Демьянова Нина Владимировна
методист
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки» Советского района г.Казани
Пояснительная записка
Методическая работа – главное направление работы Центра, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.
Методическая работа – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Планирование методической работы требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.
Учитывая районную методическую тему: «Развитие компетенций участников образовательного процесса в рамках введения государственных образовательных и профессиональных стандартов» и современные требования к образовательному учреждению, педагогический коллектив нашего Центра определил единую методическую тему на предстоящий трехлетний период работы:
«Моделирование профессиональной компетенции педагогов как ресурс повышения качества образования».
А также разработал Проект реализации методической темы в рамках самообразования педагогов.
Основная идея проекта: только успешный, сумевший реализовать свой творческий потенциал, постоянно развивающийся как личность, педагог может воспитать успешного ученика.
Цель: создание условий, обеспечивающих рост личностных и профессиональных достижений, развитие профессиональной компетентности педагога, необходимых для достижения нового качества образования и успешного развития Центра.
Основные задачи:
- Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства педагогов Центра через семинары, педсоветы, курсовую подготовку по внедрению и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
- Обучение и развитие, повышение квалификации педагогических кадров.
- Повышение качества образования обучающихся и развитие их творческих способностей.
- Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта.
- Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Участники реализации проекта: педагогический коллектив Центра детского творчества пос.Дербышки.
Сроки реализации:2019-2022 г.
Ожидаемые результаты:
1. Владение педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.
2. Рост профессионализма педагогов и готовности решать задачи, поставленные перед Центром.
3. Создание условий для самореализации обучающихся и педагогов в учебно-воспитательном процессе и их успешной социализации в современном обществе через реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании детей.
4. Повышение качества процесса обучения и воспитания обучающихся.
Основные этапы реализации проекта:
I ЭТАП
«Совершенствование учебно-методического комплекса»
(2019-2020 учебный год)
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках методической темы.
Задачи:
- Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов:
-обмен, обобщение и распространение опыта работы (проведение семинаров-практикумов, мастер – классов, участие в работе МО);
-участие педагогов дополнительного образования в профессиональных конкурсах различного уровня;
– обучение на курсах повышения квалификации;
-аттестация педагогов, согласно графику аттестационной комиссии.
- Обновление содержания программно-методических материалов в соответствии с современными требованиями к дополнительному образованию;
- Разработка критериев и методик реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- Пополнение и систематизация методического банка Центра дидактическими, наглядными пособиями, видеоматериалами и методическими разработками;
- Оказание методической помощи педагогам, принимающим участие в профессиональных конкурсах и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах, создать условия для их мотивации;
- Оказание консультативной помощи вновь прибывшим и молодым педагогам;
- Стимулирование инициативы и активизация творчества членов педагогического коллектива в исследовательской и творческой деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развитие образовательного процесса.
На 1 этапе реализации провести следующую работу: – Заседания методического совета и методических объединений в целях изучения литературы по проблеме компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
- Разработка индивидуальных тем самообразования, согласно с новой методической темой.
- Корректировка планов работы методических объединений с учётом новой единой методической темы.
- Диагностика профессиональной и психологической готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании.
- Практическая деятельность (открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях).
- Корректировка и разработка дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с новыми требованиями.
- Создание банка методических идей и наработок педагогов Центра.
II ЭТАП- (2020-2021 учебный год)
«Эффективное развитие познавательной активности обучающихся
через внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании»
Цель: Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех обучающихся целей обучения.
Задачи:
- Продолжить работу над единой методической темой.
- Формировать у обучающихся ценностей образования через освоение компетентностного подхода.
- Повышать уровень сформированности самостоятельной образовательной деятельности обучающихся.
- Продолжить работу по повышению качества обучения.
- Обеспечить внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий обучения как средства достижения максимальных индивидуальных результатов школьников в учебном процессе.
- Развивать и совершенствовать систему работы и поддержки одаренных обучающихся.
- Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Использовать инновационные технологии для повышения качества образования.
- Продолжить работу по расширению единого образовательного пространства Центра, через реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
На 2 этапе реализации провести следующую работу:
- Создание методической копилки по теме «Компетентностный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения»
- Практическая деятельность (открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, участие в семинарах, конкурсах, конференциях).
- Экспериментально-исследовательская деятельность педагогов.
- Изучение и диагностика внедрения новых подходов и путей реализации методической темы в опыте работы.
- Составление карты использования педагогами Центра новых педагогических технологий.
- Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.
- Развитие банка методических идей и наработок педагогов Центра.
III ЭТАП – (2021-2022 гг.)
«Роль внедрения компетентностного подхода в повышении качества учебно-воспитательного процесса»
(Результативность работы по методической теме)
Цель: Создание в Центре целостной образовательной и воспитательной системы с эффективной моделью оценки качества образовательной и воспитательной деятельности через внедрение компетентностного подхода.
Задачи:
- Повышение качества преподавания через совершенствование содержания образования, внедрения компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
- Создание банка методических идей и наработок педагогов Центра.
- Создание условий для обучения педагогов современным технологиям через курсовую подготовку и обобщение передового педагогического опыта.
- Усиление контроля над уровнем преподавания педагогами Центра.
- Активизация работы педагогического коллектива с обучающимися, имеющих высокий уровень мотивации обучения.
На 3 этапе реализации провести следующую работу:
- Презентация опыта работы по реализации методической темы (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты).
- Самоанализ педагогической деятельности педагогами.
- Проведение мониторинга учебно-воспитательного процесса с позиции реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
- Изучение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов.
- Оценка уровня профессионального мастерства педагогов.
- Совершенствование банка данных материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы; образцы планов самообразования и конспекты – разработки открытых мероприятий. Пополнение банка ППО). Собранный материал является содержанием методического кабинета.
- Определение перспектив дальнейшего развития.
План реализации
1.Повышение профессиональной компетентности педагогов:
1.1.Организационная работа
1.2.Повышение квалификации, аттестация
1.3.Педагогические советы
1.4.Семинары, мастер-классы
«Применение новых технологий и методов в работе педагогов»
1.5.Методическое сопровождение
2. Обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса
3.Информационно-методическое обеспечение, издательская деятельность
4.Методсоветы
5.Заседания МО
5.1.МО декоративно-прикладной и технической направленности
5.2.МО отдела по работе с дошкольниками
5.3.МО художественной направленности
5.4. МО отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ
6. Реализация работы педагогов отдела над темами самообразования
Предполагаемые результаты.
Программа Проекта даёт возможность с решением проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отстаивания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу педагога дополнительно образования.
Если планировать методическую работу в соответствии с проектом, то это значительно повысит компетентность педагогов, Проект способствует созданию благоприятных условий для личностного профессионального развития педагогов, формирование педагогических компетенций и на этой основе профессиональной компетентности педагогов и обучающихся. Включение в разработку комплекса разнообразных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.
“В современной парадигме управления одним из основных и неотложных путей повышения общественного производства является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества”,– указывает Г.С. Гавреева.
Материально-техническое обеспечение.
Для управления инновационным процессом и реализации проекта в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:
• ресурсно-методический кабинет – аудио, видеотехника, компьютеры
• информационный банк педагогов дополнительного образования
• методическая литература для педагогов, представленная разделами
Финансово-экономическое обеспечение.
Данный проект в государственном учреждении образования не требует дополнительного финансирования.
Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение
1. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб. – метод. пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». – 3-е изд. – М.: АПО, 2015.
2. Махотин, Д.А. Проектный подход к разработке средств методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования / Д.А. Махотин // Дополнительное образование. – 2014. – № 8. – с. 24.
3. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие / А.А. Глинский. – М: 2008. – 252 с.
4. Шумакова, Н.Б., Щелбанова, Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса / Н.Б. Шумакова, Е.И. Щелбанова // Педагогика и возрастная психология. – 2009. – №5 – С.27-32.
5. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии – 2010. – №1. – С.164-168.
6. Щетинская, А. Развитие творческого потенциала педагога / А. Щетинская // Воспитание школьников. – 2011. – №7. – С. 23-26.
7. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностные технологии становления профессионализма социального педагога / В.А. Сластенин // Педагог. – 2013. – №1. – С. 40-46.
8. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 354с.
9. Блинова, И.К. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении / И.К. Блинова // Практика административной работы в школе. – 2004. – № 1. – С. 17-23.
10. Петренко, А.А. Современные подходы в деятельности методических служб в условиях муниципального образования / А. А. Петренко // Методист. – 2015. – № 3. – С. 32-35.
Самообразование – залог высокого профессионализма педагога!
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О конкурсе методических разработок, мероприятий, занятий, проектов
«Твори. Участвуй. Побеждай»
1.Общие положения.
Педагог дополнительного образования – это не просто профессия, это призвание и образ жизни. Педагоги всегда совершенствуются в своей деятельности, стремятся сделать процесс обучения интересным и живым. У каждого есть своя «изюминка», которая помогает в процессе работы и делает занятия не похожими на занятия коллег.
Мы приглашаем всех талантливых педагогов Центра принять участие в нашем профессиональном конкурсе и поделиться своими уникальными методическими находками.
В рамках нашего нового конкурса Вы можете проявить себя и пополнить свое профессиональное портфолио и поделиться уникальным опытом и мастерством со своими коллегами.
Настоящее Положение регламентирует организацию и проведение конкурса, а также порядок награждения лучших методических работ, подготовленных педагогами Центра.
2.Цели и задачи конкурса
Конкурс проводится с целью моделирования образовательного процесса в соответствии с требованиями дополнительного образования; выявления лучших методических работ, содействующих повышению качества образовательного процесса.
Основными задачами Конкурса являются:
- внедрение результатов научных исследований в учебно-воспитательный процесс;
- актуализация социально значимого педагогического опыта;
- содействие обновлению содержания учебного процесса в соответствии с требованиями модернизации современной системы образования;
- стимулирование методической активности педагогов Центр;
- обновление содержания и организации дополнительного образования.
К смотру-конкурсу допускаются материалы, обобщающие накопленный опыт педагогов по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие мыслительной активности обучающихся, индивидуализацию обучения, рациональную организацию учебного процесса и педагогического труда. Представленные работы рассматриваются на заседании Методического Совета (жюри).
3.Содержание Конкурса: конкурс проводится в два этапа.
Первый этап – заочный:
- Изучение членами жюри содержания, представленных педагогическими работниками конкурсных материалов (март).
Второй этап – очный. К нему допускаются педагогические работники, прошедшие первый этап конкурса. Они готовят публичную защиту своей методической разработки, проекта.
- Публичная защита проходит на методических объединениях по направлениям деятельности.
- К итоговому этапу Конкурса готовится выставка методических разработок участников конкурса на методическом педагогическом совете (апрель).
4. Основные критерии оценки предоставленных материалов:
- соответствие содержания и оформления материалов нормативным требованиям;
- авторская идея, творческий подход, профессионализм;
- актуальность заявленной темы;
- использование новых методик и технологий;
- наличие приложений (элементы оформления, дидактические материалы по теме разработки);
- само презентация методической разработки (продолжительностью не более 5-7 минут), должна показать ее актуальность, значимость; быть содержательной, оригинальной.
5. Номинации конкурса:
- «Инновация» (опубликованные материалы опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы в УДО);
- «Методический совет» (сборники статей и материалов, а также авторские издания педагогов УДО, включающие методические разработки, методические рекомендации, описание значимого педагогического опыта);
- «Знания. Практики. Компетенции» (учебники, учебно-методические и наглядные пособия, хрестоматии, сборники лабораторных работ, технологических карт, контрольно-диагностических материалов и др.);
- «Воспитание: содержательный досуг» (сценарии массовых мероприятий, игровых программ и др.)
- «Яркая публикация» (публикации педагогов в сборниках конференций различного уровня и научных журналах);
- «Готово к изданию» (тезисы, готовые к изданию не менее 8 страниц).
- «Активно транслируем опыт» (педагоги, представляющие материалы в нескольких номинациях конкурса).
6.Требования к оформлению методических разработок:
- Методические разработки принимаются в печатном виде шрифт – Times New Roman, размер – 14, интервал – 1,5, поля: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см.
- Методическая разработка должна иметь титульный лист с названием мероприятия (занятия, проекта и др.), сведение об авторе (фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория (при наличии), наименование учреждения, год и место составления разработки. Методическая разработка занятия, мероприятия, проекта может быть оформлена художественно. Все работы оформляются в соответствии с требованиями категории работ. Структура материала:
- Тема мероприятия (занятия, проекта и др.).
- Цель и задачи мероприятия (занятия, проекта и др.).
- Возраст детей, на которых рассчитано мероприятие (занятие, проект и др.).
- Оборудование, технические средства для проведения мероприятия (занятия, проекта и др.).
- Описание хода занятия, сценария мероприятия, этапов проекта.
- Список использованной литературы, интернет-источников.
- Приложения.
- Методическая разработка ламинируется.
7.Подведение итогов, награждение участников Конкурса: Методисты, заведующие отделами, тесно сотрудничают с педагогами, консультируют, отбирают лучшие работы. Победители в каждой номинации награждаются дипломами «ЦДТ пос.Дербышки» Советского района г. Казани, направляются на профессиональные конкурсы различного уровня. Балы фиксируются в оценочных листах педагогов за учебный год. Жюри вправе изменить название номинаций.
«Силу уму придают упражнения, а не покой!»
А.Поуп