домашнее задание: нарисовать соробан и рассказать о нём родителям.
Экстра-задание (на случай, если останется время)
Проверка развития фотографической памяти.
– Посмотрите на эту картинку. Запомните, что на ней. Сейчас я её уберу, а вы попробуйте рассказать, что на ней изображено.
(Опрашивать каждого ребёнка по картинке)
-Кого вы видели на картинке?
-Какое время года изображено на ней?
-Почему вы так подумали?
-Расскажите, что делают дети.
-Если сможете, опишите одного ребёнка: во что он одет, какого цвета у него волосы, какая у него игрушка.
-Есть ли животные на этой картинке?
-Кто из взрослых изображён на картинке?