Антонова Алина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с № 57 «Соловушка»
г. Альметьевска», Республика Татарстан
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица )
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, сравнивать, анализировать, обобщать; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи: 1. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека/
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
3. Формировать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость); способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
5. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Актуальность. В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Эта деятельность отвечает возрастным особенностям мышления детей: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Одним из образовательных модулей программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» является «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
Благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Учёные отмечают положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Методы и приемы:
- Наблюдения
- Чтение стихов, потешек
- Рассматривание картин
- Опыты и эксперименты
- Художественное творчество: рисование, лепка, аппликация
- Игры-забавы
- Загадки
- Подвижные игры
- Дидактические игры
- Игра-сказка
- Просмотр мультфильмов, презентаций
Этапы работы:
Подготовительный этап:
- Подбор изучение методической литературы;
- Изучение проблемы
Основной этап:
- Подбор опытов, создание мини – лаборатории с необходимым оборудованием для экспериментальной деятельности
- Составление памяток и картотек
- Работа с родителями
- Работа с детьми
В Центре экспериментирования организовывали и проводили совместно с детьми опыты на определение:
«Свойства песка»
«Печенье» (липучий песок «Радужный песок»); «Рисуем узоры» (сыпучий песок «Песочная фантазия»)
«Свойства воды»
«Теплая и холодная вода»; «Цветная вода»; «Как растение пьет водичку»; «Переливание воды»; «Очищаем воду»; «Как снег превращается в воду»; «Как воду превратить в лед»? (эксперимент);
Игра – опыт: «Ловись рыбка»; «Легкий- тяжелый»; «Тонет- не тонет, плавает» (с капсулами от киндер-сюрпризов, с деревом и металлом, с бумагой; «Чудо-песок»; «Вулкан» (с мыльными пузырями); «Ветер» (с трубочками для коктейля); «Мельница»
Опыты с воздухом:
«Что в пакете»; «Летающие шарики»
С целью проведения длительных наблюдений организовали «Огород на окне»:
«Посади лук» – для сравнения сажем лук в землю и в емкость с водой: где раньше появятся корни, зеленые перья.
«Выращиваем алоэ» (эксперимент); «Ветка в губке» (эксперимент)
«Выявление семян огурца и посадка» (эксперимент)
«Выявление семян перца и посадка» (эксперимент)
Выращенную рассаду вместе с детьми высаживаем на огород. Всё лето дети ухаживают за ней, а осенью собирают полученный урожай.
Художественно-изобразительная деятельность:
Аппликация: «Зимушка-зима» (смешивание красок, применение ваты)
Поделка из бросового материала (втулки): «Чудо-цветок»
Лепка снеговика (из снега)
Рисование:
«Листопад» рисование в нетрадиционной технике (отпечатки листьев)
Взаимодействие с семьей:
Родительское собрание: «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
Консультации:
- «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей 4-5 лет»;
- «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома»
Мастер- класс для родителей: «Забавные эксперименты»; «Игрушки своими руками»
Составление памяток, рекомендаций:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
- «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
- «Какие опыты можно провести дома»;
- «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»;
- «Как помочь маленьким почемучкам»
Опыты в домашних условиях: «Юные исследователи» (челлендж видеороликов, как дети проводят опыты в дома под наблюдением взрослых)
- Фото- выставка «Мы экспериментируем» (на сайте группы «Вишенка»)
Анкетирование: «Детское экспериментирование в семье».
Результат работы педагогической мастерской:
Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно- речевую, музыкально- игровую).
Развилась познавательная активность, появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширился кругозор, в частности обогатились знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появились навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развились качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.
Родители принимали активное участие в реализации творческой мастерской. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия воспитатели – дети – родители.