Чебулаева Наталья Владимировна
Антонова Алина Сергеевна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №57 «Соловушка», г. Альметьевск
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наше педагогическое кредо – слова восточного мудреца:
2 слайд:
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие.
3 слайд:
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей, педагогам нужно находить и использовать инновационные технологии. Одной из таких технологий является парциальная модульная программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Один из ее модулей по которой мы работаем «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов живой и неживой природы, оптическими явлениями. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. 4 слайд: Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Им интересно все, поэтому необходимо поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия к исследовательской деятельности. Одним из которых является правильно оборудованная лаборатория, предоставляющая возможность сформировать значимые учебные умения и расширить представления ребёнка об окружающем мире в интересной и увлекательной форме. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
5 слайд: Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребёнок может выполнить действие сам.
6 слайд: Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность ребенка угасает. Поэтому взрослый должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности.
С целью формирования у детей познавательного интереса к природе, развития наблюдательности, мыслительной деятельности были оборудованы в наших группах мини-лаборатории .
7 слайд: Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс мы использовали различные формы работы: родительские собрания, мастер-классы, консультации, памятки “Как провести экспериментирование дома», «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», беседы с показом видеозаписей деятельности детей в процессе проведения экспериментов.
Использование разнообразных форм дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников встреч и помощников воспитателя. Нам удалось создать атмосферу взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни групп, начались выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
8 слайд: Подводя итог своему опыту работы, мы пришли к выводу о том, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия исследовательской деятельности, у детей дошкольного возраста формируется экологическая культура – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.