Билалова Эльвира Хамитовна,
Воякина Ирина Сергеевна
воспитатели
МБДОУ “Детский сад №28”
г. Лениногорск
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно – исследовательский
Продолжительность: длительный (октябрь, ноябрь).
Проблема: охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации мусора.
Актуальность проблемы: Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель. Большие объемы отходов производства и потребления оказывают отрицательное влияние на окружающую среду, состояние здоровья и условия жизни населения. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, чем вызывают неотвратимое загрязнение почвенного покрова земли. При загрязнении почв самоочищения практически не происходит или происходит очень медленно. В таком случае токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению экосистемы. Из почвы токсичные вещества могут попасть в организмы животных, людей. Отходы накапливаются на санкционированных свалках (мусорные урны, контейнеры, полигоны) и несанкционированных (куда попало). Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи:
– расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
– формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
– стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
– учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
– развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
ЭТАПЫ:
Подготовительный:
– постановка цели и задач проекта;
– составление плана – схемы проекта;
– включение в план – схему проекта ОД, игр и других видов детской деятельности;
– подбор художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала;
– презентация проекта.
Основной:
– презентация проекта.
– ознакомление с литературными произведениями;
– дидактические игры;
– наблюдения;
– беседы;
– рассматривание иллюстраций;
– художественное творчество;
– консультации;
– экспериментальная деятельность;
– загадки;
– выставка.
Заключительный:
Изготовление поделок из бросового материала на экологический конкурс детского творчества «Мусору вторая жизнь».
Реализуемые мероприятия.
Совместная деятельность.
1. Беседа «Помогите природе».
2. Наблюдение «Что происходит в природе со старыми листьями?»
3.Наблюдение и беседа «Куда девается мусор?» 4. Экспериментальная деятельность «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
5. Чтение экологических сказок: «Зайчик и Медвежонок», « Нет места мусору».
6. Рассматривание иллюстраций на тему: «Мусор вокруг нас»
7. Отгадывание загадок.
8. Рисование «Загрязнения нашего края».
9. ОД по экологии на тему: «Посмотрим умным взглядом на мусор»
(Приложение 1).
10. Чтение стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия».
11. Изготовление цветов из бросового материала «Вместо мусора цветы».
12. Труд на участке «Уборка группового участка от мусора».
Самостоятельная деятельность.
1.Подвижная игра «Правильная сортировка мусора» (Приложение 2). 2.Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно» (Приложение 3). 3.Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Взаимодействие с родителями.
1.Организация конкурса поделок из бросового материала «Мусору вторая жизнь».
2.Консультация для родителей на тему: « А знаете ли вы…. Каковы сроки разложения мусора на земле?»
3. Анкетирование родителей на тему: «Окружающая среда. Умеем ли ее беречь?» (Приложение 4).
Ожидаемый результат.
Расширили знания о зависимости мира природы и людей, узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали.
Приложение 1
Образовательная деятельность по экологии на тему
«Бросим умный взгляд на мусор»
Цель: Расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира и деятельности человека. Задачи:
• Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора
• Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
• Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города;
Предварительная работа:
• Прогулки, экскурсии и повседневные наблюдения.
• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
• Беседа на тему, «Куда девается мусор?».
•Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».
• Труд в природе.
Материал и оборудование:
Стол с набором “мусорных вещей» ( жестяные банки и стеклянные бутылочки , картонная коробка, салфетки, фантики, газеты, обрезки цветной бумаги, лоскутки ткани, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (огрызок яблока, сухарик). Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (пластик, пищевые отходы, бумага, стекло).
Подарки Земли (контейнеры с песком, почвой и с углем, частичка древесины). На подносах изделия из природных ресурсов и картинки (муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан, пластиковые вещи).
“Волшебный мешочек” с карточками по числу детей (изображения земли, дерева, песка ). Для эксперимента – контейнер с землёй, совочки, консер. банка, картон, ткань, огрызок яблока, пакет.
Плакат с изображением мусорной свалки.
Ход ОД:
– Дети, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
Жил Человек на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил. Вот однажды пошёл Человек на рыбалку и не узнал своего леса – было повсюду много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришёл Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует, что – то есть! Вытянул!
А вытянул Человек консервную банку. (Рис. Консервной банки) Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил полиэтиленовый пакет с бумагой. (Рис. полиэтиленового пакета) Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто – то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.
– Дети как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Рассуждения детей).
Смотрит Человек – перед ним Золотая Рыбка!
Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может.
Говорит ему Рыбка: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!». –
Хорошо, рыбка исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание. И я тебя отпущу – говорит человек.
– Ребята, как вы думаете, какие желания попросил исполнить Человек? (Предположения детей).
– Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки, полиэтиленовые пакеты.
А Золотая Рыбка ему ответила:
– Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её.
Раздается голос из-за двери
Голос земли: Здравствуйте дети! Я – Земля! И я рада слышать ваши голоса.
Воспитатель: Земля! Земля! Ты нас слышишь?
Земля: Я вас всегда слышу, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти зверей и птиц, которые гибнут и не в силах очистить от пыли и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус
Воспитатель: Земля, ведь ты такая красивая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть? (воспитатель вращает глобус.)
Земля: Да, у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше. … У вас еще есть время, чтобы спасти меня! Только вы можете это сделать. Воспитатель: Как? (в ответ тишина). Дети Земля не успела сказать, как ей помочь,
значит, мы сами должны найти пути ее спасения, как можно спасти природу. (Ответы детей)
– Ребята, Матушка-Земля прислала нам корзину с подарками. Земля дарит нам свою плодородную почву. Просит обращаться с ней бережно. Дарит нам частичку древесины, дарит нам свои природные богатства – это песок, уголь. Ставит контейнеры на стол.
– Дети, я предлагаю поиграть игру “Волшебный мешочек”. Выбирайте каждый себе карточку с изображением каких-либо подарков Земли и присаживайтесь за стол. Воспитатель: Дети, подумайте и ответьте на мой вопрос. Как человек использует эти многочисленные подарки Природы? (Почва – выращивают овощи, фрукты, злаки; древесина – делают мебель, карандаш, дом). – Молодцы, задание выполнили правильно! На плодородной почве люди с древних времен выращивают злаки, овощи, фрукты. Из древесины изготавливают мебель, карандаши и другие предметы, в том числе и бумагу. А знаете, ребята, что не только из дерева можно что-то сделать, но и из других природных богатств Земли. Например, из песка люди научились изготавливать стекло. А уголь, газ и нефть служат для нас топливом. Благодаря им в наших домах тепло и светло. И машины могут ездить. Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку. ( Демонстрация полиэтиленовых пакетов и упаковок).
Воспитатель: Давайте скажем “Спасибо” Природе за ее подарки. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. А что происходит после их использования? (Мы их выкидываем).
– Давайте подумаем, что мы вернём Природе в ответ за ее подарки (демонстрация стола с мусором).
– На столе лежат карточки с изображением пищевых отходов, отходов древесины. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Примет ли их природа? (Ответы)
– Земля принимает пищевые отходы с благодарностью. Крошки хлеба будут клевать птицы. Какую-то часть отходов съедают животные. То, что они не съедают, перегнивают при помощи маленьких существ – микробов, которые превращают пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Земля так же принимает отходы древесины. У неё есть микробы, которые питаются древесиной и превращают ее со временем в почву, но это происходит медленно.
– Дети, вам нужно ответить на вопрос. Примет ли природа отходы стекла или разбитое стекло? Воспитатель показывает стекло. (Ответы)
– Земля не может принять стекло: у неё нет таких микробов, которые питаются стеклом. Стекло нам ещё пригодится. (Убирает стекло в сторону) Стекло может пролежать в земле несколько сотен лет и никак не измениться. Что можно сделать с бутылками и банками из стекла? Бутылки, битую стеклянную посуду можно сдать в пункт приема стекла, чтобы ее отвезли на завод и там переплавили в новые бутылки и банки. – Примет ли природа пустые пластиковые бутылки и коробки? Воспитатель показывает пластик. (Ответы) Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё микробы, которые питаются пластиком? Таких микробов не существует. Поэтому пакет будет лежать на земле 200 лет, а сломанная игрушка – 500 лет. Более того, от пластика Земля начинает болеть. Это страшный яд для земли, воды и воздуха, для рыб, зверей и птиц. Земля не может принять пластик. (Убирает пластик в сторону, где лежит стекло)
– Вы видите, ребята, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась целая мусорная гора. Как назвать мусор другими словами? Дети: Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.
Воспитатель: Все это называют Твердыми Бытовыми Отходами. Что произойдёт, если весь этот мусор не убирать? (Предположения детей.) Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер
Сейчас мы узнаем, сможете ли вы справится с нашей кучей и рассортировать весь мусор по специальным контейнерам.
Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор в контейнер». (Поочередно дети из каждой группы переносят «мусор» в соответствующие контейнеры поштучно).
Воспитатель: Дети, а куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку)
-Да, ребята, мусор вывозят на специальных машинах на свалку. Твёрдых бытовых отходов стекла, пластмасса, металл и пр., кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится всё больше. Поэтому для мусора создаются свалки (демонстрация плаката с изображением свалки). Сейчас же мусор вывозят на перерабатывающие заводы. Особую опасность представляют стихийные свалки, которые находятся вблизи рек, рядом с жильём человека. Мусор и отбросы нередко содержат вредные вещества, в местах их скопления развиваются микробы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней.
– Как вы думаете, свалка – это хорошо или плохо?
Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.
– Кто же устраивает это безобразие?
Мы. Вспомните слова золотой рыбки «Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй исправить её».
Воспитатель читает отрывок стихотворения поэта А. Усачёва «Мусорная фантазия».
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
– Вам нравится, когда много мусора вокруг? (Ответы) Можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы мусора вокруг нас стало меньше?
– Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?
Дети: Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого. Воспитатель: Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Всё ли перегнивает в земле? (Предположения детей)
Исследовательская деятельность «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
Воспитатель: Чтобы узнать, кто из вас прав, давайте проведём опыт. Мы закопаем в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдёт с этими предметами. (Дети вместе с воспитателем закапывают в землю предметы разного происхождения)
– Есть ли среди содержимого нашей мусорной кучи предметы, которые можно повторно использовать? (Рассуждения детей)
– Что делает человек со старыми газетами и журналами? (Старыми газетами растапливают печку на даче. Газеты расстилают на полу во время ремонта. Из журналов можно вырезать картинки).
– А ещё газеты, журналы, старые тетради можно сдавать в пункт приёма макулатуры, Макулатура – это различная бумага. (Показ макулатуры) Сдают её туда затем, чтобы потом на заводе переработать и превратить старую бумагу в новые тетради, книги, газеты. Так мы с вами поможем сохранить больше деревьев от вырубки.
-Как мы уже с вами знаем, что отходы бывают не только бумажные, но и пластиковые.
Природа не может принять и переработать пластик, а как поступают люди? Если люди пластик сжигают, в воздух поднимается ядовитый дым. Как можно использовать пластиковые бутылки?
Разрезать пополам и выращивать в них рассаду. Изготовить кормушки для птиц. Сделать из нее какую-нибудь поделку, или вещь, которую мы будем использовать дома, в детском саду (кормушка, вазочка, украшение и пр.).
– Друзья, подумайте, где у нас в садике много поделок сделанные из пластиковых бутылок, бросового материала. Правильно, на нашем участке. Как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов.
Раздаётся голос Земли: Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков и станете “Настоящими хозяевами Земли”
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали? Чему научите родителей дома?
Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.
– Да, правильно, сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз. О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным! И если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли!
Давайте, друзья, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать!
Приложение 2
Подвижная игра
«Правильная сортировка мусора»
Оборудование.
Контейнеры с условными знаками (бумага, пластик, пищевые отходы, металл), коробки с «мусором» (пластиковые бутылки, пакеты, металлические емкости, муляжи фруктов, картонные коробочки).
Ход игры.
Дети делятся на 2 команды.
Ставится контейнеры для различных видов мусора с условными знаками (бумага, пластик, пищевые отходы, металл).
Рядом с каждой командой в 2 коробки выкладывается «мусор» (пластиковые бутылки, пакеты, металлические емкости, муляжи фруктов, картонные коробочки). Задача игроков: взять «мусор» и по очереди донести его до «контейнеров». Выигрывает та команда, которая справится не только быстрее, но и правильнее.
Приложение 3.
Дидактическая игра
«СОРТИРУЕМ МУСОР ПРАВИЛЬНО»
Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Оборудование.
Играющим раздаются карты с изображением мусорных баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
Ход игры.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материала сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
Приложение 4.
Анкета для родителей:
«Окружающая среда. Умеем ли мы ее беречь».
1. Оцените экологическую ситуацию в нашем городе.
2. Каково влияние окружающей среды на здоровье человека?
3. Придерживаетесь ли вы правил экологически грамотного поведения на отдыхе? В быту?
4. Избегаете ли мест, расположенных вблизи источников экологической опасности?
5. Уверены ли вы, что летом купаетесь, ловите рыбу в чистой воде?
6. Учитываете ли вы экологическую безопасность материалов при покупке мебели, обоев, ковров?
7. Как вы очищаете воздух в своей квартире?
8. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашей квартире.
9. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
Спасибо.
Список литературы.
1. Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.
2. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990
3. Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986
4. Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001
5. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: «Химия», 1991
6. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990
7. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: «Устойчивый мир», 2001