Акбирова Гульназ Табрисовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Набережночелнинская школа №69», г. Набережные Челны
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Задачи:
1. Образовательные:
повторить биографию и творчество К.Г. Паустовского;
познакомить учащихся с композицией рассказа, проследить за авторской позицией, выявить способы авторской характеристики героини, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;
способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, составлять план рассказа, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать своё мнение и рассуждать.
2. Коррекционно – развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
3. Воспитательные:
прививать любовь к чтению художественной литературы;
воспитывать чувство ответственности за других людей и за всё происходящее, любовь и уважение к родителям, милосердие.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Тип урока – урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Оборудования:
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»;
– интеллект-карты по произведению;
– карточки с планом рассказа (для подготовки домашнего задания);
– Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. – М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
«Материно сердце в детях»
Русская народная пословица
(Слайд 2)
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, настрой на работу.
II. Речевая разминка. (Слайд 3)
1. Артикуляционная гимнастика.
• И – э – а – о – у – ы.
• Ти – тэ – та – то – ту – ты.
• БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС (чтение согласных с какой-нибудь гласной, например, с гласной «а»)
• Игра «Эхо». [7, с. 197]
1 ряд громко произносит звуки и, э, а, о, у, ы.
2 ряд тихо повторяет эти звуки, как эхо.
2. Чтение скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
1. Вступительное слово учителя.
– Творчество К.Г. Паустовского – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? Об этом мы говорили на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества К.Г. Паустовского.
2. Краткий пересказ учеником биографии К.Г. Паустовского. (Слайды с портретами 4-9)
3. Слово учителя.
– Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.
– Деятельность его была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы.
– Читатель не может не ощущать и обаяния личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу. [3, с. 264]
4. Работа над высказыванием о Паустовском.
– Прочитайте высказывание о Паустовском и ответьте на вопрос: что ценит автор этого высказывания в Паустовском?
«Мы любим Паустовского, глубоко уважаем и чтим за то, – говорила Вера Панова, – что он был влюблён в жизнь, людей, в природу, в искусство; за то, что он весёлый и мечтательный, доверчивый и добрый, – быть может, самый мирный из всех писателей на свете. Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум.» (Слайд 10) [3, с. 264]
5. Слово учителя.
– На прошлом уроке мы познакомились с выражением «зарубки на сердце». Как вы понимаете это выражение? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.)
Словарная работа: зарубка – отметка рубящим орудием на чём-нибудь, например, на дереве. (Слайд 11) [5, с. 218]
– Дома вы должны были перечитать рассказ «Телеграмма» и ответить на вопросы:
1. Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?
2. Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»?
В течение урока я выслушаю ваши мнения.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Знакомство с темой, целями урока. (Слайд 12)
– На предыдущих уроках мы прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Сегодня мы продолжим изучение данного произведения. Наша задача на уроке – проникнуть в «тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта. На уроке мы постараемся подробно проанализировать текст, составить план рассказа. Самое главное: мы должны понять, какова тема и идея рассказа, т.е. о чём говорится в тексте и чему учит данное произведение. Сегодняшний урок не совсем обычный. Это урок развития речи. Все время мы посвятим работе с текстом.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Анализ содержания рассказа «Телеграмма».
1.1. Углубление восприятия произведения.
– Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г. Паустовского?
– О чём этот рассказ?
(Основная тема – тема взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)
1.2. Работа над композицией рассказа.
– Определим, как построен рассказ.
– Сколько основных частей можно выделить?
(Две, но логически вторую часть можно разделить еще на 2 части. Таким образом, три части).
– О ком и о чём говорится в каждой части?
– Можно выделить еще четвертую часть. Это эпилог.
Словарная работа: эпилог – заключительная часть литературного произведения.
(Слайд 13) [5, с. 912]
Основное действие уже закончено, однако автор оставляет надежду на то, что Настя раскается.
1.3. Постижение авторской позиции.
Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое присутствие его ощущается в каждом слове.
а) Анализ пейзажа, интерьера.
– Обратимся к тексту. Послушаем начало текста (пейзажную зарисовку) в исполнении ученика.
– Подумайте, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения.)
– Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
(Мысли об увядании, даже омертвении природы: октябрь – «на редкость холодный», вётлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо»), и вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц. И только подсолнечник «всё доцветал и никак не мог доцвесть…».) [4, с. 195]
– Как соответствует эта картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны?
(К.Г. Паустовский по традиции соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон, подобный смерти.)
– Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
(Нет, ни в одной строчке. Но оно подразумевается. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало ещё труднее вставать по утрам» (значит, и без того было трудно)) [4, с. 195]
– Найдите слова, описывающие комнату и говорящие о том, что жизнь замерла в старом доме.
(«Горький запах» нетопленных печей, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищеный самовар) [4, с. 195]
Вывод: за простой, внешне не проявляемой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к героине.
б) Характеристика Катерины Петровны.
– Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
– Кто виноват в её одиночестве?
– Какие слова подчеркивают одиночество Катерины Петровны?
– Как это одиночество выражено в иллюстрации? (Слайд 14)
– Как выглядит Катерина Петровна?
– Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
(Плохо видит, сгорбленная, маленькая) [4, с. 195]
– Подберите синоним к слову «маленькая».
(Беззащитная)
– Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?
– Почему и как пытается оправдать Катерина Петровна свою дочь? Найдите строчки в тексте.
(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». [4, с. 196] Катерина Петровна очень любит свою дочь. Она готова простить и даже оправдать то, что Настя не пишет, не приезжает. Нельзя без жалости читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесённые почтарем деньги, представляя себе, что они хранят аромат Настиных духов, помнят тепло её рук. Читатели пока ничего не знают о Насте, но автор сумел вызвать такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте возникает сама по себе.)
– Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)
– В конце первой части сообщается о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?
(Она предчувствовала смерть.)
– Как бы вы откликнулись на такое письмо?
– Итак, о ком говорится в первой части рассказа? Как можно озаглавить её? Подберите словосочетание или предложение, которое характеризует состояние Катерины Петровны.
Составление цитатного плана.
1. Мать. «Зиму эту я не переживу…». (Слайд 15) [4, с. 197]
Физкультминутка.
1.4. Характеристика Насти.
Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Во-первых, это естественно, так как хочется узнать о том, как девушка получила письмо, и, во-вторых, узнать, что это за бессердечная Настя.
– Где и кем работала Настя?
а) Отношение Насти к письмам матери.
– Какие чувства вызвали у Насти письма матери?
– Почему они были «безмолвным укором»?
– Как отнеслась Настя к последнему письму матери?
б) Настя в мастерской Тимофеева.
– Как связан эпизод в мастерской с историей жизни Катерины Петровны?
(Оба одиноки, забыты людьми.)
– Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?
– Как это сочетается с безразличием к матери?
в) Выставка Тимофеева.
Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.
– Бездушна ли, по-вашему, Настя?
(Нет: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)
– Как хлопотала Настя о выставке?
(«горячилась, доказывала…») [4, с. 197]
И при этом за 3 года не могла написать матери ни одного письма.
– Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите ответ в тексте.
(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадке, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней».) [4, с. 198]
Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает Настино раздражение. Паустовский даёт нам предостережение: нельзя в повседневной суете забывать о главном, о близких.
– Какая главная мысль повторялась на открытии выставки?
(«Мысль о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому скульптору»)
[4, с. 198]– Сравните отношение Насти к художнику и к своей матери.
– Итак, заканчивается вторая часть рассказа. О ком говорится во второй части произведения? Озаглавьте её. Подберите цитату, которая характеризует отношение Насти к матери.
2. Дочь. «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!» (Слайд 15) [4, с. 198]
– Продолжим анализ произведения. Как Настя принимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате речь.)
– Почему Настя не открыла старому художнику правду?
(Ей было стыдно признаться в том, что в то время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
– Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?
(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)
– Таким образом, о чём говорится в третьей части рассказа?
– Как можно озаглавить эту часть? Найдите предложение о том, что подумала Настя, получив телеграмму.
3. Телеграмма. «Должно быть, это не мне…» (Слайд 15) [4, с. 198]
г) Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».
– Прочитайте отрывок, описывающий природу и состояние Насти после беседы со старым художником.
– Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать?
Это главный момент в рассказе. Героиня переживает душевный кризис. Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Но вместе с тем она понимает: «Поздно! Маму я больше не увижу». [4, с. 199] Только теперь она поняла смысл письма матери, она произносит слово «мама». Настя раскаивается.
– Успела ли Настя приехать к живой матери?
(Нет, но соседи проводили Катерину Петровну в последний путь, похоронили по-человечески.)
– Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?
(«Бросив всё, она наконец-то поехала к матери, уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».) [4, с. 199]
– Итак, закончилась четвертая часть рассказа. О чём говорится в этой части? Как можно озаглавить её? Какие слова в тексте точно передают раскаяние Насти?
4. «Зарубки на сердце» Насти. «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня и простила…». (Слайд 15) [4, с. 199]
Зарядка для глаз. (Слайд 16)
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1. Работа над эпиграфом к уроку.
– Обратимся к эпиграфу к уроку: «Материно сердце в детях». Русская народная пословица. (Слайды 17, 19)
Словарная работа: эпиграф – изречение или краткое высказывание, находящееся до произведения и характеризующее его идею. (Слайд 18) [5, с. 911]
– Как вы понимаете смысл этой русской народной пословицы?
– Как соотносится эпиграф к уроку с тем, о чём мы говорили, с произведением?
2. Смысл названия рассказа.
– На дом вам были заданы вопросы:
1. Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?
2. Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»?
– Давайте ответим на них сейчас.
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе телеграмма отправлена Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Он более человечен, чем её родная дочь. Однако телеграмма не выполняет своего назначения: Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощение. Но, тем не менее, роль телеграммы в этом произведении огромна, т.к. она меняет характер, жизнь героини, заставляет её задуматься о самом главном в жизни: о семье, о родителях, о близких.
– Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.
3. Представление своих интеллект-карт к рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» отдельными учащимися, объяснение их смысла, защита. (По методу технологии критического мышления на уроках чтения.)
4. Работа в группах. (Слайд 20)
Составление интеллект-карты к рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
– Одной из задач урока было: научиться определять тему и идею рассказа.
– Итак, о чём говорится в произведении?
(О взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)
– Чему учит рассказ?
(Рассказ учит тому, чтобы не быть равнодушным к жизни других людей. Нельзя, увлекаясь работой и заботясь о чужих людях, забывать о самых близких, о матерях. Каждый человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни. В любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком.)
– А как вы относитесь к своей маме?
– Были ли у вас случаи в жизни, когда вы помогли маме?
– Может быть, вы оставляли её в одиночестве и сожалеете об этом?
– Ребята, чему вы учились на уроке?
Выставление и комментирование оценок самими учащимися и учителем.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание на выбор (творческое, дифференцированное):
1. Составить интеллект-карту. (Для обучающихся I и II групп)
2. Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю». (Для обучающихся I и II групп.)
3. Страницы 195-199 читать, пересказать по плану. (Для обучающихся III группы.)
(Слайд 21)
Литература
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1994.
2. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2000.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2003.
4. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. – М.: Просвещение, 2016.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2010.
7. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. http://paustovskiy.niv.ru/
9. http://www.kgpaustovsky.ru/
10. http://www.belousenko.com/wr_Paustovsky.htm