Тимошенко Валентина Михайловна
учитель начальных классов и родного языка
МБОУ “Брюшлинская ООШ”
Менделеевского района Республики Татарстан, Брюшли
Приоритетной целью обучения родному языку и литературе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, познавательным. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету? Как научить школьника работать самостоятельно и в коллективе, высказывать свою точку зрения и учитывать чужую, размышлять и задавать вопросы? Чтобы ответить на эти вопросы и достичь высоких результатов на уроках литературного чтения, мне помогают современные образовательные технологии, которые должны формировать у детей ключевые компетенции, способствующие успешности учеников в современном обществе. Более подходящим определением к термину «образовательная технология» считаю определение в книге Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко «Управление образовательной системой»: Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата. Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, эффективно использовать в работе с учащимися начальных классов на уроках.
Технология развития критического мышления через чтение состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура уроков помогает сначала настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего нужны полученные знания, далее как их сможешь применить. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также приемы, которые позволяют проводить обучение на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысления. На стадии «Вызов» я использую такие приемы, как «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верно или неверно», «Кластер». С помощью данных приемов у учащихся активизируется знания и умения, пробуждается интерес к теме. На стадии «Осмысление» интересны для детей «Толстый и тонкий вопросы», «Ромашка Блума», «Чтение с остановками». В ходе осмысления ребенок работает с информацией, учится формулировать вопросы не только к прочитанному тексту, но и учится формулировать свою позицию. Стадия «Рефлексия» предполагает в себе такие приемы, как «Бортовой журнал», «Синквейн». Здесь дети смогут проанализировать, удалось ли ми достичь поставленных целей. Они должны обязательно проговорить возникшие мысли, так как только в этом случае смогут осознать то, чему они научились.
Технология продуктивного чтения (Е. В. Бунеевой, О. В. Чиндиловой) имеет в виду формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Данная технология состоит из трех этапов:
-работа с текстом до чтения (антиципация и постановка целей),
-во время чтения (первичное чтение текста, перечитывание текста и беседа по содержанию),
-после чтения (смысловая беседа, знакомство с писателем, работа с заглавием и иллюстрациями и творческие задания).
Она также позволяет вести диалог с автором текста. Диалог с автором – это прием работы с текстом во время его чтения, поможет находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. В начальных классах такой прием необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и будничные шаги по изучению учебного предмета. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения способствует решению задач по работе с художественным текстом, указанных в ПООП НОО: определять главную мысль и героев произведения; оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста и рассказывать от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное и др. «Угадай автора и произведение», «Темная лошадка»- угадать героев по описанию. Также детям интересны викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, инсценировки. Таким образом, применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает активизацию познавательной деятельности и раскрытие творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.
На уроках важно показать детям, что все нужно делать творчески. Важно показать, что творчество делает жизнь увлекательнее, интереснее, ярче. Творческое, нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек ни занимался. Поэтому важно развивать способность творчески осмысливать произведение. Для этого на уроках литературного чтения можно использовать следующие приемы: «Измени сюжет»- измени героев, добавь нового героя, расскажи наоборот; «Придумай продолжение»- придумать продолжение произведения в разных вариантах.
Технология проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В 1-4 классах еще проблематично составлять большие проекты, но по наглядности, шаблону, плану, карте они тоже могут справиться с задачами проекта. На уроках мы работаем над проектами: «Веселый алфавит», «Сказочный домик», «Моя семья», «Азбука загадок», «Природа и мы», «Моя деревня», «Правила вежливости». Эти проекты являются краткосрочными и осуществляются на уроках, потому что ребенок еще не готов к самостоятельным проектам, поэтому они являются совместными.
ИКТ-технологии активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Я использую и аудио- и видеозаписи, презентации, мультфильмы, которые обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер и чувства героев.
Чтобы научить детей осмысленно читать и понять произведение, помогут такие приемы, как толкование лексического значения слова, работа с выставкой книг поэтов и писателей, или на определенные темы: «Люби живое», «Я и мои друзья», «Писатели – детям», «Литературные сказки» и др. Занятия в библиотеке помогают находить нужную информацию, необходимые книги, развивают речь, учат составлять списки книг, рисовать иллюстрации к произведениям. Ведение читательских дневников помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает.
Таким образом, уроки литературного чтения – предмет для формирования читательской (совокупность умений и навыков смыслового чтения) и литературной (сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни) грамотности младшего школьника. Современные образовательные технологии, применяемые мною на данных уроках, помогут решать не только задания ВПР, диагностические работы, но помогут детям стать грамотным читателем. Также к концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.