Мухамадеева Зульфия Маратовна
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО «Детская музыкальная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Часто бывает так, что дети, пришедшие в музыкальную школу с желанием учиться, постепенно теряют интерес к занятиям. Музыкальную школу бросают, нередко походив на уроки всего год, а бывает лишь пару месяцев. Причина проста – дети не любят музыкальные школы, потому что они довольно строгие: экзамены и зачеты при зрителях способен выдержать далеко не каждый ребенок, тут нужна хорошая нервная система. Причина вторая – слабые музыкальные данные. Преподавателю легко работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний. Такие дети не бросают обучение на полпути. Из тех, кто хочет учиться «для себя», тоже попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям, преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким обучающимся тяжело следовать учебной программе. К ним необходимо применять иной, личностно-ориентированный, подход.
Обучение в детской музыкальной школе не простое дело, это суровая школа жизни, которая требует ежедневного труда и усилий. Это трудно даже для взрослого, а значит, ребенка придется заставлять заниматься. Не каждый обучающийся и родитель понимают, что каждодневные тренировки развивают мозг, коммуникабельность, помогают преодолеть лень, помогают развить силу характера. Основной целью педагогов ДМШ является необходимость во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней. На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не учителя вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали их желанием всё узнать и всему научиться. Ведь это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка.
В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, которыми пользуюсь я, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, мы с моими учениками придумываем стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что, произнося какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Одновременно с упражнениями разучиваем имена белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», песенки «с рук».
Чтобы ребёнок почувствовал себя артистом на этом раннем этапе, можно разучить песенку-игру «До, ре, ми». Ученик «приглашает» разных животных, а учитель их «кормит».
Ученик: – До, ре, ми, до, ре, ми – Ко мне кошечки пришли
Учитель: – А я кошечек люблю, молочка я им даю
Ученик: – До, ре, ми, до, ре, ми – Ко мне белочки пришли
Учитель: – А я белочек люблю, я орешки им даю
До, ре, ми, до, ре, ми – Ко мне зайчики пришли
– А я зайчиков люблю, я морковку им даю и т.д.
Владение пианистическим аппаратом представляет собой сложный комплекс, который находится в постоянном движении. Учащийся постепенно усваивает в упражнениях пианистические движения и навыки. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
«МАЛЬЧИК- С – ПАЛЬЧИК» – сгибательные и разгибательные движения пальцев на развитие точности, чуткости кончиков пальцев. Ударять поочередно большим пальцем остальные пальцы:
Мальчик – с – пальчик- где ты был? С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песню пел да плясал,
Своих братцев развлекал.
МЫШКА В НОРКЕ:
Мышка в норку пробралась- делаем ручками «крадущиеся» движения:
На замочек заперлась – пальчики скрещиваем в «замочек» и слегка покачиваем,
В дырочки она глядит – делаем из пальчиков каждой руки по «колечку»,
На заборе кот сидит – ручки прикладываем к голове как «ушки» и шевелим пальчиками.
Положительная мотивация- один из факторов успешного и эффективного обучения. Создание ситуации успеха для каждого ребенка ведет к повышению результативности обучения. Использование в обучении продуктивных методов и приемов современных педагогических технологий, интересное и необычное преподнесение учебного материала формирует стремление к познанию, способствует развитию мышления, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Учение привлекательно и радостно, если самостоятельно открываешь, исследуешь, познаешь мир.
Современный учитель должен помнить, что задание должно быть посильным, понятным, интересным для обучающегося. Удалось ли сформулировать задание так, чтобы дома работа шла не впустую, занимался ли ребенок продуктивно, будет видно уже на следующем уроке по тому, как тот будет играть. Ясно ли обучающийся себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. И пусть ребенок сам поставит себе оценку за домашнюю работу и сообщит о результате на следующем уроке. Умение оценить себя способствует более качественным занятиям, развивает ответственность и честность ребенка и, конечно, способствует заинтересованности.
Поступление в детскую музыкальную школу большое событие для ребёнка. Роль семьи очень важна в музыкальном воспитании детей. «Хорошие родители (для ребенка) важнее хороших педагогов», – отмечал в одном из своих исследований выдающийся пианист Генрих Нейгауз. Однако, родителей следует предупредить, что им придется набраться терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ученику, особенно на начальном этапе. Действительно, старания даже самых великих педагогов бывают бесплодны, если родители обучаемого в ДМШ ребенка равнодушны к музыке. А ведь именно папы и мамы, могут «заразить» малыша любовью к этому виду искусства, пробудить интерес, слушая музыку дома, музицируя, посещая концерты. С большим желанием ребёнок работает, если видит, что к его труду проявляют какой-то интерес, поэтому дома надо устраивать периодические музицирования выученных песенок.
Дети, родители, учителя – все являются участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения, на благоприятную обстановку в школе. Дети часто начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня. Родителям важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом. В наше время очень важна личная заинтересованность родителей в продолжение всего музыкального образования ребенка. На занятия музыкой должны быть выделены определённые, постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 20 – 30 минут. Чем может помочь педагог ДМШ в данном случае? Нужно объяснить родителям, что в процесс занятий они вмешиваться не должны, ибо непрофессиональные замечания могут принести только вред работе. Чаще родителям некогда сидеть рядом с маленьким музыкантом, тогда можно использовать игрушки, для которых он будет играть или цветные карандаши для подсчета количества сыгранного.
Пожалуй, самое сложное при обучении в детской музыкальной школе – это организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Вот поэтому очень важно правильно организовать свободное время, чтобы обучающийся мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это будет ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным.
Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству. Всё это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям.