Герасимова Наталья Валерьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
г. Лениногорск
В умелых руках оживает и камень.
Резцом или кистью творились полотна,
Искусство высокое в лету не канет –
Хранится в музеях ручная работа.
Все течет, все меняется. На смену старому приходит новое. Стареют не только люди, звери и растения, но и вещи. Старые вещи — как они иногда для нас дороги! Бережно хранятся не только фотографии, но и вещи тех, кто смотрит из глубин времени. По поводу утилизации у каждого свое мнение. Кто-то считает использование старых вещей в дизайне полнейшей безвкусицей, а кому-то по душе такой творческий подход. Эстетика, дизайн — дело спорное, вкус у всех разный. Сколько людей — столько и мнений. К примеру, пэчворк, скрапбукинг, батик, декупаж. Эти техники используются и для создания чего-то совершенно нового, и для реставрации вещей с использованием старых тканей, бумаги, различных видов коробочек, пуговиц и многого другого. Из всего этого создаются порой необыкновенно чудесные вещи. К такому искусству относится и одна их из прекраснейших японских техник кинусайга. Только в Японии, где мерило прекрасного основано на соединении человека и природы, могла родиться подобная красота – чудо, сделанное из шелковых лоскутков (например, обрезков отслуживших свой век кимоно).
Кинусайга или «пэчворк без иголки», позволяет из простых материалов изготовить замечательные яркие картины довольно больших размеров, изображают пейзажи, городские сюжеты, сложные натюрморты. Стоит кинусайга дорого, мастерски сделанные картины – эксклюзив. Однако, мастера, работающие в этой технике, часто уходят далеко от классики и создают не только картины, но и очаровательные шкатулки, открытки, елочные шарики, пасхальные яйца, куклы, обложки для ежедневников, украшают мебель и различные предметы.
В наше время ценятся уникальные вещи, сделанные своими руками, и изделия в технике кинусайга не исключение. Обычные картины или шкатулки, которые продают в магазинах, всем попросту надоели. А изделия ручной работы не только порадуют своим видом, но и с помощью оригинальной техники исполнения помогут поднять настроение. Ведь кинусайга или «пэчворк без иголки», дает возможность из простых материалов изготовить замечательные яркие картины, украсить мебель и различные предметы. Это не сложная техника, но чтобы освоить ее, требуется обладать знанием определенной информации, немного фантазией и терпением, которые помогут в создании авторских работ, непохожих ни на какие другие. Именно поэтому мне кажется, что эта тема будет интересна не только мне, но и многим людям, желающим порадовать своих близких подобными поделками.
История возникновения кинусайги.
Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 1987 году пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился как вид творчества, когда молодая японская мастерица МаэноТакаши начала создавать восхитительные шелковые картины. В простом она видит прекрасное и через свои работы доносит это до зрителей.
Но, что использует Маэно Такаши для создания своих творений? Не краски и тушь, а кусочки натурального шелка и деревянные дощечки. Картины Маэно Такаши многократно были представлены на выставках, а сама художница преподает искусство в Университете Нагоя и написала книгу по такой сложной и красивой технике. Её выставки активно посещаемы, книги быстро раскупаемы.
Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.
Сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья. Кстати, картины кинусайга очень часто называют техникой “пэчворк без иголки” – ведь эти лоскутки не надо сшивать. Для изготовления изделий в обеих этих техниках применяется один и тот же основной материал – лоскутки ткани. Появление их тоже вызвано одним и тем же – экономией материала.
В древние времена Япония была бедной страной, поэтому старые, поношенные кимоно хозяйки не выбрасывали. Быть может, это связано с тем, что жизнь на островах, где землетрясения — частое дело, приучала не иметь много вещей, обходиться малым, чтобы легче было спастись самим, не спасая вещи. Шелковая ткань была очень дорогой, поэтому ее старались применить в хозяйстве. Из крупных кусков перешивались вещи, а маленькие уходили на изготовление предметов интерьера, в частности картин, которые вызывали неподдельное восхищение у всех, кто их видел. Именно тогда эта техника рукоделия и получила свое настоящее название – кинусайга. На сегодняшний день в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой.
Как же создавались эти изумительные картины в технике кинусайга? Сложно, долго, терпеливо. Даже в самой Японии мало было мастеров подобной техники — слишком много времени и усилий уходило на подбор материала и на сам процесс, но в результате — неповторимое ощущение волшебства. Картины в этой технике получались очень дорогими.
Традиционно кинусайга создавалась следующим образом. Вначале художник делал эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводился на деревянную дощечку. В дощечке прорезались углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезалось на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставлялись в прорезанные канавки. Сюжетами для кинусайги чаще всего становились пейзажи. Гораздо реже на картине появлялись люди – изображение лиц даже для мастеров являлись довольно сложным процессом. А если и появлялись, то чаще всего стилизованные.
Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэтчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели. Как же именно это делают.
Для того, чтобы сотворить собственный домашний шедевр в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, простой карандаш, линейку, клей ПВА, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым.
Сначала необходимо выбрать рисунок, который будет наноситься на основу. Для первого раза рекомендуется остановиться на чем-нибудь не очень сложном.
Затем, используя лист копировальной бумаги, нужно перевести выбранный эскиз на кусок пенопласта.
С помощью макетного ножа вырезать бороздки в куске пенопласта, при этом глубина их должна составлять не более 2-3 мм.
Подготовить подобранные лоскутки шелковой ткани. Нужно вырезать их так, чтобы они соответствовали форме детали, но при этом оставить припуск примерно в 1 мм.
Теперь следует вставить края вырезанных лоскутков в прорези пенопласта, заправляя их пилочкой для ногтей. В качестве обрамления можно дополнительно использовать тесьму или атласную ленту, также заправляя ее в прорези поверх лоскутов ткани.
Полученную картину можно вставить в рамку, а можно для обрамления использовать ткань. Тут все зависит от вкуса и фантазии умельца.
Поняв базовые основы выполнения техники Кинусайга, можно смело переходить к созданию своими руками более сложных и интересных изделий (подарочных коробок, шкатулок для мелочей, игрушек, интерьерных предметов и пр.).
Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!
При создании картины я использовала материалы и лоскутки ткани из натуральных волокон. Выбранная мной яркая, но в тоже время спокойная цветовая гамма, благоприятно влияет на нервную систему, поднимает настроение, снимает стрессы, что важно в наше время. Результат работы порадовал меня.