Сараева Лиана Александровна
Шайдуллина Флера Якуповна
педагог дополнительного образования
педагог-организатор
МБУДО ЦДТ “ТАНКОДРОМ”
г. Казань, Республика Татарстан
Подростковый период одновременно и сложен и интересен для рассмотрения.
Именно подростковый возраст является важным периодом в формировании самооценки. Этот период, как правило, переполнен событиями, переживаниями и противоречиями, и именно в это время закрепляются основы мировоззрения, формируется и расширяется круг межличностных отношений, происходит принятие собственного «я».
Одна из первостепенных задач педагога – помочь в формировании адекватной самооценки воспитанника, поскольку от хода преодоления проблем с самооценкой зависит будущее благополучие учащегося, в том числе и профессиональное. Стоит также отметить, что обучающиеся с адекватным уровнем самооценки добиваются больших успехов не только в учебе, но и в социуме.
В условиях цифровизации человеческой деятельности и популяризация онлайн общения у детей часто возникает внутриличностный конфликт. Ребёнок стремится расширить круг общения, но открытый интерес к собеседнику не может быть проявлен из-за определённых проблем (в том числе и проблем с самооценкой). Это приводит к дальнейшему нарушению самооценки и в целом усугублению других проблем формирования личности.
Значимость выбранной темы продиктована и тем, что в течении последних лет были выявлены низкие показатели самооценки среди подростков.
Таким образом, находясь в современном мире противоречий и конфликтов, необходимо найти наиболее эффективные способы активизации процесса становления и развития самооценки в подростковом возрасте.
Самооценка является одним из важнейших компонентов личности, влияющих на её становление.
С уровнем самооценки связано эмоциональное благополучие ребёнка, удовлетворенность собой и своей жизнью, успехами и межличностными отношениями. Именно самооценка является значимым условием становления Я-концепции личности.
Если подросток довольно часто находится в состоянии дискомфорта, нарушается эмоциональный баланс и, как правило, формируется заниженная самооценка. Это проявляется через повышенную тревожность, неуверенность в себе, нерешительность, инфантильность, внушаемость. Сверстники таких не замечают, им трудно высказать собственное мнение или отстоять свою точку зрения, они не становятся лидерами, не проявляют инициативу. Вследствие того, что такие подростки желают понравиться окружающим, они легко внушаемы и поддаются манипуляциям.
Другим проявлением неадекватной самооценки является самооценка завышенная. Она базируется на высокой оценке со стороны окружающих. При возникновении трудностей или столкновении с непривычной ситуацией подросток старается сохранить свою самооценку, но это не всегда получается. Например, стремление к успеху в учёбе может не увенчаться успехом из-за того, что у учащегося не достаёт соответствующих знаний, умений, навыков. В дальнейшем несоответствие реальности ожиданиям ребёнка может привести к нарушению эмоционального баланса.
Подростки с завышенной самооценкой зачастую имеют некоторую ограниченность в выборе видов деятельности, они больше ориентированы на общение с окружающими, но общение это, как правило, малосодержательно. Подросткам, склонным к проявлению агрессии, свойственен либо крайне завышенный, либо крайне заниженный уровень самооценки. Подростки с заниженным уровнем самооценки чаще всего имеют склонность к депрессивным состояниям.
Важно отметить, что ориентированность подростка на профессиональную деятельность, а также принятие педагогом норм морального поведения и ценностей воспитанника обуславливают адекватную самооценку у детей. Успехи в учебной, профессиональной и социальной деятельности – всё влияет на самооценку. У подростка развивается уверенность в себе, умение стоять на своём и добиваться своего, умеренная самокритичность. Такие дети отличаются разнообразием интересов, стремлением к участию в различных видах деятельности, к познанию себя и своего окружения.
Для достижения таких результатов необходимо использовать наиболее эффективный комплекс форм и методов воспитания. Педагогу необходимо принимать во внимание особенности подросткового периода развития воспитанников, проявление их индивидуальных качеств и интересов при составлении программы и плана занятий.
От того, какая самооценка у подростка, будут зависеть его личностные качества, его способности самосовершенствоваться, уровень его стремлений и амбиций.
Важно обеспечить ребёнку становление адекватной самооценки, научить рациональному анализу своих действий и ошибок. Это станет несомненной базой для самоконтроля и самооценки в течении всей его жизни. Формирование умения объективно оценивать собственные возможности – залог успешного воспитания детей подросткового возраста.
Следует отметить, что занятия внеурочной деятельности максимально направлены на интересы ребёнка. К тому же у педагога дополнительного образования больше возможностей для применения индивидуального подхода в обучении ребёнка, а сами занятия отличаются меньшей регламентированностью, что позволяет детям максимально раскрыть свои творческие способности, попробовать что-то новое, узнать свои сильные и слабые стороны.
Чтобы не ошибиться в выборе методов и форм обучения педагогу необходимо учитывать имеющийся тип самооценки воспитанника. Если самооценка завышена, следует предлагать задания, требующие определенных усилий и представляющие собой некоторую трудность. Если у ребёнка заниженная самооценка лучше подобрать для него задания, с которыми легче справиться. Выполнение таких заданий придаст ему веру в себя и в свои силы, повышая уровень самооценки.
Для коррекции самооценки могут быть использованы такие методы и формы работы как дискуссия, беседа, игра, групповая работа, методы поведенческой терапии, методы социальной терапии, проектные методы, парные игры, создание и совместный разбор проблемных ситуаций и другие.
Следует отметить также методы арт-терапии, такие как: рисование, тестопластику, работу с пластилином, песочную терапию, оригами, сказкотерапию, музыкотерапию, танцетерапию, вокалотерапию, драматерапию, маскотерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию. Их можно применять как в индивидуальных, так и в групповых формах организации занятий.
Существует несколько психологических методов коррекции самооценки, одним из которых является тренинг. Посредством тренинга ребёнок получает знания, умения, навыки в игровой форме. Игра расслабляет и позволяет наладить коммуникацию между педагогом и ребёнком, провоцируя установление контакта и рост доверия. В игре можно не только скорректировать самооценку подростка, но и обеспечить её адекватное проявление в обществе.
Игра помогает участникам раскрепоститься, скрыться за действиями и поступками игрового персонажа, способствует снижению тревоги и эмоционального напряжения, накоплению индивидуального коммуникативного опыта, уменьшает чувство страха и неловкости перед другими участниками, даёт возможность попробовать себя в различных ситуациях.
Ещё одним методом коррекции самооценки подростка, позволяющим абстрагироваться от действительности, является сказкотерапия. Данный метод предполагает обучение детей анализировать действия, происходящие в сказке, высказывать своё мнение и отстаивать его, искать и находить варианты выхода из сложных ситуаций. У ребёнка развивается речь, внимание, память, воображение, способность слушать и слышать окружающих, растёт чувство уверенности в себе.
Интерпретация и пересказ сказок способствуют раскрытию творческих способностей ребёнка, обогащению его уже имеющегося опыта, получению нового. Через сказки он учится ставить цели и достигать их через верно найденные решения, когнитивные способности и настойчивость.
Обучить детей решать задачи, находить возможные способы и пути решения можно также через проектную деятельность. Этот метод ориентирован на самостоятельное приобретение знаний учащимися и умение применять их на практике и в жизни, может быть организован как индивидуальная, парная или групповая деятельность.
В процессе работы учащиеся развивают исследовательские и коммуникативные умения и навыки, например, определение проблемы, самостоятельный поиск необходимой информации, ориентация в информационном пространстве, творческое и критическое мышление, осуществление экспериментаторской деятельности, умение находить взаимосвязи, умение работать в команде, навыки публичных выступлений, умение анализировать, рефлексия, а также развивается способность к анализу, построению гипотез, происходит совершенствование логического мышления.
В современных реалиях важно отдельно изучить вопрос повышения самооценки подростков посредством интерактивных методов. Такой подход не только способен обеспечить максимальный комфорт для подростка, но и создать личную заинтересованность в образовательном процессе.
Задача педагога – выявить личностные особенности ребёнка, выражая интерес к его проблемам и ценностям. Взаимодействие педагога и учащегося, построенное на доверии, предполагает возможность многостороннего обмена информацией на добровольной основе. В результате такого общения будет происходить формирование социального опыта, обмен опытом, что также будет влиять на самооценку подростка.
Одним из главных преимуществ интерактивных форм работы с детьми является возможность установления личного контакта и активное сопереживание собеседнику. Через диалог может быть передан опыт осуществления тех или иных действий, поступков, наличия переживаний и мнений ребёнка, открывается возможность социализации личности через организацию взаимодействия. Посредниками в этом процессе выступают дополнительные технологии и достижения научно-технического прогресса, а именно, ноутбук, смартфон, глобальная сеть.
Значимость сети, как способа организации взаимодействия с подростком, следует отметить отдельно.
Социальные сети распространены и доступны. Основываясь на такой информации как, например, использование определенных изображений, аватаров, прослушиваемая музыка, видеоролики, можно сделать первичную оценку текущего уровня самооценки ребёнка. А функции чата позволяют продолжать диалоговое общение между педагогом и ребёнком даже вне стен образовательного учреждения.
Ярким примером применения интернет-технологий является проведение игр, тренингов, учебных занятий через прямые трансляции. Но такие мероприятия должны быть тщательно подготовлены и разграничены в соответствии с возрастом воспитанников.
Для младших подростков лучше выбирать более творческие и игровые направленности. В таком взаимодействии они способны проявить свои текущие переживания, а педагог сможет конкретизировать проявления низкой самооценки и подчеркнуть отдельные особенности ребёнка.
Старшие подростки более чувствительны к различным ситуациям и при общении будут более требовательны к деталям. Даже неправильно поставленный вопрос, несоответствующая ситуации интонация могут стать поводом для усиления внутреннего конфликта и привести к возникновению противоречий, в том числе и с самооценкой.
Со старшими подростками, имеющими низкий уровень самооценки, возможно применение групповых методов взаимодействия. Например, можно провести беседу, изучив какой-либо проблемный вопрос, включив в этот процесс аргументацию мнений и выслушивание собеседников и обеспечив возможность слышать и быть услышанным.
Старшим подросткам подойдут уже и более «взрослые» мероприятия. Например, лекция на интересную для них тему использованием компьютера или ноутбука. Причем они будут более включены в обсуждение серьезных тем.
Правильно спланированные интерактивные занятия способны привести к повышению доверия между ребёнком и педагогом, к установлению эмоционального контакта, а совместная деятельность, общение вне школы помогают сблизить подростков друг с другом, что важно для их общественной интеграции и адекватного оценивания себя как личности.
Всё это говорит об актуальности применения интерактивных форм работы во внеурочной деятельности с целью коррекции самооценки подростков.
Но кроме взаимодействия непосредственно с подростками, необходимо проводить работу и с родителями. Самыми распространенными формами работы с родителями являются лекции и беседы, которые проводятся на родительских собраниях и методических советах в образовательных организациях.
Таким образом, при коррекции самооценки у подростков необходимо использовать разнообразные формы и методы, а также вовлекать в этот процесс родителей и педагогов. Только благодаря такому комплексу мероприятий и взаимодействию сразу нескольких субъектов образовательного процесса можно достичь необходимого результата.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. БуртоваяН. Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №11. с. 96-102.
2. ГришинаИ. И., Дальхеева А. М. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2016. №2. с.164-167.
3. ДворникО. А. Использование методов арт-терапии в социальной работе с трудными подростками // Научная палитра. 2018. с. 30-37.
4. ДолговаВ. И., ОрдинаИ. П. Формирование позитивной Я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные 62 исследования. 2016. № 4 (24). с. 63-65.
5. КиселеваГ. И. Развитие учебной мотивации средствами современных педагогических технологий // Наука и образование сегодня. 2020.№ 1 (48). с.52–55
6. Кожемякина О. А. Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. с. 271–273
7. КожемяченкоН. Г. Формирование самооценки младших подростков в практике проектной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. №151. с.289-293.
8.КрыловаТ. Ю., СухоруковаЛ. Н. Формирование готовности старших школьников к диалоговому общению средствами естественно-научных предметов // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. с. 35–39.
9. МосоловаЕ. М. Особенности и методы коррекции самосознания подростков // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сб. материалов XV-й международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. М. Мосолова. Липецк, 2017. с. 48-59.
10. ОвчинниковаО. Н., ЧурековаТ. М. Старшие подростки: мотивационная готовность к учёбе и познанию. В поиске оптимальных условий // Народное образование. 2010. № 2. с. 195–199.
11. ОрловаТ. А. Формирование самооценки у детей старшего подросткового возраста посредством тренинга // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №3. с.165- 167.
12. ПоказанкинаД. Ю., АльперовичВ. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Концепт. 2014. № 10. с. 86–90.
13. СоколоваК. О. Психолого-педагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой // Культура и образование: от теории к практике. 2015. №1. с. 143-148.
14. ЮсуповаР. Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №10. с. 341–345.