Берюляева Екатерина Владимировна,
Рахова Гульюзем Якфаровна
старший воспитатель,
воспитатель
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида № 9 “Садко”
г. Альметьевск
Тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий
Предмет исследования: экотехнологии, инновации в сфере экологии
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Проблема разумного использования природных ресурсов является одной из главных проблем современного человечества. Благо цивилизации — высочайшее достижение современного мира. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить природные ресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Мы рассказываем детям о важности экономии, и в тоже время мы сами не задумываемся о экономии ресурсов. Когда мы говорим детям об экономии электроэнергии и водоснабжения мы в большей степени подразумеваем экономическую сторону проблемы. Экосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но и сбережение энергоресурсов.
Это забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Для этого необходимо научиться использовать энергию эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде. Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Нужны миллионы лет, чтобы солнечная энергия помогла восполнить израсходованные человеком запасы Земли. Например, сортировка мусора — это очень важно, но мы не знаем конечного пункта сортировки, выход продукта, который получился благодаря нашим действиям. Бесспорно, что это принесет пользу экологии, но нам, в особенности детям, нужно видеть конечный результат. Если было бы возможно показать детям конечный продукт, полученный благодаря переработке отсортированного мусора, то это было бы более действенным. Хотелось бы чтобы на вторичных продуктах была эмблема или маркировка.
Воспитать любовь к природе — это очень важно. Возможно многие наши действия в области познавательного развития это только вершина, возможно нам стоит вникнуть немного глубже к проблеме, можно сказать к сути.
Описание проекта: Дети дошкольного возраста недостаточно ориентированы в эволюции современных предметов рукотворного мира, не имеют четких представлений, почему человек изменяет предметы, которыми пользовался в прошлом и не владеют знаниями о необходимости уважительного отношения к достижениям человека и как следствие, эффективном расходовании всех ресурсов.
Было решено учесть всю необходимость ознакомления детей с новейшими достижениями науки в сохранении экологии и природных ресурсов. Многие современные разработки в экотехнологии можно изучать и применять с детьми дошкольного возраста. Для эффективного восприятия информации, педагогам нужно вести работу как в области экологии, так и в области физики и химии. Мы применили методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают занятия по-настоящему увлекательным и выбираемым детьми. Так же включили в перспективный план проекта конструирование, что позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. Именно эти качества помогут им в дальнейшем создать технологии для сохранения жизни на нашей планете.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о экотехнологиях и воспитание элементарной культуры бережного отношения к природным ресурсам, развитие перспективного взгляда на предметы рукотворного мира.
Задачи:
- вовлечение детей и родителей в экосберегающую деятельность, создание у детей и взрослых мотивации для сбережения природных ресурсов, обучение их грамотному потреблению;
- содействие детской познавательной, поисково-исследовательской, практической, творческой и другой деятельности по экосбережению;
- развитие у воспитанников творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности.
- привлечение детей к поиску механизмов решения актуальных проблем через игровую и исследовательскую деятельность;
- развитие инициативы и творчества детей через организацию проектной деятельности;
- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры обучающихся;
Продукт проекта: Экологическая акция «Цветок- фонарик», совместно с Муниципальным бюджетным учреждением “Департамент экологии и природопользования Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев
1 этап – подготовительно-проектировочный
- Повышение собственной профессиональной компетентности.
- Изучение программно-методического материала по направлению работы.
- Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом. Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания
- Составление перспективного плана образовательной деятельности по изучению экотехнологий
2 этап – практический
- Реализация поставленных задач.
- Подготовка презентаций к каждому мероприятию.
- Проведение мероприятий в соответствии с разработанным перспективным планом
Тематическое планирование проведения проектной деятельности
(Конспекты занятий в приложении)
Месяц |
Технологии |
Мероприятие |
Задачи |
Сентябрь |
E-streets – технология освещения городов |
Цикл занятий «Умное освещение» |
Расширить знания детей старшего дошкольного возраста об электроприборах, обучить культуре грамотного и экономного обращения с электричеством. |
Октябрь |
HCPV-системы – эффективные и недорогие альтернативные источники энергообеспечения. |
Изготовление макета солнечной батарейки |
Показать преимущества альтернативного способа добычи энергии, путем применения солнечной батареи, не имеющей отрицательного влияния на окружающую среду. |
Ноябрь |
Выставка «Вторая жизнь не нужным вещам» |
Картины из ненужных вещей «Я Пикассо» (коллективное изобретение) |
Изучение способов утилизации и переработки бытовых отходов |
Декабрь |
Эмблема для продуктов из вторсырья |
Изготовление эмблемы |
Влияние на восприятие общественности |
Январь |
Робот-уборщик Dustbot – убирает мусор и мониторит уровень загрязнения воздуха. |
Создание робота-уборщика, с помощью художественного творчества, предназначенного для очищения водных пространств: пруды, озера. |
Стимулировать интерес детей к изучению чистки водоемов. Бережного отношения к чистой, пресной воде. |
Февраль |
Синтетические деревья для поглощения СО2. |
Создания макета города из строительного материала «Бабашки» с искусственными деревьями |
Познакомить с идей спасения климата и уменьшения концентрации углекислого газа в атмосфере — массовое строительство искусственных деревьев, абсорбирующих углекислоту. |
Март |
Дорожное покрытие, очищающее воздух от выхлопов – разработано на основе бетона с примесью диоксида титана |
Проект «Наша лаборатория» |
Познакомить детей с наукой о превращениях – химией. Вызвать интерес к химии-науке о веществах и превращениях. |
Апрель |
Знакомство с Автономным экогородом Масдар в ОАЭ – предназначенным для отработки самых разных экотехнологий, не оказывающих негативного влияния на окружающую среду. |
Создания макета Экогорода из строительного материала «Бабашки» |
Формировать на основе экологической этики новое разумное отношение к природе. |
Май |
Рассада деревьев и цветов. Акция «Цветок- фонарик» |
Обмен рассады родителям на солнечные фонарики для неосвещаемой территории ДОУ. |
Дать представление о том, как растения влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Вовлечь в обсуждение актуальности проблем современного мира |
3 этап – обобщающе-результативный
Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы
4 этап – презентация проекта
Приложение
- Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в мир электричества»
Цель: обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, как появилось электричество и как помогает человеку;
Задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с причиной появления статического электричества;
– закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие:
– развивать мыслительную активность умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».
Ход занятия
Организационный момент.
«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками
Ход занятия:
Ребята отгадайте загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Дети: Электричество
«Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется».
Дети: Лампочка.
Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Ребята, у нас сегодня непростое занятие, сегодня мы узнаем, как появилось электричество. Для этого мы отправимся с вами в путешествие, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем!
Раз, два, три – все открыли глаза!
Дети оказываются в лаборатории электричества. Рассматривают предметы в лаборатории: факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, энергосберегающая лампочка. демонстрационный материал: огонь, свеча, факел, лампа, электрическая лампочка, лучина.
Заходит Гений Евгеньевич Чудаков (из Фиксиков)
Гений Евгеньевич: Здравствуйте ребята! А что это вы делаете в моей лаборатории?
Дети: Добрый день. Гений Евгеньевич, мы хотим узнать, как появилось электричество и первые лампочки. Расскажите, как жили люди в то время, когда электричества на земле не было?
Гений Евгеньевич: Я не только расскажу, но и покажу. Внимание на экран.
Презентация «Как появилось электричество»
(Рассказ по слайдам, показ предметов)
Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
(опасно, его нужно держать в руках)
– Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища.
Первые свечи появились около 2тысяч лет назад. Масляными свечами освещали дома древние греки. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах. (лампа)
Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. Затем в 20-м веке французский химик Мишель Шевроль придумал твердую свечу, с годами свеча менялась, усовершенствовалась. Этими свечами мы пользуемся по сей день. (свеча)
– На смену свечке пришла керосиновая лампа.
Керосиновая – так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
И вот, что пришло на смену керосиновой лампе электрическая лампочка.
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (лампочка)
Гений Евгеньевич: Ребята, почему горит лампочка, что заставляет её работать?
Дети: Электричество
Гений Евгеньевич: Правильно! По проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку. Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество.
Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству?
Игра “Найди пару”. (детям раздаются картинки предметов они должны к старинному предмету найти современный электрический) .
Веник-пылесос.
Корыто- стиральная машина.
Свеча-лампочка.
Русская печь-электроплита.
Самовар-электрочайник.
Котелок- мультиварка.
Яма-холодильник.
Рубель-утюг.
Воспитатель: Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)
Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
Гений Евгеньевич: А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть. Сейчас я вас научу ловить электричество.
Опыты:
1. Берём емкость с конфетти из бумаги и фольги. Опускаем воздушный шарик, в ёмкость. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об шерстяные вещи и медленно опустить в ёмкость. Что сейчас произошло? (конфетти из бумаги и фольги притягивается к шарику потому что на нём появилось электричество из шерстяной ткани)
Вывод: Электричество живет в шерстяной одежде.
2. Свечи. Взять две одинаковых свечки на батарейках. Посмотреть, что одна светит, вторая нет. почему не светит вторая свеча? (т. к. нет батарейки) .
Вывод: Электричество живет в батарейке.
Воспитатель: Ребята, какие игрушки есть у вас дома на батарейках?
Физкультминутка
«Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам, Дети, бегут по кругу.
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы, Делают круговые движения руками, перед собой.
Холодильник, мониторы. Повороты влево, вправо.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принёс.
Воспитатель: Ребята, много информации мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: Да. Спасибо вам Гений Евгеньевич!
Гений Евгеньевич: Рад был помощь! Жду вас снова в гости!
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки, а я произнесу волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский сад мы вернемся
Мир волшебный не забудем!
- Конспект занятия с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста
«Умное освещение»
Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электричеством.
Задачи:
Образовательные: Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам.
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь.
Воспитательные: Воспитывать у детей правильное отношение к природным ресурсам и экономии.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об экономии электричества, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас».
Ход занятия
Организационный момент.
«Передай улыбку по кругу»
Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)
Воспитатель. Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеообращение от уличного фонарика. Видеообращение: «Уже утро, и на улице светит солнце, а меня до сих пор не выключают. Я трачу свою энергию в пустую. Без меня вам плохо. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на что или на кого либо, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти нужную вам улицу или магазин, который вам нужен. Ночью все спят, а я освещаю дорогу. Дома вы, когда уходите выключаете свет, а мы вынуждены освещать дорогу всю ночь нас никто не выключает. Как вы думаете это правильно?
Воспитатель: А вот наш друг-профессор Гений Евгеньевич Чудаков, к которому мы сейчас отправимся в гости утверждает, что уличные фонари, как лампочки в наших домах могут включатся и выключатся по мере необходимости. Согласны посетить его лабораторию? Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем!
Дети оказываются в лаборатории электричества. Их встречает Гений Евгеньевич.
Гений Евгеньевич: Здравствуйте ребята! С чем пожаловали на этот раз?
Дети: Гений Евгеньевич, к нам пришло видеообращение от уличного фонарика. Он освещает улицу днем и ночью. Даже тогда, когда на улице некого нет. Он тратит слишком много энергии в пустую. Как ему помощь?
Гений Евгеньевич: Так- так кажется я знаю, как вам помощь. Но для начала, внимание на экран.
Презентация «Виды электростанций»
Электричество рождается на больших электростанциях. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Они бывают разные.
Гидроэлектростанции (ГЭС) – вырабатывают электричество, с помощью потока воды.
Тепловые электростанции (ТЭС) – вырабатывают электричество, с помощью сжигания топлива.
Солнечные – с помощью солнца. Ветровые – с помощью ветра.
Электроэнергию человек вырабатывает из природных ресурсов. Это полезные ископаемые, которые находятся в недрах нашей планеты. Человек непрерывно их добывает и использует для выработки электричества, обогрева, топлива для машин.
Много людей задействовано для того, чтобы получать электроэнергию. Это шахтеры, газовики, нефтяники и многие другие. Чем больше мы потребляем электроэнергии, тем больше нужно угля, газа, нефти. Все это стоит денег. Вот почему мы должны очень экономно употреблять электроэнергию, как дома, так и в городской среде. Обычные лампочки нужно поменять на энергосберегающие.
Игра «Вопрос-ответ»
Давайте попробуем ответить на них.
- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)
- Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)
- Электроэнергию надо беречь, так как…
- Днём надо выключать свет, чтобы…
- Фонари на улице перестали светить, поэтому…
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию.
Физминутка
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
Дети: Что же делать? Как помощь фонарику?
Гений Евгеньевич: Наука не стоит на месте. Есть интеллектуальная система управления уличным освещением. Другими словами, наружное освещение превращается в универсальный «скелет» для умного города. Умный свет, который видит и слышит. Фонари на столбах могут будут включаться после обнаружения движения и выключатся, когда дорога пустая и там некого нет. Что бы вам стало понятнее, сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Умное освещение»
Дети с помощью конструктора «Бабашки» строят тротуар. Детям раздают таблички, с одной стороны темные, а с другой белые. Дети встают вдоль дорожки изображая столбы с фонарями, остальные изображают пешеходов. Держат табличку с темной стороной, когда проходит прохожий поворачиваю белой стороной, освещают дорогу. После того как прохожий прошел переворачивают в темную строну выключают свет.
Гений Евгеньевич: вот таким образом «умное освещение» поможет нам сэкономить бюджет города и поможет сберечь природные ресурсы.
Воспитатель: Спасибо вам Гений Евгеньевич. Нам пора возвращаться в детский сад.
Гений Евгеньевич: До свидания ребята!
Воспитатель: Закройте глазки, а я произнесу волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский сад мы вернемся
Мир волшебный не забудем!
- Конспект занятия с элементами конструирования
для детей старшего дошкольного возраста
«В моё оконце ярко светит солнце»
Цель: Показать преимущества альтернативного способа добычи энергии, путем применения солнечной батареи, не имеющей отрицательного влияния на окружающую среду
Задачи:
Образовательные:
– Расширять представления о преобразовании энергии солнечного света в электричество.
– Познакомить с происхождением понятия «солнечная батарея».
Развивающие:
– Развивать мыслительную активность умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
– Стимулировать желание к изготовлению предметов своими руками.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: картон, краски, разные виды батарейки, клей.
Организационный момент
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: встаем в круг, все берутся за руки. Глядя на соседа говорим: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
Ход занятия
(Воспитатель приносит не работающую машинку с пультом управления. Нажимает на пульт, а машинка не работает)
Воспитатель: Ребята, почему-то машинка не работает, хотя и не сломана. Как вы думаете, что с ней случилось.
Дети: Села батарейка
Воспитатель: Правильно (достает батарейку с пульта, показывает детям). Что же с ним делать? Может просто выкинуть в мусорное ведро?
Дети: Варианты ответов
Воспитатель: Отработанные батарейки нужно выкидывать в специальные контейнеры для сбора батарейки, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе.
Воспитатель: Ребята, батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м. почвы.
Воспитатель: Наш друг-профессор Гений Евгеньевич Чудаков, к которому мы сейчас отправимся в гости утверждает, что существуют абсолютно безопасные батарейки. Согласны посетить его лабораторию? Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою
Вместе мы перенесёмся
В гости сказочному герою
Дети оказываются в лаборатории. Их встречает Гений Евгеньевич.
Гений Евгеньевич: Здравствуйте ребята! Очень рад нашей встрече.
Дети: Добрый день. Гений Евгеньевич, мы узнали, что батарейки очень пагубно влияют на окружающую среду в том числе и на здоровье людей.
Гений Евгеньевич: Совершенно верно. Существуют разные виды батареек: щелочные, литиевые, солевые, ртутно-цинковые, серебряные. (Показывает).
Предлагаю вам посмотреть мультфильм, в котором мои помощники фиксики, расскажут нам про батарейки.
Просмотр познавательного мультфильма для детей
«Фиксики – Батарейки».
Физминутка
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: Ну как же быть? Перестать пользоваться батарейками?
Ребята, как вы думаете это возможно?
Дети: Размышления детей, варианты ответов.
Гений Евгеньевич: Ну, не стоит так критично, тем более что есть альтернативный вариант. Ребята, посмотрите, как светло в моей лаборатории. Вы знаете, почему?
Дети: Потому что светит солнышко
Гений Евгеньевич: Совершенно верно, солнышко заглянуло нам в окошко и осветило все вкруг. А солнце – это огромный источник энергии. Технология продвинулась настолько, что современные солнечные батареи способны обеспечить электричеством загородный дом даже в тех регионах где количество ясных дней весьма ограничено (например, в Ленинградской области). Давайте разберемся с принципами работы и применением солнечной батареей.
Просмотр презентации для детей
«Солнечная батарея»
Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо»
После моей фразы вы должны сказать соответствующее слово «Хорошо» или «Плохо»
– Бросать куда попало использованные батарейки
+ Бросать использованные батарейки в специальный контейнер для сбора батареек
+ Экономно использовать гаджеты и все что работает на батарейках
+ Разделять мусор
– Разбирать батарейки
+ Сдавать вторсырье на переработку
– Нагревать батарейки
+ Использовать солнечные батареи
– Играть с батарейками
Воспитатель: Ребята, если каждый из нас будет помнить эти правила, наша планета станет чище.
Сейчас мы с вами с помощью картонной коробки и красок попробуем смастерить макет солнечной батарейки своими руками. Гений Евгеньевич нам будет помогать и подсказывать.
Коллективная работа. Изготовление макета солнечной батареи
Гений Евгеньевич: вот таким образом солнечная батарея поможет нам поможет сберечь природу, наше здоровье и семейный бюджет.
Воспитатель: Спасибо вам Гений Евгеньевич. Нам пора возвращаться в нашу группу.
Гений Евгеньевич: До новых встреч ребята!
Воспитатель: Закройте глазки, а я произнесу волшебные слова:
Взмахом палочки волшебной
Мир чудесный закрывается
И герои сказок
С нами попрощаются
Рефлексия
(Дети садятся в круг)
Ребята, скажите о какой большой проблеме для окружающей среды мы узнали?
Ребята, скажите, как можно решить эту проблему?
Что нового вы узнали? (Узнали, что можно использовать солнечные батареи и защитить природу).
Правильно, ребята, вы большие молодцы. Если каждый из нас будет стремиться сохранить природу, то у нас будут чистые дома, улицы, города и сёла.
Всего доброго, ребята!
- Конспект занятия с элементами аппликации для детей старшего дошкольного возраста
«Я Пикассо»
Цель: Изучение способов утилизации и переработки бытовых отходов
Задачи:
Образовательные:
– Формировать представление детей об переработке и утилизации мусора;
– Расширить знания о вторичном использовании отходов;
Развивающие:
– Развивать творческую активность и фантазию;
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
– Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материал: Пластиковые бутылки, палочки от суши, краски, клей,
Организационный момент
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Ход занятия:
Воспитатель: (вносит полную корзину мусора в группу) Ребята, посмотрите, что это у меня?
Дети: корзина с мусором
Воспитатель: (заглядывает внутрь) Ой, тут письмо (читает письмо)
«Здравствуйте, дети, я –Мусорная корзина. В мои владения попадают разные предметы. Их всех выкинули, так как сочли за ненужный мусор. Но многие мои обитатели так не считают, мало того, они утверждают, что они еще пригодились бы и их выкинули совершенно зря. Дорогие ребята, мне очень грустно слушать эти истории. Однажды ко мне попала пластиковая папка с скоросшивателем и рассказала, что в детском саду, выручают таких как они, и дают им новую жизнь. Очень надеюсь, что, вы откликнитесь на мою просьбу. Потому что столько прекрасных вещей и предметов просто не справедливо попадают в мусорную корзину, и мне от этого очень грустно. Ребята, я очень надеюсь вы найдете применение и подарите ненужным вещам вторую жизнь. Они очень на вас надеются и ждут вашей помощи. С уважением Мусорная корзина».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Представить страшно, сколько мусора производят все жители Земли ежедневно. Это гигантское количество мусора! Каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки и другие предметы из пластика, консервные банки, стеклянную тару, бумагу, бытовые приборы и т.д. Как вы думаете куда попадает мусор после того как мы его выбросили в контейнер или урну?
Дети: Увозит мусоровоз
Воспитатель: Вы весь мусор выкидывайте в один контейнер?
Дети: Сортируем
Воспитатель: Молодцы, мусор обязательно нужно разделять! Кто-нибудь из вас знает, что означает слово «вторсырье»?
Дети: Ответы
Воспитатель: Вторсырье – это мусор (пластик, железо, стекло, макулатура), из которого при переработке можно получить новые вещи. На специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него получаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: лес, воду, землю.
Физминутка
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Сейчас предлагаю посмотреть видеоролик «Жизнь старым вещам» в котором люди дали вторую жизнь старым вещам. (ПРОСМОТР)
Нейрогимнастика
упражнение «Кулак — ребро —
ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются
в заранее продуманной последовательности.
сначала ладонь выпрямлена;
потом — сжимается в кулак;
далее ладонь ставится ребром;
после этого последовательность повторяется.
Ну немного пальчики размяли, а сейчас я предлагаю сделать с вами поделку из старых уже не нужных дисков, которые мы могли выбросить, но дадим им новую, вторую жизнь
Предлагается пройти детям к столам.
Первой подгруппе детей из палочек от суши предлагаю по образцу сделать для нашей фермы колодец и скамейку.
Второй подгруппе покрасить пластиковые бутылки в зеленый цвет и сделать из них кактусы.
Выставка поделок
Рефлексия
“Ромашка Блума” или «ромашка вопросов и ответов»
Что будет, если мы будем делать это регулярно
Для чего нужно из старых и не нужных вещей создавать что-то новое новые
Объясните на конкретном примере
Можно сделать что-то хорошее из ненужных вещей
Вторая жизнь ненужных вещей
Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Где вы в обычной жизни можно применить эти Предметы. Примеры
Это хорошо или плохо?
Воспитатель: Молодцы! Спасибо за работу!