Юнусова Гелназ Асгатовна,
Шайхуллина Айсылу Рашитовна,
Сулейманова Олеся Евгеньевна
старший воспитатель, воспитатели
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23» НМР РТ
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
«В качестве ключевого условия индивидуализации образования
рассматривается диагностическая основа образовательной
деятельности, которая позволяет педагогам и родителям осознано
и четко обозначать индивидуальные цели развития ребёнка»
С.А. Езопова, О.В. Солнцева
Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО
должна выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы
дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями
Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Закон об образовании в РФ (Глава VII, ст. 64, п. 2) и Стандарт
дошкольного образования (Раздел IV, п. 3.2.3., п. 4.5.) исключают как
проведение аттестации на дошкольном уровне, так и использование
результатов диагностики (исследования) индивидуального развития детей в
ДОО при оценке качества дошкольного образования.
При этом в ФГОС ДО в п. 3.2.3. закреплено положение, что «оценка
индивидуального развития детей проводится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)». Анализ
ситуации показывает, что требования ФГОС ДО, призванные сместить
нормирование педагогического процесса с полюса ребенка на полюс самого
педагогического процесса не дает ответа на вопрос, что же в результате
происходит с ребенком, как и куда он продвигается в своем развитии, как идет
его подготовка к школе. Задавая целевые ориентиры в области развития
ребенка, желательно следовать принципу «сближения диагностики и
формирования», о чем писал еще в 1989 году Д.Б. Эльконин[1]. Названный
принцип был учтен при разработке ФГОС ДО и примерной основной
образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО), где было
введено понятие «развивающая оценка качества».
В процессе педагогической диагностики воспитатели оценивают
степень достижения детьми планируемых результатов освоения
образовательной программы во всех возрастных группах. Для диагностики
используйте низко формализованные методы: наблюдение, беседу,
экспертную оценку. Они определяют достижения ребенка в сравнении с ним
самим на предыдущем этапе развития.
Известно, что основным методом педагогической диагностики в ДОУ
является наблюдение.
У педагогов возникает потребность в компактном инструментарии
такого наблюдения, позволяющем оперативно фиксировать,
интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при
проектировании образовательного процесса.
Этот инструментарий должен позволять определять индивидуальногрупповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми
возрастными нормами развития и целевыми ориентирами , при
необходимости, в случае обнаружения отставания детей в той или иной сфере
развития или «забегания вперед» большой части группы, изменять тактику
организации текущего образовательного процесса (подтягивать дефицитные
сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень развития).
В основу предлагаемого мониторинга заложены планируемые
образовательные результаты в соответствии с инновационной программой
«От рождения до школы». “Планируемые результаты освоения Программы
конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с
учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей.
Образовательный результат– это «приращения» в личностных ресурсах
обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для
личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные
(ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в
мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные
познавательные действия) и когнитивные (представления, обеспечивающие
возможность ориентации в явлениях действительности, умения и навыки).
В предлагаемых картах представлены таблицы, где воспитатели
фиксируют оценённое в ходе наблюдение достижение образовательных
результатов на текущий период (начало и конец учебного года, в соответствии
со сроками, указанными в ООП ДО).
Таблицы Excel содержат титульный лист, лист для фиксации данных по
достижению образовательных результатов в формировании предпосылок
УУД, листы фиксации достижения образовательных результатов по 5
образовательным областям
Все листы защищены паролем, во избежание нарушений подсчета. Все
ячейки, которые подлежат заполнению, открыты.
- На листе «ПРЕДПОСЫЛКИ УУД» заполняем фамилии и имена детей
(Только на одном листе!). - Затем на каждом листе необходимо будет проставить для каждого
ребенка цифры «1», «2» или «3», где:
«1» – не сформировано
«2» – сформировано частично
«3» – сформировано
При необходимости, педагог может использовать индикаторы
развития, предложенные в диагностических картах О.А. Скоролуповой,
вице-президента по дошкольному образованию Института мобильных
образовательных систем (ИМОС), члена Экспертного совета по
дошкольному образованию Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, к. п. н. или другие. - Вся остальная информация будет подсчитана автоматически и будет
указывать процент достижения образовательных результатов каждым
ребенком, группой в целом. - Для анализа и дальнейшего использования результатов диагностики,
построения индивидуальных маршрутов и, при необходимости,
внесения изменений в ООП ДО, рабочие программы предусмотрен
следующий диапазон:
76 – 100 – оптимальный
51 – 75 – базовый
0 – 50 критический - Суммарные показатели, выявляющие критический уровень,
автоматически окрашиваются в красный цвет, что дает возможность
выявить детей, в отношении которых необходимо провести следующую
работу:
- при возможности привлечь специалистов ДОУ (учитель – логопед,
педагог – психолог и др) для более глубокой диагностики;
-обсуждение результатов на заседании ППк ДОУ; - направить, при необходимости, к специалистам ЦДиК г. Нижнекамск;
-построение индивидуального образовательного маршрута;
-индивидуальные консультации с родителями
- По картам нервно – психического развития принципа работы тот же. При
заполнении следует обратить внимание на возраст ребенка!
Предлагаем ознакомиться с более подробной инструкцией по заполнению
сводной таблицы.
Для ручного заполнения предназначена голубая зона - в графе «возраст» прописываете возраст детей определенной группы;
- вписываем результаты (без знака процент, просто число) по каждой
области в каждой группе, на начало года (или конец года); - среднее значение по каждой группе подсчитывается автоматически.
- Для подсчета средних результатов по параллелям достаточно заполнить
формулами одну графу желтого цвета:
а) подсчитаем среднее значение по подготовительным к школе группам по
«Предпосылки УУД»