Петрова Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр детского творчества»
Ново-Савиновского района г. Казани
Пояснительная записка
Методическая разработка «Развитие творческого потенциала у учащихся через нетрадиционную технику рисования «Ниткография», разработанная к программе «Радужная палитра», носит ознакомительный характер.
Мои ребята – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности, каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
Формирование творческой личности детей – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Существует множество техник рисования, но особенно полезными для детей считаются нетрадиционные. Создавать рисунки ладошками, мыльными пузырями, штампами, нитками и другими оригинальными способами в детском возрасте гораздо проще и веселее, чем карандашом или кисточкой. Освоив разные техники, ребенок начинает мыслить шире и может точнее изобразить на бумаге задуманный образ.
В своей работе я использую много нетрадиционных техник рисования. Одна из них – рисование нитью – «ниткография». Процесс рисования в данной технике приносит массу положительных эмоций и восторга у детей любого возраста, а также у взрослых! Из получившихся красочных завитков можно придумывать и дорисовывать красками и фломастерами столько всего удивительного и интересного. Ребятам очень нравится данная техника и два часа нашего занятия пролетают как одно мгновение.
Актуальность и новизна:
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с любым художественным материалом и инструментом, получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемое взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях и чувствах. На таких занятиях у детей обычно проходит страх. Они не боятся, что у них не получится рисунок. Здесь нет ошибок, и дети убеждаются в этом, рассматривая работы друг друга, комментируют и просто наслаждаются самим процессом. Вследствие этого, у детей развивается чувство прекрасного, а также интуитивное нестандартное мышление, что очень востребовано в современном мире.
Новизна в этой технике состоит в том, что нитки можно использовать не только по своему прямому назначению, но и в качестве инструмента для рисования. Эта новость приводит детей в полный восторг.
Практическая значимость:
Данную технику можно использовать как самостоятельный вид рисования, а также изготовить настенное панно, украсив любое помещение или преподнести в качестве открытки на любое торжество. Особенно хороши изображения цветов в этой технике.
Целевая аудитория:
Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования художественной направленности, учителей ИЗО общеобразовательных школ, воспитателей. Ориентирована на аудиторию от 5 лет и старше.
Ожидаемые результаты:
Данная техника настолько проста в использовании, что положительные результаты видны уже с первого раза. Дальше учащиеся обычно усложняют процесс, добавляя несколько цветов красок и раскладывая ниточку сложными петлями на листе бумаги.
Область применения:
Урок, дополнительные занятия, занятия в детском саду, кружках и студиях.
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности ребенка в области освоения образности и символики цвета, через нетрадиционную технику рисования «ниткография».
Задачи:
- Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования, используя ниточки и краски, учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы;
- развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление;
- прививать художественные навыки и эстетический вкус.
Оборудование:
Технические средства обучения (ПК).
Материалы и инструменты:
Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, нитка средней толщины, фломастеры.
Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи… То есть, получается, «пишу ниткой» или проще – «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и
крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Рисование ниткой с краской примечательно простотой и необычностью. Получаемые образы – абстрактные. В них можно рассмотреть что угодно – Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь. Дети подключают фантазию и тем самым развивают творческое воображение.
Интересно и доступно можно объяснить эту технику детям при помощи следующей сказки.
«Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решила окунуться в яркие краски сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!»
Ход мастер-класса
Для занятия ниткографией нам потребуется в большом количестве её величество – Ваша Фантазия!
Итак, за дело! Технология выполнения «ниткографии» необычайно проста.
- Берем белый лист бумаги и сгибаем пополам. Такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечетесь, то можно брать два листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти. Нить опускаем в тушь или в жидкую краску и кистью пропитываем ее хорошо. (рис.1)
- Произвольно укладываем окрашенную нитку петлями и зигзагами на лист бумаги. (рис.2)
- После того, как смоченная краской нить уложена, её накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу ладонью, а нить вытягивают за конец другой рукой. (рис.3)
В итоге, у нас получаются красочные абстрактные разводы (рис.4-6). Они довольно простые.
На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга. (рис.7-8)
Можно выкладывать нитки, держа в голове определенный замысел (рис.9-10)
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны. Получившиеся изображения можно дорисовывать по своему усмотрению. (рис.11-12)
Техника рисования «волшебная ниточка» полностью оправдывает свое название. Всего одним нехитрым движением руки на бумаге появляется картинка. Чем не волшебство?
В конце занятия спрашиваю у детей: «Закончите предложение: «Мне сегодня на занятии больше всего понравилось…»
Эмоции захлёстывают через край!..
Приложение
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Список используемой литературы и интернет-ресурсы:
- https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nitkografiya_uvlekatelnaya_texnika_risovaniya_dlya_detej/
- https://www.uicbs.ru/bibl-2?id=4182:virtualnyj-kurs-uchim-rebenka-risovaniyu-zanyatie-29&catid=89
- https://www.1urok.ru/categories/19/articles/62990