Богоманова Татьяна Викторовна
педагог-психолог
ГБУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г. Бугульмы»
Республика Татарстан
Разработка психологического занятия с педагогами в школе
«Психологическая готовность педагога
к агрессивному поведению учащихся»
Цель:
Содействие развитию у педагогов стремления совершенствования и обогащения личного опыта социального взаимодействия в образовательной среде; активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия.
Задачи:
– ознакомить педагогов с практическими приемами по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей и подростков;
– формировать у педагогов мотивацию к использованию современных методов педагогической коррекции в разрешении агрессивного поведения подростков и оказания эффективной помощи;
– развивать личностные и профессиональные компетентности у педагогов в понимании значимости проблемы агрессивного поведения подростков и ее своевременной профилактики.
Ход занятия
Всем нам ежедневно приходится решать вопросы взаимодействия с большим количеством людей. Причем, желательно, такого взаимодействия, после которого не чувствуешь себя «выжатым лимоном». Одной из часто встречающихся проблем такого взаимодействия является чужая агрессия.
У каждого из нас, конечно, свой взгляд на тему сегодняшнего обсуждения. Всем нам периодически приходилось задаваться вопросом, а как же противостоять чужой агрессии? А если агрессор – ученик? Как не принимать агрессию или защититься от нее?
Какая должна быть позиция внутри, чтобы людям просто не приходило в голову цеплять вас и агрессивно вести себя по отношению к вам?
Вот об этом сегодня мы с вами будем говорить.
Основной причиной агрессивного поведения является дефицит уверенности в себе. Агрессивность выступает одной из форм компенсации неуверенности, защитной формой поведения и связана с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям.
Как правило, агрессивные люди тревожны. Агрессивные формы поведения позволяют человеку проявить себя в роли, более приемлемой в обществе, и не позволяющей другим совершать какие-либо посягательства на его личность и индивидуальные особенности.
Упражнение «Назови ассоциации»
Цель: активизировать участников занятия. Подготовить аудиторию к обсуждению вопроса:
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «агрессия»?
Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «агрессия».
Мозговой штурм «Проявление агрессии у школьников»
Оборудование – флипчарт магнитно-маркерный.
Присутствующих просят ответить на вопрос:
– Как может проявляться агрессивное поведение учащегося по отношению к учителю?
Высказывания записываем на флипчарте магнитно-маркерном.
Далее обсуждение
Давайте вместе проанализируем данную информацию.
Какие мы можем выделить виды агрессии:
– физическая
– социальная
– интеллектуальная агрессия
– вербальная агрессия
Для чего вообще нам нужна агрессия?
1.Защита – способ сказать нет. Отказать. Отстоять свои границы.
2. Продвижение. Способ получить что нужно.
3. Разделение. Способ отделиться от родителей. Оставить устаревшее.
4. Это энергия. У тех, у кого нет агрессии, плохо с энергией.
Когда агрессия может нанести психологическую травму:
– когда она внезапна и совсем не адекватна ситуации;
– когда она унижает достоинство;
– когда специально причиняет боль;
– когда силы не равны (не возможность ответить);
– когда не может учитель проявлять свои чувства на агрессию.
Типичные неправильные действия взрослого,
усиливающие напряжение и агрессию:
– повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
– демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
– крик, негодование;
– агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
– сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
– негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
– втягивание в конфликт посторонних людей;
– непреклонное настаивание на своей правоте;
– нотации, проповеди, «чтение морали»;
– угрозы наказания;
– обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;
– сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
– команды, жесткие требования, давление;
– оправдания, подкуп, награды.
Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия.
Рекомендации педагогам по профилактике агрессии
- По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.
- Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
- Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.
- Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно направлять, проявлять свои чувства.
- Необходимо помочь ребенку научиться адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, а не подавлять свои эмоции.
- Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — результат длительного зажима эмоций.
Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
1.Обсуждение проступка.
Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или с родителями (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого ребёнка.
2.Сохранение положительной репутации ребенка.
Публично минимизировать вину подростка (“Ты не важно себя чувствуешь”, “Ты не хотел его обидеть”), но в беседе с глазу на глаз показать истину.
Не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему. Предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
3. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться. Внушение спокойствия невербальными средствами. Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов. Использование юмора. Признание чувств ребенка.
«Башня несправедливости» упражнение
Цели
• Почувствовать, что возможность, пусть даже в игровой форме, выразить гнев по поводу жизненных несправедливостей приносит некоторое облегчение.
• Осознать, что за разрушительной активностью ребенка всегда стоит ощущение несправедливости.
Инструкции
• Строится башня из предметов: кубики; сумки; стулья; диванные подушки и т.п.
• Два участника по очереди произносят фразу «Несправедливо, когда …», заканчивая ее каждый по-своему. Одновременно с окончанием фразы, они с размаху сбивают один предмет с башни.
• Затем башня строится снова и выбирается та несправедливость, которая вызвала наиболее сильные чувства. Например, «несправедливо, когда тебя не замечают».
• Участники «обрушиваются» на башню, посвященную этой главной несправедливости, и разрушают ее до основания.
Методические рекомендации
• Хорошо, когда в упражнении удается использовать большие и мягкие предметы (диванные подушки, поролоновые кубики и т.п.), поскольку в этом случае участники могут вкладывать всю силу, сбивая предметы.
• Добейтесь, чтобы башня была как можно выше, и чтобы называемые несправедливости не были формальными.
Обсуждение в большой группе
• Спросите участников, которые разрушали башню, об их чувствах во время выполнения упражнения и после него.
• Если был кто-то, наблюдавший за этим со стороны, спросите, какие чувства испытывал этот человек: не испытывал ли он неловкости или дискомфорта, не было ли у него желания остановить происходящее.
• Обратите внимание группы на то, что существует социальный запрет на выражение злости, и, в то же время, людям нужно избавляться от подобных переживаний.
• Скажите слушателям, что одна из целей воспитания – это научить ребенка социально приемлемым образом выражать свой протест, а не просто подавлять его или разрушать все вокруг.
В завершении встречи поблагодарить участников группы и пожелать позаботиться о себе!