Замалдинова Лилия Нургалиевна,
Мазитова Гульназ Фагемовна
учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
В настоящее время в педагогической науке и практике большое внимание уделяется изучению окружающей среды как важнейшего фактора развития интеллектуальных и нравственных потенциалов ребенка. В этом отношении «Окружающий мир» как учебный предмет занимает одно из центральных мест в начальном образовании. Ознакомление детей с окружающим миром помогает реализовать задачи умственного воспитания, формирование творческих способностей, экологического, нравственного, трудового, эстетического образования и физического развития.
Окружающий мир по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании занимают методы, свойственные естественным наукам: непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и так далее.
Современные реалии требует нового подхода к воспитательным функциям школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. В современной теории начального образования этому уделяется значительное внимание. Особенно продуктивны исследования процесса изучения природы детьми младшего школьного возраста Г.Н. Аквилевой, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепениной, Л.Н. Бровкиной, Г.Г. Двининой, А.А. Плешакова и других. Ими определены методологические и педагогические принципы изучения окружающего мира, разработана система знаний о природе, рассмотрены доступные для детей младшего школьного возраста формы природоохранительной работы, условия реализации метода наблюдений в природе. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (И.Д. Зверев, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Р.А. Петросова и другие). Раскрытие сущности начальной школы и ее роли в формировании ответственного отношения к природе, обращение к экскурсиям и методу наблюдений свойственно для научной и практической деятельности многих прогрессивных педагогов прошлого, это И.Я. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно. Обычно не более трех-пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населенного пункта. Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода. В городских школах при проведений экскурсий часто необходим транспорт. Экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подготовка к экскурсии часто требует от учителя большего времени, чем подготовка к уроку. Для начинающих учителей проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины). Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.
Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.