Нуриахметова Венера Анасовна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республика Татарстан
«Театрализация – это не просто игра!
Это прекрасное средство для
интенсивного развития речи детей,
обогащения словаря, развития мышления,
воображения и творческих способностей»
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Поэтому перед педагогами стоит задача формирования функциональной грамотности учащихся.
Ни для кого не секрет, что жизнь каждого ребенка «протекает» в игре.
Играть разнообразные роли помогает театральная деятельность. Театр – неисчерпаемый источник познания добра и зла, радости и печали.
Театрализованная деятельность
- способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
- пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, легко заучивают тексты, т.е. идет тренировка памяти;
- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Задача же педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы.
30 ноября 2021 в Москве при участии Министра просвещения России Сергея Кравцова на площадке Театрального института имени Бориса Щукина, на котором говорили о развитии школьных театров в России. Эксперты обсуждали значение театральной педагогики в становлении личности и планы развития Всероссийского проекта «Школьная классика», который реализуется при поддержке Минпросвещения России.
В начальных классах в нашей школе я руковожу театральным кружком «Радуга». Считаю, что с помощью театральной деятельности дети преодолевают неуверенность в себе, трудности общения, развивают креативные качества. Именно театр помогает детям забыть смущение на сцене, наиболее полно раскрыть потенциал маленького актёра.
Это групповая деятельность, обучающая детей коммуникативным способностям, совместному принятию решений, умению вести диалог, выслушать собеседника, оказать поддержку в нужный момент, совместно найти способ решения какой-то проблемы. Дети становятся активными участниками изучения нового материала, приобретают желание делиться своими мыслями, учатся слушать и слышать других, развиваются, творя и играя. Учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно – игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. Это могут быть ситуации поведения в быту, в семейной жизни, в чрезвычайных условиях. Школьный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он доставляет детям удовольствие. Однако нельзя рассматривать спектакль, как только как развлечение: его значение намного шире. Это большой труд режиссера и маленьких артистов. Прежде чем, ставить пьесу, мы хорошо изучаем произведение, характеристику героев, главную мысль постановки, продумываем оформление афиши, костюмов, реквизита.У детей формируется умение работать в социуме – это очень важное качество для любого человека.
Мы, учителя, часто используем на своих уроках, а это в основном на уроках чтения, элементы театрализации. Традиционно используем чтение по ролям, обучаем выразительному чтению. Но сегодня выходят на первое место такие формы работы, как инсценирование, режиссёрская, актёрская и оформительская деятельности.
Театр, как известно, начинается с афиши. Перед нами реклама или постер о выставке меда. Нужно извлечь всю информацию из данной картинки.
Здесь вы видите один из приемов смыслового чтения.
Применяется такой вид чтения как ознакомительное чтение,с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Придумывая афиши, постеры, рекламы, обложки произведения, ученик анализирует текст намного результативнее и глубже.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.
Еще одна из форм театрализации на уроке – игра по ролям или ролевые уроки. Часто учителя применяют форму инсценированного урока «Суд над литературным героем». Здесь заданы определенные условия, распределяются заранее роли – дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат – защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.
Цель подобных театрализованных уроков – углубленное понимание самого произведения с помощью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение реальной жизни учениками сегодняшнего дня, именно это требует от нас ФГОС. Не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. К определенным правилам игры добавляется еще одно очень важное свойство – импровизация. Инсценировка не может существовать без осознанного чтения, здесь главной задачей является научить ребенка читать вдумчиво, пользоваться книгой как источником знаний и информации.
Приемы театрализации создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания детей, оттачивают их речь, прививают любовь к литературе, повышают общую культуру, порождают атмосферу ликующего творчества.
Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.