Замалиева Диляра Асхатовна
старший воспитатель
МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка»
пгт. Рыбная Слобода, Республика Татарстан
Первые годы жизни ребенка являются решающими в становлении основ его личности, исходя из этого, важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком общественного опыта. На каждом возрастном этапе развития дошкольника существует свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, в дальнейшем – мир родного края и, наконец, мир Родины – России.
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине. Фундаментом нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности, такие как: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, оказывая существенное влияние на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, через призму народных песен и музыки, игрушек и игр, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры – забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к культуре. К сожалению, современные дети, и даже взрослые, очень поверхностно знакомы с культурой своего народа.
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Более глубокое изучение истории родного села – Рыбная Слобода, с помощью целевых прогулок и экскурсий, закреплением названий улиц, знакомством с историческим наследием села расширяет знания детей о рыбаках, о селе, как рыбацком поселке. Окунувшись в прошлое, можно многое узнать о кружевном, чеканном, бондарном, ювелирном деле, воспроизвести старинные изделия, и, конечно же, познакомиться с устным народным творчеством русского народа Рыбно-Слободского района конца XVIII начала IX веков.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «Родина», «Государство», «Общество».
Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за Отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям и других народов.