Фаррахова Гузель Нургисовна,
Глушакова Наталья Евгеньевна,
Берташ Гульназ Анисовна
педагог-психолог,
учителя-дефектологи
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 76 «Ветерок»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональным стандартом педагога ставится задача – психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является проведение коррекционно – развивающих занятий. Вопросы взаимодействия специалистов, воспитателей и семьи при организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ достаточно освещены в специальной литературе. В условиях практики работы дошкольных организаций эта проблема остается актуальной.
В нашем детском саду наряду с традиционными формами с специалисты (учитель –дефектолог, учитель –логопед, педагог –психолог) проводят интегрированные занятия. Это обеспечивает тесное взаимодействие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателей. Цель такого взаимодействия – всестороннее и комплексное психолого-педагогическом воздействие на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Совместными усилиями специалистов ДОО и семьи создается то единое коррекционно — образовательное пространство, которое обеспечит всестороннее развитие ребенка с ОВЗ, с учетом его психофизических возможностей.
Дети с ОВЗ имеют неоднородную структуру дефекта, так например, нарушения опорно – двигательного аппарата сочетаются с нарушениями познавательной сферы, задержками психического и речевого развития, социальной сферы.
При организации системы комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках тесного взаимодействия специалистов в МБДОУ участники коррекционного процесса (педагог-психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед) имеют возможность решать одновременно несколько задач по развитию и коррекции детей, что позволяет осваивать различные разделы программы без увеличения времени на организованную образовательную деятельность и сохранения достаточного времени для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, что является основой социализации воспитанников.
В комплексной деятельности специалистов ДОО мы используем как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия.
При этом взаимодействие специалистов МБДОУ осуществляется поэтапно:
– на этапе диагностики,
– на этапе непосредственно коррекционно-развивающей работы.
Система взаимодействия также сохраняется при организации работы с родителями, при подготовке к праздникам и развлечениям, в процессе организационно-методической и комплексно-экспертной деятельности.
При этом нами используются формы сотрудничества педагогов, недостаточно освященных в опыте работы, опубликованных в литературе, на интернет-сайтах и т.д.
По результатам предварительного и комплексного обследования ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с учетом выявленных проблем. При этом каждый специалист выстраивает свою траекторию деятельности с учетом деятельности других специалистов. Это делается с целью комплексного подхода к коррекционно-развивающей деятельности и сохранения физических и психических сил ребенка, с целью недопущения перегруза ребенка с ОВЗ.
Только после этого происходит переход к следующему этапу – этапу непосредственной коррекционно-развивающей работы специалистом. Специалисты (учитель – логопед, учитель – дефектолог, педагог – психолог) проводят параллельную коррекцию, объединенную одной целью, но достигают ее в рамках своей компетенции. Например, учитель – дефектолог работает над коррекцией пространственно-временных представлений; логопед работает над той же проблемой, но с целью предупреждения возникновения оптической дисграфии и дислексии, психолог развивает зрительное внимание ребенка.
В другом случае: психолог осуществляет коррекцию эмоциональных нарушений у ребенка, а логопед работает над лексикой, обозначающей те или иные эмоции и эмоциональные состояния.
Такой подход является традиционным. Но в ходе работы были апробированы и варианты комплексного проведения коррекции, при котором на занятии работают несколько специалистов: учитель-дефектолог и учитель-логопед; учитель-логопед и педагог-психолог; учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Участие педагога-психолога часто обусловлено необходимостью оперативной помощи при проведении занятия: в ходе работы возникают ситуации, когда ребенок, имеющий особенности поведения, проявляет негативизм, агрессию по отношению к взрослому, другим детям. В таком случае психолог не только дает рекомендации о том, какие особенности поведения необходимо учитывать при работе с определенной категорией детей, но и непосредственно снимает напряжение, переключает ребенка на приемлемый вариант поведения.
Рекомендации, как правило, могут быть даны как в ходе беседы, при возникновении проблемной ситуации, так и в виде коллегиальной консультации между специалистами.
Работая с категорией детей со сложной структурой дефекта, в ходе совместного проведения интегрированных занятий предварительно совместно обсуждается план занятия, содержание которого связано с изучаемой лексической темой. Учитель – логопед и учитель – дефектолог решают свои специфические задачи, актуализируя, развивая и закрепляя имеющиеся у детей представления, умения. В эти занятия включаются элементы логоритмики, формируется речевое и двигательное подражание, слуховое внимание, положительный эмоциональный настрой, коммуникативные навыки, происходит формирование и закрепление познавательных процессов.
Важно отметить, что данный вид занятий универсален и может быть использован в работе со всеми категориями детей и может иметь разнообразные формы, методы взаимодействия и построения занятий.
Успешной и эффективной формой работы является и совместная разработка мультимедийных и дидактических игр, направленных как на коррекцию имеющихся нарушений у детей с ОВЗ, так и на формирование у них положительной мотивации к достижению результатов (например, дидактические игры «Кто что ест», «Времена года»), в которых решаются задачи как коррекции познавательной сферы, так и коррекции речевых нарушений.
Таким образом, трудно переоценить важность умения педагогов работать в одном направлении, осуществляя активное сотрудничество для успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Список использованной литературы:
- Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ. 2003. № 4.
- Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности// Детский сад от А до Я. 2004. № 6.
- Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка// Управление ДОУ. 2004. № 6