Низамова Светлана Геннадьевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
1 слайд.
Ранний возраст – самое благоприятное время для всестороннего воспитания детей. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей. Сегодня я поделюсь материалом по использованию самодельных развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста.
Игра – это эмоционально насыщенная деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. Используя разнообразные развивающие игры, дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о форме, цвете, величине, проявляют желание действовать с воспитателем, сверстниками и самостоятельно. Успешно налаживается контакт между детьми и взрослыми. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, а достижение результата вызывает чувство радости, восторга и удовольствия.
2 слайд.
Самостоятельные изготовленные, многофункциональные игры и пособия вносят существенное разнообразие в процесс воспитания и обучения детей.
3 слайд.
Мною изготовлены комплекты развивающих игр, направленных на решение различных педагогических задач. Такие игры, как «Теремок», «Волшебный грибок», «Светофор», «Горошинки», «Узнай и назови» развивают сенсомоторные способности детей, создают эмоциональный настрой от восприятия игры. Эти развивающие игры учат детей расстёгивать, застегивать кнопки, замки, липучки, завязывать ленточки, узнавать геометрические фигуры.
4 слайд.
В развивающих играх обязательным условием является наличие увлекательной задачи. Например, игра «Кто быстрее?» требует преодоления некоторых трудностей, т.к. со слов А.С.Макаренко «Игра без усилия, игра без активной деятельности всегда плохая игра».
5 слайд.
В игре «Накорми ёжика» закрепляются знания основных цветов спектра, так же в процессе этой игры дети не только получают знания о питании животных, но и развивают мелкую моторику пальцев рук.
6 слайд.
Игра «Подбери чашки к блюдцам» учит детей различать несколько оттенков и использовать названия оттенков цвета в речи.
7 слайд.
Игра «Рыболовы» способствует развитию моторики и координации движений рук. В игре ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку из аквариума, говорит, что изображено на картинке.
8 слайд.
В игре «Узор на коврике» ребенку предлагается собрать на ковриках перепутанные кружочки разного цвета, он должен положить круг на коврик того же цвета. При этом громко назвать цвет.
Решение умственных задач всегда служит упражнением воли. Выполнение правил игры требует выдержки, самообладания, усидчивости, качества, которые необходимо формировать уже в младшем дошкольном возрасте.
9 слайд.
Для игры «Спрячь мышку» можно использовать игрушку Кошку. Детям надо спрятать мышек от кошки в домики такого же цвета, как и сами мышки.
10 слайд.
Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков. Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребёнка и его творческий потенциал. В игре «Волшебный круг» дети должны определить, какие цвета находятся на круге, с помощью прищепки с цветком прицепить к нужному цвету.
11 слайд.
Для закрепления цвета можно использовать игру «Найди цветок для бабочки», где сначала воспитатель показывает, какая бабочка подходит к цветку, предложить детям найти цветок для бабочки по цвету бабочки. Во время игры вовлечь детей разными вопросами в речевую деятельность.
12 слайд.
Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность. Многие игры не имеют сюжета, но очень важны для умственного развития: дети учатся сравнивать и обобщать предметы, выражать свои мысли, определять цвета и формы, отгадывать загадки.
Так в игре «Занимательная коробочка» ребенок может перебирать пуговицы, бусы, развязывать, завязывать ленточки, раскручивать и закручивать крышки, развивая мелкую моторику пальцев.
13 слайд.
Развивающие игры укрепляют физическое здоровье детей. Упражнения, направленные на развитие ловкости сочетаются с шуткой, юмором. Так игра «Попади в цель» помогают совершенствовать навык бросания предмета в горизонтальную цель.
14 слайд.
Для формирования простейших приемов установления тождества и различия цветов можно предложить детям разложить окошки паровозика в соответствии с цветом. Эта игра поможет закрепить умение соотносить предметы по цвету.
15 слайд.
Для развития слухового восприятия поможет игра «Веселая семейка», где дается возможность рассмотреть данные предметы, наполненные горохом, крупами. А так же можно предложить детям погреметь «тихо- громко», «быстро- медленно».
16 слайд.
Количество игр, которые возможно организовать с применением различных дидактических приспособлений, не ограничено. Такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание.
В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
17 слайд.
Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Ведь мы сейчас играем, но скоро сами сможем завязывать шнурочки, правильно держать карандаш, верить в свои силы и радоваться успехам товарищей.
18 слайд.
Главное условие нашей работы – эмоциональное отношение ко всему, что бы мы не делали вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим играм, они начнут играть в них и самостоятельно.
Считаю, что этот наш опыт не является трудоемким, и что немало важно, он не требует больших материальных вложений.