Антонова Марина Юрьевна
Детский сад №161
г.Казань
Аннотация: В статье дано описание нейропсихологических методов и подходов коррекционной работы с детьми имеющих расстройства аутистического спектра (РАС), которые являются важнейшими инструментами распознавания различных нарушений. Были выделены 3 группы нейропсихологической коррекции: первая группа – поведенческие техники; вторая группа – когнитивные техники; третья группа -интегративные техники[5]. По высказыванию А.В. Семенович нейропсихологическая коррекция имеет 3 уровня, воздействующих на все структурно-функциональные системы мозга: первый – энергетический блок; второй блок – приема и переработки информации; третий блок -контроля и регуляции[3]. Нейропсихологический подход позволяет на раннем этапе выявить механизмы дизонтогенеза и лежащие в его основе нарушения центральной нервной системы, что, в свою очередь, позволяет своевременно и адекватно подобрать корректирующую программу преодоления нарушений перцептивного, двигательного, интеллектуального и речевого развития.
Ключевые слова: нейропсихологический подход, дети, расстройство аутистического спектра.
Актуальность исследования определяется достижениями нейропсихологии на современном этапе развития и позволяют не только определить локализацию поражения мозга, но и этап созревания мозговых структур, что дает возможность вести коррекцию развития ребенка по типу замещающего онтогенеза, т.е. пройти с помощью специальных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем [3].
В настоящее время существует несколько подходов к нейропсихологической коррекции РАС, которые были представлены специалистами разных стран. Первая группа — это поведенческие техники, необходимые для контроля и решения поведенческих проблем у детей с подобными расстройствами. Вторая группа – когнитивные техники, ориентированные на стимуляцию высших психических функций (рабочей памяти, речи, мышления), в зависимости от клинических особенностей пациента. Третья группа – интегративные техники, которые представляют собой совокупность поведенческих и когнитивных техник, адаптированных к реальным потребностям каждого ребёнка, независимо от факторов окружающей его среды[5]. При определении коррекционного подхода важно учитывать структуру дефекта, степень нарушений, организационные возможности, возраст ребенка, возможность участия родителей в коррекционной работе.
По утверждению А.В. Семенович нейропсихологическая коррекция включает три уровня, каждый из которых специфически воздействует на все блоки мозга: энергетический (подкорка), блок приема и переработки информации, блок контроля и регуляции произвольной деятельности [3]. Таким образом, с помощью нейропсихологических упражнений можно скорректировать многие особенности психического развития ребенка, пройдя с ним все этапы онтогенеза.
У многих детей с аутизмом имeются достаточно серьезные проблeмы с планированием сложных действий и их послeдовательным выполнением, и эти проблемы лeжат в основе многих проявлений стерeотипности их поведения. Поэтому воздeйствие коррекционной работы направлeно изначально не на развитие высших психических функций, а на бaзальный сeнсомоторный уровень с нейропсихологическим подходом, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были поврeждены на раннeм этапе развития рeбенка. И этот метод нeйропсихологической сeнсомоторной коррекции разработан на кафедре дeтской психиатрии и психотeрапии РМАПО профессором Ю.С. Шeвченко и к.псх.н. В.А. Корнeeвой[3].
Нeйропсихологическая сенсомоторная коррeкция – это комплeкс коррeкционно-развивающих упражнeний, позволяющий разбудить и развить «проблeмные», отстающие функции головного мозгa, выявлeнные в процессе нeйропсихологического обслeдования [4]. Цель метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции – упрочнение межполушарного взаимодействия, создание оптимального функционального статуса передних структур головного мозга. Метод состоит из группы двигательных и дыхательных упражнений, постепенно усложняющихся, активизирующих подкорковые структуры головного мозга; способствующих снятию локальных мышечных зажимов, регуляции тонуса, развязке синкинезий, развитию равновесия, восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. Результаты данной коррекционной деятельности составят фундамент для дальнейшей работы по развитию сложных функций [1].
Когда ребенок участвует в нейропсихологической деятельности и упражнениях, в мозге создаются новые нейронные связи, по которым проходят электрические импульсы, которые стимулируют области мозга, связанные с мышлением, речью, слухом, памятью и другими аспектами мозговой деятельности.
Нейропсихологический подход позволяет определить механизмы дизонтогенеза и возникновение нарушений функций центральной нервной системы, лежащих в его основе, что, в свою очередь, дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекционную программу для преодоления нарушений[2].
Список литературы
- Горячева, Т. Г. Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами: методическое руководство / Т. Г. Горячева, Ю. В. Никитина. — Издательство: Институт бизнеса и политики, 2015. – Текст: непосредственный.
- Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2010. – 288 с.).
- Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте : метод замещающего онтогенеза : учебное пособие / А. В. Семенович. – Москва : Генезис, 2007. – 474 с. ISBN 5-98563-072-2. – Текст: непосредственный.
- Султанова, А.С. Особенности сенсо-моторной коррекции при работе с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра // Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема: сборник статей [международной научной конференции] XII Мнухинские чтения /под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Шигашова. – СПб.: Виктория плюс, 2014. – Текст: непосредственный.
- Хосе Алонсо Агилар-Валера. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов 24-25 февраля 2022 г. Выпуск 16 КАЗАНЬ 2022. – Текст: непосредственный.
©М.Ю.Антонова, 2024