Сахибгареева Ландыш Фаридовна
учитель биологии
МБОУ средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского
муниципального района РТ, г. Бугульма
Цели и задачи:
Познавательные:
– сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;
Личностные:
– продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;
– поддержание интереса к изучаемому материалу;
– практическая направленность изучаемого.
Метапредметные:
– Умение работать на слух;
– умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы нм основании анализа полученных результатов;
– умение сравнивать;
– умение работать с компьютером; цифровыми источниками информации (интернет, учебные диски по предмету)
– навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;
– навык самопроверки и взаимопроверки;
– навыки логического мышления и умение делать выводы.
продолжить формирование УУД:
– регулятивные ( постановка цели, озвучивание результатов, выдвижение гипотез, оценка деятельности)
– познавательные ( частично- поисковая работа, эксперименты, решение проблем, анализ и синтез информации)
– личностные (понимание важности изучения темы, серьезного отношения к своему здоровью)
– коммуникативные (взаимопроверка, диалог, работа в группах, совместные эксперименты)
Оборудование и материалы: экран; слайды учителя по ходу урока; модель Дондерса, листочки для самостоятельной работы; карандаши или ручки красные для самопроверки или взаимопроверки; таблички с надписями (названия органов дыхания); листы с дополнительной информацией к теме ,инструктивные карты, часы, шарики, цветные стикеры
Тип урока: открытие новых знаний по классификации ФГОС ,разработанный в соответствии с методическими принципами построения инновационного урока.
Методы:
– словесный (биологический диктант, объяснение нового материала),
– наглядный (использование ИКТ, модели),
– проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?», опережающее домашнее задание );
– индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
– самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка);
– индивидуальная работа (индивидуальные карточки);
– работа в группах.
Ход урока:
I . Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Положите руку на живот, глубоко вдохните, чтобы живот надулся как мячик. А теперь медленно выдыхайте…. Именно так дышат йоги, которые отличаются здоровьем и долголетием. А вам это упражнение дыхательной гимнастики позволило взбодриться и зарядиться энергией. Итак, начали.
II Актуализация с элементом затруднения
Какую большую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (дыхательная система)
Вот и начнем с биологического диктанта, который позволит определить, готовы ли вы к тому, чтобы двигаться по пути познания дальше. Перед вами листочки, подпишите их.
Биологический диктант.
1. Орган дыхательной системы, согревающий, увлажняющий и обеззараживающий воздух.
2. Орган дыхательной системы, отвечающий за формирование звука.
3. Плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхательных движениях.
4. Воздухоносный путь, состоящий из хрящевых полуколец.
5. Легочные пузырьки.
6. Пленка, покрывающая легкие
7. Дыхательные пути, ведущие в легкие
8. Орган газообмена
9. Заболевание бронхов
10. Следствие поднятия ребер и сокращения диафрагмы
Закончили работу. Обмениваемся работами, берем карандаш и приступаем к проверке. На слайде ответы и критерии оценки.
Ответы:
1. Носовая полость.
2. Гортань.
3. Диафрагма.
4. Трахея.
5.Альвеолы
6. Плевра.
7. Бронхи.
8. Легкие.
9. Бронхит
10.Вдох
III Выявление места и причины затруднения
Возьмите каждый свою работу. Поднимите руки те, у кого она написана на «5», «4», «3», есть ли «2»? Положите ваши работы на край стола, дежурный соберет их и положит на учительский стол.
Скажите, ребята, а какой – нибудь из вопросов вызвал у вас затруднение? (да)
Какой? (отвечают № 10)
А как вы на него ответили? ( говорят свои варианты )
А почему у вас получились разные ответы? ( не знают тему)
IV. Построение выхода из затруднения
А как найти ответ на вопрос? ( версии: Интернет, спросить учителя, прочитать в учебнике, провести эксперимент)
Давайте попробуем найти ответ с помощью эксперимента:
Попробуйте поднять грудную клетку, а после опустить её. Что получается? ( мы производим вдох и выдох).
А теперь положите руку на диафрагму, а другую руку -на грудную клетку. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть, не сокращая мышц диафрагмы и грудной клетки. Получается? (нет). Почему? ( не меняется объем грудной клетки). Какой вывод вы можете сделать? ( для вдоха и выдоха необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости).
Ребята, с чем связан этот материал? Каких знаний вам не хватает до полной картины? (версии)
Попробуйте сформулировать тему урока (дыхательные движения: вдох и выдох)
А что конкретно вы должны узнать, понять? (формулируют цель урока: изучить механизм вдоха и выдоха)
V. Реализация
В свое время существовали две гипотезы:
1. Воздух входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку
2. Легкие в грудной полости расширяются и втягивают воздух во внутрь.
С какой гипотезой вы согласны? ( версии)
Чтобы проверить, какая из гипотез была верной, и узнать, как же происходит процесс дыхания, посмотрите видеоурок.
Демонстрация Интернет-урока (3,5 мин.)
VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
Так какая же из гипотез была верной? (вторая)
Сформулируйте вывод о механизме дыхания ( вдох: мышцы сокращаются, диафрагма опускается, объем грудной клетки увеличивается, давление падает, воздух затягивается в легкие; вдох: грудная клетка опускается, объем уменьшается, давление возрастает, воздух выталкивается наружу.)
А знания какой науки позволяют вам сделать такой вывод? Почему воздух засасывается в легкие? (физики. Газ движется из области с повышенным давлением в область с пониженным давлением).
VII. Самостоятельное включение в систему знаний и повторение
Ребята, у вас на карточках табличка. Заполните ее.
Элементы |
Вдох |
Выдох |
Диафрагма |
||
Межреберные мышцы |
||
Грудная клетка |
||
Объем |
||
Давление |
Немаловажным моментом является вопрос – а для чего, собственно, все это нужно изучать? Как вы думаете? (Если мы будем знать как работает наша дых. система и механизмы ее регуляции, мы сможем влиять на ее работу, а значит на свое здоровье).
А зависит ли ваше дыхание от вашего здоровья?
Попробуйте это выяснить, выполнив в группах мини- лабораторные. У каждой группы на столе инструктивная карта. Выполняете, обсуждаете результаты и делаете вывод.
Инструктивная карточка №1
Цель: Подсчитать и сравнить количество дыхательных движений в разных условиях.
Ход работы:
1.Положите руку на грудную клетку и с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту(вдохи).
2. Встаньте и по сигналу присядьте 10 раз и снова сосчитайте число дых. движений за 1 минуту.
3. Сравните результаты и сделайте вывод.
Инструктивная карточка №2
Цель: Подсчитать и сравнить время задержки дыхания в разных условиях
Ход работы:
1. Задержите дыхание, определите время в течение которого Вы можете не дышать.
2. Встаньте и по сигналу присядьте 10 раз и снова с помощью часов определите время в течение которого Вы можете не дышать.
3. Сравните данные о продолжительности дыхательной паузы в первом и во втором случаях. На основе результатов сделайте выводы.
Инструктивная карточка №3
Цель: сравнить объем надутых шаров
Ход работы:
1. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь надуть шарик.
2. Сравните шарики всех участников группы
3. Сделайте вывод.
(Группы проделывают работу и отчитываются)
Отчет: Какова цель вашей работы? Какие результаты вы получили? Какой вывод сделали?
Итак, какой общий вывод вы можете сделать для всех лабораторных работ?
Вывод: чтобы органы дыхания были хорошо развиты, нужно заниматься спортом или дыхательными упражнениями. Один из вариантов – петь или играть на духовых инструментах.
VIII. Дифференцированное домашнее задание
Вы прошли трудный путь от догадок, гипотез и переоткрыли известные исследования. Вы показали себя хорошими экспериментаторами. И дома вы работу продолжите. Запишите домашнее задание.
1 группа (3)- текст учебника, найти в тексте информацию, которая не прозвучала на уроке и оформить в виде плана в тетрадь
2 группа (4) – текст учебника, рабочая тетрадь по теме, найти материал о дыхательной гимнастике
3 группа (5) – текст учебника, рабочая тетрадь по теме, мини-сочинение «дыхание – значит жизнь»
IX. Рефлексия
Продолжите любое предложение со слайда:
– сегодня я узнал……
– я понял, что…..
– я научился….
– у меня получилось….
– я попробую….
– я могу применить знания для…
Этот урок я хотела бы закончить словами поэта:
Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Любить, найти и не сдаваться!
Оцените свою работу на уроке: понравилось ли вам, как вы работали, отвечали. У каждого стикеры 3 цветов: зеленый означает позитив, желтый – нейтральное отношение к уроку, красный – негатив. На доске нарисовано дерево результатов. Уходя из кабинета, оставьте свое настроение на дереве. Посмотрим, каков результат: лето или осень.
Спасибо за урок. До новых встреч.