Методические указания по выполнению практических работ по ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) содержит рекомендации по проведению практических занятий по МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта).и положения об организации и проведении лабораторных и практических-семинарских занятий (Приказ № 206 от 18.03.2020).
Организация разработчик и правообладатель: – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Казани (филиал СамГУПС в г. Казани)
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
2. |
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ |
6 |
3. |
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
7 |
4. |
ИНФОРМАЦИОНННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ |
21 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических работ по ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) содержит рекомендации по проведению практических занятий по МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта).
Содержание и объем практических работ соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ППССЗ с учетом профиля получаемого профессионального образования (технический профиль).
В результате выполнения практических работ обучающиеся приобретают навыки экспериментальных методов исследования (наблюдение, измерение и оформление результатов, планирование), учатся конструировать, переходить от действия в знакомой ситуации к действию в измененной ситуации, решать практические задачи путем постановки опыта, на основе специально разработанных заданий. У обучающихся воспитываются аккуратность и бережливость, появляется интерес к содержанию учебного материала.
В процессе выполнения данных работ от обучающегося требуется: закрепить теоретический материал, получить практические навыки, овладеть техникой экспериментального исследования, а также приобрести навыки оценки результатов на основании полученных данных.
Практические занятия должны проводиться после изучения соответствующего теоретического материала программы. Данное методическое указание имеет определенную структуру.
Каждая работа включает в себя: номер по порядку; тему работы; цель работы; перечень необходимого оборудования для выполнения экспериментальной части работы; Работу необходимо выполнять согласно порядка выполнения работы с пошаговым описанием всех действий, сделать выводы по работе, ответить на контрольные вопросы.
На практических занятиях формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. |
ПК 1.2 |
Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. |
ПК 1.3 |
Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартные и нестандартные ситуации и нести за них ответственность |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
В ходе изучения дисциплины и выполнения практических работ обучающийся должен:
У.1-анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности
У.2-использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
У.3-применять компьютерные средства;
знать:
З.1-оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам) (железнодорожный транспорт);
З.2-основы эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;
З.3-систему учета, отчета и анализа работы;
З.4-основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;
З.5-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Критерии оценивания практических работ:
1) оценка «5» ставится, если работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы;
2) оценка «4» опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении, или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) оценка «3» ставится, работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки;
4) оценка «2» – работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
2.ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Общие требования охраны труда.
1.1. к работе в учебном кабинете (лаборатории) допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, знающие правила пожарной безопасности.
1.2. при работе в кабинете должны соблюдаться правила поведения, расписание учебных занятий, установленный режим труда и отдыха.
1.3. при проведении занятий возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
– нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе мебели;
– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
– поражение электрическим током при неисправном оборудовании кабинета.
1.4. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, уметь пользоваться или уметь оказывать медицинскую помощь при травмах.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который обязан немедленно уведомить об этом администрацию филиала СамГУПС в г. Казани.
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.7. С обучающимися, допустившими невыполнение или нарушение инструкции по охране труда в кабинете, проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом занятия.
2.1. Включите полностью освещение в кабинете, убедиться в правильности работы светильников. Наименьшая освещенность в кабинете (лаборатории) должна быть не менее 300 Лк (20 Вт/м2) при люминесцентных лампах.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: коммуникационные коробки выключателей и розеток не должны иметь трещин, сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
2.4. Убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
3.1. При возникновении пожара необходимо немедленно эвакуировать обучающихся из здания, сообщить о пожаре администрации филиала СамГУПС в г. Казани и в ближайшую пожарную часть.
3.2. При прорыве системы отопления удалить обучающихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
3.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации филиала СамГУПС в г. Казани, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4. Требования безопасности по окончании занятия.
4.1. Выключить демонстрационные приборы, устройства и т.д..
4.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
4.3. Закрыть окна и выключить свет.
3.УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическое занятие №6
Тема: Работа в АРМ ДСП (ДНЦ). Организация приема-отправления поездов при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи на примере диспетчерского участка Союз – Волга с использованием имитационного тренажера ДСП/ДНЦ.
Цель: отработка действий ДСП/ ДНЦ по приему и отправлению поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ на имитационном тренажере ДСП/ДНЦ.
Практическое занятие №6.1
Тема: Неисправность светофоров.
Цель: отработка действий дежурного по станции и поездного диспетчера при невозможности открытия входного и выходного сигнала с использованием имитационного тренажера ДСП/ ДНЦ.
Оборудование: имитационный тренажер ДСП/ДНЦ, диспетчерский участок Союз – Волга.
Краткие теоретические сведения.
1. Действия ДСП при невозможности открытия входного сигнала.
При невозможности открытия входного сигнала ДСП должен:
– убедиться в правильности приготовления маршрута по контрольным приборам управления путем подсветки пульт-табло;
– проверить, действительно ли свободен путь приема и изолированные участки, входящие в маршрут;
– сделать запись в Журнале ДУ 46 по форме:
«Светофор Н не открывается на разрешающий огонь при правильно установленном маршруте. ДСП …».
– сообщить об этом начальнику станции, поездному диспетчеру, электромеханику и работникам всех причастных служб.
На тренажере поезд может быть принят на станцию:
– по пригласительному сигналу на входном светофоре;
– по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту поезда по радиосвязи:
Регистрируемый приказ дежурного по станции по радиосвязи о приеме поезда при запрещающем показании входного светофора передается по форме:
«Приказ №…. Время: часы, мин. Машинисту поезда № …. Я, дежурный по станции….(наименование станции), разрешаю Вам следовать на … путь при запрещающем показании входного светофора. Маршрут приема готов. ДСП….(фамилия)».
Перед приемом поезда по пригласительному сигналу или по приказу ДСП обязан:
– установить стрелочные рукоятки в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте и убедиться в правильности установки маршрута по контрольным приборам;
– на все стрелочные рукоятки стрелок, входящих в маршрут и охранных, надеть красные колпачки;
– замкнуть маршрут попутными маневровыми сигналами;
– нажать кнопку четное «Четное (Нечетное) замыкание стрелок», сделать запись в Журнале ДУ46 о срыве пломбы с кнопки: «Сорвана пломба с кнопки Неч. Зам. стр. (Чет. Зам. стр.). ДСП …»
Доложить ДНЦ о готовности маршрута.
При приеме поезда по пригласительному сигналу о срыве пломбы с кнопки пригласительного сигнал в Журнале ДУ 46 делается запись:
«Сорвана пломба с кнопки пригласительного сигнала Н. ДСП …»
Действия ДСП при самопроизвольном перекрытии входного сигнала.
При самопроизвольном перекрытии входного сигнала ДСП должен убедиться:
– в правильности установки стрелок в маршруте по приборам на пульте управления;
– в свободности изолированных участков и пути приема;
-в наличии контроля положения всех стрелок, входящих в маршрут приема, в том числе и охранных, после чего вновь открыть выходной светофор.
Если светофор откроется, то пользоваться им разрешается и в дальнейшем. О случае самопроизвольного перекрытия сигнала ДСП должен сделать запись в Журнале ДУ-46 и сообщить электромеханику.
Если при правильно установленном маршруте вторично светофор не открывается, то поезда до выявления и устранения неисправности должны приниматься при запрещающем показании входного сигнала согласно ТРА станции.
2. Действия ДСП при невозможности открытия выходного сигнала
При невозможности открытия выходного сигнала ДСП должен:
– убедиться в правильности приготовления маршрута по контрольным приборам управления путем подсветки пульт-табло;
– проверить, действительно ли свободен первый блок-участок удаления и изолированные участки, входящие в маршрут;
– сделать запись в Журнале ДУ 46 по форме:
«Светофор Н I не открывается на разрешающий огонь при правильно установленном маршруте. ДСП …».
– сообщить об этом начальнику станции, поездному диспетчеру, электромеханику и работникам всех причастных служб.
Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям приборов управления) первом блок-участке выходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпутный перегон по правильному пути:
По пригласительному сигналу на выходном светофоре;
По регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи:
«Приказ №…. Дата…. Время…. (часы, минуты). Разрешаю поезду №… отправиться с … пути по … главному пути при запрещающем показании выходного (маршрутного) светофора литер…, и следовать до первого проходного (выходного, маршрутного) светофора литер…, а далее руководствоваться сигналами автоблокировки. ДСП…»;
По разрешению на бланке зеленого цвета формы ДУ 54 с заполнением пункта 1.
Перед отправлением поезда по пригласительному сигналу или по приказу ДСП обязан:
– установить стрелочные рукоятки в положение, соответствующее положению стрелок в маршруте и убедиться в правильности установки маршрута по контрольным приборам;
– на все стрелочные рукоятки стрелок, входящих в маршрут и охранных, надеть красные колпачки;
– замкнуть маршрут попутными маневровыми сигналами;
– нажать кнопку четное «Четное (Нечетное) замыкание стрелок», сделать запись в Журнале ДУ46 о срыве пломбы с кнопки: «Сорвана пломба с кнопки Неч. Зам. стр. (Чет. Зам. стр.). ДСП …»
Доложить ДНЦ о готовности маршрута.
При отправлении поезда по пригласительному сигналу о срыве пломбы с кнопки пригласительного сигнал в Журнале ДУ 46 делается запись:
«Сорвана пломба с кнопки пригласительного сигнала Н. ДСП …»
Действия ДСП при самопроизвольном перекрытии выходного сигнала.
При самопроизвольном перекрытии выходного сигнала ДСП должен убедиться:
– в правильности установки стрелок в маршруте по приборам на пульте управления;
– в свободности первого блок-участка удаления за выходным светофором;
-в наличии контроля положения всех стрелок, входящих в маршрут приема, в том числе и охранных, после чего вновь открыть выходной светофор.
Если светофор откроется, то пользоваться им разрешается и в дальнейшем. О случае самопроизвольного перекрытия сигнала ДСП должен сделать запись в Журнале ДУ-46 и сообщить электромеханику.
Если при правильно установленном маршруте вторично светофор не открывается, то поезда до выявления и устранения неисправности должны отправляться при запрещающем показании выходного сигнала согласно ТРА станции.
Практическое занятие №6.2
Тема: Ложная занятость (пути, стрелочного участка).
Цель: отработка действий дежурного по станции и поездного диспетчера при ложной занятости с использованием имитационного тренажера ДСП/ ДНЦ.
Оборудование: имитационный тренажер ДСП/ДНЦ, диспетчерский участок Союз – Волга.
Краткие теоретические сведения.
1.Действия ДСП при ложной занятости
При обнаружении ложной занятости пути ДСП обязан:
– убедиться в фактической свободности пути порядком, предусмотренным ТРА станции;
– сделать запись в Журнале ДУ-46: «7 путь показывает ложную занятость. ДСП …».
– сообщить о неисправности ДНЦ, ДС, ШН, ПДБ с отметкой в Журнале ДУ 46 о времени сообщения, должности и фамилии работника, кому сообщено, способе сообщения;
– приготовить маршрут приема поезда. Для этого замкнуть маршрут попутными маневровыми сигналами. Перевести стрелки, входящие в маршрут, в соответствующее положение, на рукоятки стрелок навесить красные колпачки;
– нажать кнопку четное (нечетное) замыкание стрелок, сделать запись в Журнале ДУ46 о срыве пломбы с кнопки: «Сорвана пломба с кнопки Неч. Зам. стр. (Чет. Зам. стр.). ДСП …»
– доложить ДНЦ о готовности маршрута.
Перед каждым приемом поезда на этот путь ДСП должен убедиться в фактической его свободности от подвижного состава порядком, предусмотренным ТРА станции.
2.Действия ДСП при ложной занятости стрелочного изолированного участка
При ложной занятости стрелочного изолированного участка ДСП обязан:
– проверить фактическую свободность стрелочного изолированного участка;
– сделать запись в Журнале осмотра ДУ 46.
Например: «Участок 5-9 СП показывает ложную занятость. ДСП …»
– сообщить о неисправности ДНЦ, ДС, ШН, ПДБ с отметкой в Журнале ДУ 46 о времени сообщения, должности и фамилии работника, кому сообщено, способе сообщения;
– приготовить маршрут приема или отправления поезда. Для этого замкнуть маршрут попутными маневровыми сигналами. Перевести стрелки, входящие в маршрут, в соответствующее положение, на рукоятки стрелок навесить красные колпачки;
– нажать кнопку четное (нечетное) замыкание стрелок, сделать запись в Журнале ДУ46 о срыве пломбы с кнопки.
– доложить ДНЦ о готовности маршрута.
При необходимости перевода стрелки, входящей в участок, показывающий ложную занятость, ДСП обязан:
– получить устное разрешение ДНЦ на срыв пломбы с кнопки «ВК» стрелок;
– сделать запись о срыве пломбы с ВК в Журнале осмотра.
Например: «Сорвана пломба с кнопки ВК для перевода стрелки 5. ДСП …».
Перевести стрелку с помощью кнопки ВК. Перед каждым переводом стрелки с помощью кнопки ВК ДСП должен убедиться в свободности стрелки от подвижного состава.
3.Действия ДСП в случае, когда после прохода поезда маршрут не разделался.
Если после прохода поезда маршрут не разделался, ДСП обязан:
– доложить ДНЦ;
– получить устное разрешение ДНЦ о срыве пломбы с кнопки искусственной разделки маршрута;
– сделать запись в Журнале ДУ-46: «После проследования поезда №2002 по 4 пути маршрут не разделался. Для искусственной разделки маршрута сорвана пломба с кнопки стрелочной секции 5-7 и ИР . ДСП …».
– сообщить о неисправности ШН, ПДБ с отметкой в Журнале ДУ 46 о времени сообщения, должности и фамилии работника, кому сообщено, способе сообщения.
Практическое занятие №6.3
Тема: Ложная свободность пути.
Цель: отработка действий дежурного по станции и поездного диспетчера при организации безопасного пропуска поездов при ложной свободности пути с использованием имитационного тренажера ДСП/ ДНЦ.
Оборудование: имитационный тренажер ДСП/ДНЦ, диспетчерский участок Союз – Волга.
Краткие теоретические сведения.
1. В соответствии с пунктом 13.2 и 13.7 ИДП, если дежурный по станции обнаружит, что при фактической занятости станционного пути, стрелочного или бесстрелочного участка или блок-участка удаления контрольные приборы на аппарате управления показывают их свободность (ложную), он должен:
– немедленно сделать запись в журнале осмотра и вызвать электромеханика СЦБ;
– если в момент возникновения неисправности светофоры находились на автодействии – необходимо его отключить и перейти на индивидуальное управление светофорами.
Подробный порядок работы с электронной версией журнала осмотра(см.6.1)
2. ДСП необходимо помнить, что маршруты для приёма, отправления поездов и маневровые передвижения, можно устанавливать только после того, как он убедиться в фактической свободности изолированного участка от подвижного состава лично или через других работников станции, а в случае обнаружения ложной свободности первого блок-участка удаления дежурный по станции должен действовать, как и при его ложной занятости – порядком, установленным пунктом 1.16 инструкции ЦД-790 от 16.10.2000г.
3. Приём, отправление поездов и маневровые передвижения по маршрутам, в которые входит ложно свободный участок, производятся при запрещающих показаниях светофоров в порядке, установленном ТРА станции.(см.6.2)
4. Прием поездов на станцию при запрещающем показании входного светофора в тренажёре может осуществляться по регистрируемому приказу, передаваемому по радиосвязи, а также по пригласительному сигналу. Отправление поездов при запрещающем показании выходного светофора – по регистрируемому приказу, передаваемому по радиосвязи.
5. В ходе выполнения деловой игры на экране монитора будут появляться информационные окна с сообщениями от работников причастных служб, а также с их докладами. Внимательно изучайте информацию, содержащуюся в них.
Практическое занятие №6.4
Тема: Потеря контроля стрелки.
Цель: отработка действий дежурного по станции и поездного диспетчера при потере контроле стрелки с использованием имитационного тренажера ДСП/ ДНЦ.
Оборудование: имитационный тренажер ДСП/ДНЦ, диспетчерский участок Союз – Волга.
Краткие теоретические сведения.
При отсутствии контроля положения централизованной стрелки ее исправность и правильность установки в маршруте должны быть проверены на месте (лично ДСП станции или другим работником, указанным в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования). Кроме того, такая стрелка должна быть заперта на закладку и навесной замок, а при неисправности закладки закреплена типовой скобой, а в ее электроприводе должен быть выключен блок-контакт. Ключ от запертой стрелки должен храниться у ДСП станции или другого работника, указанного в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.
Движение поездов по такой стрелке производится при запрещающем показании светофора до устранения неисправности или выключения стрелки с сохранением пользования сигналами. По маршрутам, в которые стрелка входит в положении, которое контролируется на пульте управления, поезда могут пропускаться при разрешающих показаниях соответствующих светофоров.
В случае потери контроля положения централизованной стрелки на пульте управления под проходящим поездом (маневровым составом) ДСП станции (оператор поста централизации) принимает меры к остановке движущегося поезда (маневрового состава) по этой стрелке.
Если стрелка не переводится с пульта управления, то после внешнего осмотра до прибытия электромеханика подразделения СЦБ ДСП станции с разрешения ДНЦ может перевести стрелку на ручное управление (курбелем). Перевод стрелки курбелем осуществляется ДСП станции, оператором поста централизации, сигналистом или другим работником, указанным в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования. По докладам этих работников ДСП станции убеждается в правильности установки стрелки в соответствующем маршруте. Для получения контроля положения стрелки после перевода ее курбелем необходимо выполнить на пульте операции, соответствующие переводу стрелки: повернуть стрелочную рукоятку (нажать кнопку соответствующего положения). Если изолированный участок, в который входит стрелка, показывает занятость — то после проверки свободности стрелки и наличия проходов по смежным железнодорожным путям необходимо дополнительно снять пломбу и нажать кнопку вспомогательного перевода стрелки (при необходимости и кнопки искусственной разделки маршрута). Если при этом на пульте управления после перевода стрелки курбелем сохраняется контроль ее положения, то прием, отправление поездов и маневровые передвижения осуществляются при разрешающих показаниях соответствующих светофоров.
Ход выполнения практической работы при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи с использованием имитационного тренажера ДСП/ДНЦ.
1. Включить на рабочем месте компьютер
2. Запустить на рабочем столе программу тренажер ДСП/ДНЦ
3. Зарегистрировать себя как игрока в программе тренажера ДСП/ДНЦ ( если ранее регистрировались, то выбираем себя из списка и нажимаем кнопку “Принять”)
4.Выбрать из списка деловую игру, в соответствии с заданием преподавателя
5 . После загрузки игры открыть схему станции на весь экран, расположить схему в верхней части экрана
6.Открыть сверху вкладку ” ГИД”, после загрузки расположить “ГИД” в нижней части экрана, после чего дважды нажать на наименование станции для отображения в программе “ГИД” всех станционных путей
7. Сверху нажать на “расписание”, ознакомиться с расписанием приёма-передачи отправления поездов
8.Запустить игру, нажав сверху на кнопку ” Пуск”
9.При выполнении деловой игры использовать методические рекомендации, указанные ниже
10.По окончании игры на экране появится “окно”: “Задание выполнено, выйти из игры? “, выбираем ” Да”, после чего на экране появится отчёт о результатах деловой игры, который необходимо показать преподавателю для оценивания.
-
- Навести курсор «мыши» на неисправный объект, нажать правую клавишу и в появившемся вспомогательном меню выбрать пункт «Неисправность» (рис. 1).
Стрелочный перевод №11 не имеет контроля в плюсовом положении
Рис. 1. Фрагмент пульт-табло станции при неисправности стрелочного перевода №11.
-
- Далее в окне «Устранение неисправности» в поле «Текст записи» (рис. 2) сделать соответствующую запись о неисправности и нажать на кнопку «Занести в журнал». Таким образом, эта запись будет зафиксирована в Журнале осмотра.
Рис. 2. Занесение записи в Журнал осмотра.
Если Вам необходимо сделать дополнительную запись в Журнале осмотра, в окне
«Устранение неисправности» в поле «Текст записи» (рис. 2) нажмите кнопку «Новая запись».
- В поле «Работники служб» (рис. 3) курсором выделите сотрудника, которому необходимо сообщить о неисправности объекта, и нажмите на кнопку «Сообщить». Таким образом необходимо оповестить всех причастных работников. В поле
«Порядок действий» появится соответствующая запись с указанием времени сообщения.
Рис. 3. Работа с Журналом осмотра.
Поле «Порядок действий» является электронной версией Журнала осмотра. Здесь отображаются Ваши записи, все записи сделанные причастными работниками, время о производстве записи, время об извещении работников с указанием должностей и подписями.
В ходе работы на экране будут появляться доклады работников (рис. 4). После ознакомления с содержанием доклада, в случае согласия с ним, необходимо его подписать, нажав на кнопку «Подписать», при этом сообщение будет зафиксировано в Журнале осмотра. Если Вы не согласны с содержанием доклада, следует нажать на кнопку
«Закрыть», при этом причастный работник не будет производить дальнейших работ.
Рис. 4. Доклад ШН об окончании работы.
С сообщением от работника о характере неисправности, которое не фиксируется в Журнале осмотра, необходимо ознакомиться и нажать на кнопку «Закрыть» (рис. 5).
Обратите внимание на то, что окно доклада отличается от окна сообщения наличием кнопки «Подписать». Поэтому прежде чем закрыть уведомление убедитесь, что оно не является докладом, который необходимо подписать.
Рис. 5. Сообщение ШН о причине неисправности стрелочного перевода.
В окне «Устранение неисправности» в поле «Ход устранения» (рис. 3) можно просмотреть информацию о выполнении работы.
Вызов машиниста по поездной радиосвязи
Использование ДСП поездной радиосвязи предусматривается в следующих случаях:
- для ведения переговоров с машинистами поездов на перегонах и станциях;
- для передачи указаний о проезде запрещающих сигналов и различной дополнительной информации;
- при производстве маневровой работы и в других случаях.
Вызвать машиниста по поездной радиосвязи в имитационном тренажере ДСП/ДНЦ можно несколькими способами:
- В пункте основного меню «Тренажер» выберите команду «Поездная радиосвязь». В появившемся окне «Поездная радиосвязь» с помощью кнопки списка ( ) выберите поезд и нажмите на кнопку «Вызов» (рис. 6).
Рис. 6. Выбор подвижной единицы.
- На панели инструментов нажмите на кнопку «Поездная радиосвязь» ( ). В появившемся окне «Поездная радиосвязь» (рис. 6) выберите поезд из списка и нажмите на кнопку «Вызов»;
- На клавиатуре нажмите клавишу « / »;
Наведите курсор «мыши» на изолированный участок, который занят подвижной единицей, и нажмите правую кнопку. После этого во вспомогательном меню выберите команду «Вызвать по радиосвязи» (рис. 7).
Рис. 7. Фрагмент пульт-табло станции при вызове поезда по радиосвязи.
Далее в появившемся окне «Поезд №…» в зависимости от поездной обстановки выберите необходимую команду (рис. 8):
Движение – данное распоряжение в тренажере имитирует регистрируемый приказ, передаваемый машинисту по радиосвязи, на проследование светофора с запрещающим показанием;
Остановка – команда имитирует передачу приказа на остановку поезда;
Осаживание – указание на осаживание поезда;
Ремонт – разрешает машинисту произвести ремонт локомотива;
Расформировать – указание на расформирование поезда;
Сократить стоянку – позволяет сократить стоянку пассажирских поездов, предусмотренную расписанием движения;
Маневровая работа – предусматривает укладку тормозных башмаков, сцеп / расцеп вагонов, предъявление состава к осмотру;
Предупреждение – позволяет получить машинисту информацию о действующих предупреждениях.
Рис. 8. Окно поездной радиосвязи с машинистом поезда № 6917.
Для того чтобы дать указание на выполнение работы, наведите курсор на соответствующую команду и нажмите на левую кнопку «мыши».
Применение пригласительного сигнала
Если маршрут приема поезда проходит через железнодорожный переезд, то этот переезд нужно заблаговременно закрыть (до нажатия кнопки пригласительного сигнала или передачи приказа на движение).
Нажмите на кнопку пригласительного сигнала ( ) (загорит красным цветом) и держите ее до тех пор, пока ведущий локомотив поезда не проследует светофор. При этом будет мигать лунно-белый сигнал повторителя пригласительного светофора (рис. 9), который разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. При нажатии на кнопку пригласительного сигнала сменится показание счетчика, что следует указать в Журнале осмотра в записи о возникновении неисправности и о восстановлении нормальной работы устройств, например:
- «Участок 5-9 сп показывает ложную занятость. Сработано кнопкой счётчика пригласительного сигнала «Ч». Показания счетчика изменились на 54. ДСП Иванова.»
- «Участок 5-9 сп показывал ложную занятость по причине… Неисправность устранена. Показание счетчика пригласительного сигнала 58. ШН Петров. ДСП Иванова».
Рис.9. Фрагмент пульт-табло станции при неисправном стрелочном переводе
Кнопка пригласительного сигнала
Стрелочный перевод №11 не имеет контроля в плюсовом положении
Прием при запрещающем показании входного светофора по пригласительному сигналу
Замыкание стрелочных переводов
При необходимости замыкания стрелок в какой-либо горловине воспользуйтесь соответствующими кнопками четного или нечетного замыкания стрелок («Ч.ЗАМ. СТРЕЛОК» и «Н.ЗАМ. СТРЕЛОК» соответственно) (рис. 10). Данная кнопка является двухпозиционной. Наведите курсор «мыши» на кнопку замыкания стрелок, нажмите на левую клавишу (кнопка зафиксировалась и загорела красным цветом). При этом будут замкнуты все стрелки соответственно с четными или нечетными номерами. Для того чтобы разомкнуть стрелки нажмите правую клавишу мыши (кнопка отжата и не горит красным цветом). При этом изменится показание счетчика, что следует указать в Журнале осмотра по окончании смены.
Кнопка зафиксирована, стрелки замкнуты
Кнопка отжата, стрелки не замкнуты
Рис. 10 Кнопки четного и нечетного замыкания стрелок
Для того чтобы разомкнуть стрелки наведите курсор «мыши» на кнопку замыкания стрелок и нажмите правую клавишу мыши (кнопка отжата и не горит красным цветом). При этом изменится показание счетчика, что следует указать в Журнале осмотра по окончании смены.
Запирание стрелочного перевода на закладку, навесной замок и типовую скобу.
Для того чтобы запереть стрелку на закладку и навесной замок, наведите курсор
«мыши» на неисправный стрелочный перевод и нажмите правую клавишу мыши. После этого во вспомогательном меню выберите команду «Запереть на закладку и типовой замок» (рис. 11).
Рис. 11. Установка навесного замка.
После установки замка на экране появится информационное окно, в котором сообщается о завершении установки замка. Данное сообщение необходимо подтвердить нажатием на кнопку «ОК» (рис. 12).
Рис. 12. Сообщение об установке замка.
Для установки типовой скобы необходимо выполнить такие же действия, как при установке навесного замка, но в пункте меню выбрать «Закрепить на типовую скобу» (рис. 11).
Чтобы снять замок или типовую скобу, продублируйте их установку и в появившемся подменю выберите команду «Снять навесной замок» или «Снять типовую скобу». После снятия замка или скобы появится соответствующее сообщение от работника о выполнении работы, которое также необходимо подтвердить.
Перевод стрелки курбелем
В тренажере имеется возможность перевода стрелки курбелем. Наведите курсор
«мыши» на неисправный стрелочный перевод и нажмите на правую кнопку. После этого в появившемся вспомогательном меню выберите команду «Перевести курбелем» (рис.13).
Стрелка не переводится с пульта управления
Рис. 13. Перевод стрелки курбелем.
После того как стрелка будет переведена, появится сообщение от работника, выполнявшего эту операцию, о переводе стрелки. Данное сообщение необходимо подтвердить нажатием кнопки «ОК» (рис. 14).
Рис. 14. Сообщение о переводе стрелки.
Применение кнопки вспомогательного перевода стрелки
Вспомогательной кнопкой пользуются для перевода стрелки при ложной занятости стрелочных изолированных участков. Данная кнопка является двухпозиционной.
Для того чтобы воспользоваться вспомогательной кнопкой, наведите курсор «мыши» на кнопку «ВК» (вспомогательного перевода стрелки) и нажмите левую клавишу, при этом «ВК» загорит красным цветом.
Затем переведите стрелку в необходимое положение посредством кнопок управления стрелочными переводами
Если стрелка уже была замкнута в маршруте, то перевод посредством вспомогательной кнопки не осуществится. Смену показаний счетчика следует зафиксировать в Журнале осмотра в записи о возникновении неисправности и о восстановлении нормальной работы устройств (производится аналогично записям о смене показаний счетчика пригласительного сигнала). Для того чтобы отключить ВК, наведите на нее курсор «мыши» и нажмите на правую клавишу (кнопка отжата и не горит красным цветом).
Установка красных колпачков.
Для того чтобы предотвратить перевод стрелок с пульта управления, предусмотрены красные колпачки. Для их установки наведите курсор «мыши» на кнопку управления стрелочными переводами, на которую следует навесить красный колпачок, вызовите вспомогательное меню и выберите команду «Установить красный колпачок» (рис. 15).
Красный колпачок установлен
Рис. 15. Установка красного колпачка.
Для того чтобы снять красный колпачок, продублируйте его установку и в появившемся подменю выберите команду «Удалить красный колпачок».
Отключение звонка взреза.
При взрезе стрелочного перевода загорится лампочка «Взрез» красным цветом и в динамиках (звуковых колонках) сработает звонок взреза, о чем будет указано в строке справочной информации (рис. 16). Для отключения звонка взреза необходимо нажать кнопку «Отключение звонка взреза».
Горит лампочка
«Взрез»
Взрезан стрелочный перевод №18
Кнопка отключения звонка взреза
Строка справочной информации
Рис. 16. Фрагмент пульт-табло станции при взрезанной стрелке.
Ответьте на контрольные вопросы
1. Действия ДСП при невозможности открытия выходного сигнала.
2. Действия ДСП при невозможности открытия входного сигнала.
3. Действия ДСП при ложной занятости пути
4. Действия ДСП при ложной занятости стрелочного изолированного участка
5. Действия ДСП в случае, когда после прохода поезда маршрут не разделался.
6. Действия ДСП при невозможности перевода стрелки с пульта управления.
7. Действия ДСП при потере контроля положения стрелки.
4.Информационное обеспечение обучения
4.1.Основные источники
1. Федеральный закон от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. – М.: ООО «Техинформ», 2013. – 520 с. :
3. «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации». Приложение №8 к Правилам Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 04. 06. 2012 №162.
4. «Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации». Приложение №7 к Правилам Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 04. 06. 2012 №162.
5. Ермакова Т.А. Технология перевозочного процесса: учебное пособие. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. – 334 с.- ISBN 978-5-907055-48-3. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ (сайт). – URL: https://umczdt.ru/books/40/230310/
6. Капралова М.А., Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 311 с. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ (сайт). – URL: https://umczdt.ru/books/42/225472/
7. Лавренюк И.В. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте: учебное пособие. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 244 с.
8. Захарова, Н.А. Транспортно-экспедиционная деятельность: учебник для СПО / Н.А.Захарова.- Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019.-397с. – ISBN 978-5-4486-0805-6, 978-5-4448-0263-8. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт). – URL: http://www.iprbookshop.ru/81874/html
9.Павлищева, Н.А. Транспортно-экспедиционная деятельность (железнодорожный транспорт): учебник для СПО /Н.А. Павлищева, – Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019.- 479с. – ISBN 978-5-4486-0804-9, 978-5-4448-0261-1. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: (сайт). – URL: http://www.iprbookshop.ru/81876/html
10.Боровикова М.С. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте: учебник. — М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2019.- 412с. –Режим доступа: https://umczdt.ru/books/ 40/234336/. Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
11.Клименко, Е.Н. Обеспечение грузовых перевозок на железнодорожном транспорте: учебное пособие: – Электронные даны – М.: УМЦ ЖДТ,2017.-125с.- ISBN 978-5-906938-11-4. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ (сайт). – URL: https://umczdt.ru/books/40/39296/ – Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
4.2. Дополнительные источники
Действующие нормативные документы:
1. Инструкция МПС РФ от 19.03.1992 г. №4895 «Инструкция по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1».
2. Действующий нормативный документ: Система нормативных документов Министерства путей сообщения Российской Федерации ЦД 361. «Инструкция по определению станционных и межпоездных интервалов». Издание официальное. М.: Министерство путей сообщения Российской Федерации, 1995. – 162 с.
3. «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ». ЦП-485: утв. ОАО «РЖД» 29.12. 2012. – ОАО «РЖД», 2012.
4. «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ». ЦШ -530 11: утв. ОАО «РД и введена в действие 20.09. 11 №2055 р. – ОАО «РЖД», 2011.
5. Постановление Госгортехнадзора России от16.08.1994г. №50 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
6. Балалаев А.С., Гарлицкий Е.И. Технология работы операторских и экспедиторских компаний: учебное пособие./ А.С. Балалаев, Е.И. Гарлицкий – М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2018.- 134с. – ISBN 978-5-906938-31-2 – Текст: электронный// Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ [сайт]. – URL: https://umczdt.ru/books/ 40|18666/. Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
7. Соколов Ю.И. Управление качеством транспортного обслуживания: учебник./ Ю.И. Соколов, Е.А. Иванова, И.М. Лавров – М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2018.- 275с. – ISBN 978-5-906938-62-26– Текст: электронный// Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ [сайт]. – URL: https://umczdt.ru/books/ 45/18729/ ( дата обращения : 25.11.2019). Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
8.Феофилов А.Н. Оптимальное управление парком грузовых вагонов в системе железнодорожного транспортного обслуживания: монография. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2017. – 276 с. ISBN 978-5-89035-980-3 – Текст: электронный// Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ [сайт]. – URL: http://umczdt.ru/books/40/62159/. Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю.
9.Управление качеством пассажирских перевозок: монография. – ФГБУ ДПО « Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 112с. . ISBN 978-5-906938-97-8 – Текст: электронный// Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ [сайт]. – URL: http://umczdt.ru/books/47/223412/. Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
10.Зоркина Е.М. Организация пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров (по видам транспорта): учебник. – М.: ФГБУ ДПО « Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. – 188с. . ISBN 978-5-906938-43-5 – Текст: электронный// Электронно-библиотечная система УМЦ ЖДТ [сайт]. – URL: http://umczdt.ru/books/40/18708/. Режим доступа: ЭБ «УМЦ ЖДТ», по паролю
Электронно-библиотечная система:
1 Электронная информационно-образовательная среда СамГУПС https://lms.samgups.ru/
2 Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/
3 Электронная библиотека Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте (ЭБ УМЦ ЖДТ) http://umczdt.ru/books/
4 Электронная библиотечная система BOOK.RU https://www.book.ru/
5 Электронная библиотечная система «Юрайт» https://urait.ru/
6 Электронная библиотечная система «IPRbooks» https://www.iprbookshop.ru/
Лицензионное программное обеспечение:
1. Windows 7 SP1;
2. DsktrShool ALNG LicSAPk MVL;
3. Dr.Web Desktop Security Suite.
Интернет-ресурсы
- Железнодорожный транспорт: Форма доступа: http://www.zdt-magazine.ru/redact/redak.htm .
- Гудок: Форма доступа www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm
- Сайт Министерства транспорта РФ www.mintrans.ru/
- Сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru/
- РЖД Партнер, http://www.rzd-partner.ru
- Транспорт России: еженедельная газета: Форма доступа http://www.transportrussia.ru