Комарова Снежанна Юрьевна
воспитатель
МБДОУ «Д/с № 43 «Белочка»
г.Альметьевск
1 Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать
слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо
неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети
должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия,
которые на самом деле может совершать данное животное. Например:
«Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может
делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
2 Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать
слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в
последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша…
Ро-ро-ро — у нас новое вед…
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги…
Ар-ар-ар — кипит наш само….
Ры-ры-ры — детей много у го…
3 Дидактическая игра «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать
логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего
не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку.
Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна.
Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил
проспать всю весну…»
4 Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с
определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это
бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5 Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится;
слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
6 Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру,
явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…..
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
7 Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цели: учить дополнять предложения словом противоположного
значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают,
только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий. а перец – …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка …. (узкая).
8 Дидактическая игра «Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти
его в природе), развивать внимание.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников.
Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не
опавшими листьями.
9 Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»
Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или
загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
10 Дидактическая игра «Кто же я?»
Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым
назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение),
получает фишку.