Миляуша Султановна Кинсертдинова
Бегишева Динара Эркиновна
воспитатели
МБДОУ №35 «Дельфин» Бугулминского муниципального района Республики Татарстан, город Бугульма
№ |
Содержание |
|
1. |
Титульный лист |
|
2. |
Содержание |
|
3. |
Пояснительная записка |
|
4 |
Учебный план |
|
5 |
Календарный учебный график |
|
5 |
Учебно-тематический план |
|
6 |
Содержание программы |
|
7. |
Планируемые результаты |
|
8 |
Прогнозирующие результаты |
|
9. |
Диагностические материалы обучающихся |
|
10. |
Материально-техническое обеспечение программы |
|
11. |
Методическое обеспечение общеразвивающей программы |
|
12 |
Список литературы |
|
Пояснительная записка.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая тропинка» (далее Программа) соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, приобщение их к миру экономической действительности, обусловленной современными условиями жизни.
Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие содержание программы.
Нормативно-правовое обеспечение (п.2.1):
- ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г. № 273- ФЗ;
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г № 467);
- Приказ Министерства просвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. № 196;
- Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение от 04.09.2014г. № 1726-р;
- Письмо Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей № 06-1844 от 11.12.2006г.;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г.;
- Устав МБДОУ № 35 «Дельфин»
Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая тропинка» направлена на приобретение раннего финансового опыта, установление разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности дошкольников, развитие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-экономическая
Вид программы – авторская
Программа разработана и адаптирована на потенциале образовательного учреждения на основе накопленного педагогического опыта и реализуется с 2020 года.
Цель: создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о многообразии профессий и их взаимосвязи, учить ориентироваться в мире профессий, сформировать первичные экономические понятия.
Развивающие: содействовать формированию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумного использования.
Воспитательные: помогать осознавать взаимосвязь между экономическими и этическими категориями труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями: честность, бережливость, щедрость, экономность – с другой стороны.
Инновационные: дать первичное представление о работе с компьютерными технологиями в сфере экономики и виртуальными услугами онлайн-оплаты.
Педагогическая целесообразность данной программы направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Разработка программы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Принципиально новым подходом к организации деятельности в рамках реализации данной программы являются следующие формы организации: «Экскурсии – погружения», проект «Финансы вокруг нас», НПК, «Школа гнома эконома», «Всероссийская неделя сбережений», «Фото марафон», «Музей денег», игра «Банкомат», «акция книга и игра домой», интерактивные рассуждения «Что такое потребности?», «Что такое труд?», «Зачем человеку трудиться?», «Профессии моих родителей», «Карманные деньги детей», «Моя копилка», «Что такое деньги», «Как приходят деньги в семью?», в которых работа по обучению финансовой грамотности дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, работы с родителями посредством организации экскурсий, конференций с применением соответствующих аксессуаров.
Программа реализуется в МБДОУ № 35 «Дельфин» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 «Дельфин» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан по адресу
улица Советская 39
старшая группа «Капитошка», дети 5-6 лет.
Известно, что формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Важным аспектом является оснащение РППС: – система студий (творческих мастерских): «Банкомат», «Магазин», «Аптека»; «Кафе», «Кем быть?», Мини-музей денег.
– подбор художественной литературы, энциклопедий, журналов, самодельных книжек-малышек, буклетов, связанных с темой «Финансы», в книжном уголке;
– создание картотеки пословиц и поговорок о купле-продаже, о товаре, о деньгах, о бережливости; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями финансового мира; подбор демонстрационного материала по теме «Бюджет», монеты и банкноты; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Финансы»; выпуск газеты «Планета детства», посвященной экономическим играм; оформление мини- музея денег, монет и иностранной валюты; материалы для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Банк», «Аптека»; ролевое обыгрывание детьми жизненных ситуаций «Доход», «Расход», «Семейный бюджет». Обогащению впечатлений содействует созданная в группе игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир финансов, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных финансовых представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; умения применять их в самостоятельной деятельности. Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекцию монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно. Количество занятий в неделю – 1учебный час. Количество занятий в месяц – 4/5. Количество занятий в год – 36 (согласно планированию). Длительность занятий: 20-25 минут. Базовая образовательная область: познавательное развитие. Количество детей: 24 воспитанника старшей группы 5-6 лет. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.
Учебный план
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
1. |
.Диагностика. |
2 |
2. |
Азбука юных финансистов. |
15 |
3. |
Все профессии нужны – все профессии важны. |
4 |
4. |
Деньги и их значение. |
12 |
8. |
Итоговое мероприятие. Квест– игра «Финансы вокруг нас» |
1 |
9. |
Диагностика. |
4 |
Итого: |
36 |
Учебно – тематический план
№ п/п |
Всего часов |
Форма контроля |
|
1. |
Диагностика. |
4 |
Дидактические игры. Беседы. |
2. |
Азбука юных финансистов. Беседы, игры, решение проблемных ситуаций. Сказки. |
15 |
Дети отвечают на вопросы, решают проблемные ситуации. |
3. |
Все профессии нужны – все профессии важны. |
4 |
|
Сюжетно ролевая игра. «Профессии» |
2 |
Наблюдения Вопросы. Беседа. Игра. |
|
Магазины бывают разные. Игра «Магазин». |
2 |
||
4. |
Деньги и их значение |
12 |
|
Деньги всякие нужны. |
2 |
НОД, наблюдения. Игры, активизация словаря. |
|
Деньги. Монеты. Купюры. Игры. Наглядный материал |
7 |
Активизация словаря. |
|
Семейный бюджет. Игра. |
3 |
Наблюдение . Вопросы. |
|
Квест– игра «Финансы вокруг нас» |
1 |
Результат игры. |
|
Итого |
36 |
Содержание программы.
Месяц |
Тема занятия |
Цель и задачи: |
Сентябрь |
диагностика |
|
«Азбука юных финансистов» (вводное занятие) |
Создать условия для формирования финансово- грамотного поведения. |
|
ОД «Школа гнома Эконома» |
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию, объяснить взаимосвязь между экономическими понятиями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями: бережливость, честность, экономность, щедрость, с другой стороны. |
|
Азбука финансовой грамотности. Мультфильм «Смешарики». |
Просмотр мультфильма |
|
Октябрь |
«Всякому делу учиться надо». Интересная страна профессий. |
Закрепить основные понятия: труд, работа, продукт, заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда, товар, торговля; деньги. Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий. Развивать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику. |
Как правильно выбирать товары в магазине |
Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры, совершать правильный выбор. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. |
|
Труд, товар, деньги |
Познакомить детей с понятиями «продукт труда», «товар». Формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата». |
|
«Поговорим о профессиях». Почему взрослые работают. |
Дать понятие об экономических терминах : «труд, профессия, специальность, продукт труда». Создать условия для воспитания положительного отношения к людям разных профессий. Формирование и закрепление этических представлений о понятиях «трудолюбие» и «лень». |
|
Ноябрь |
Что такое «деньги» и откуда они берутся. |
Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей. Воспитание интереса у детей к истории возникновения денег. Формировать у детей желание научиться разбираться в деньгах, расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, для каких целей нужны деньги. Воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. |
«Деньги всякие нужны» |
Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические, научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; активизировать словарь. |
|
Кошелек и его друзья. |
Сформировать первоначальное понятие о наличных и электронных (безналичных) деньгах, продолжить формировать представление о понятиях: «цена», «сдача», «банкнота», «монета». Развивать логическое мышление детей, внимание, память. |
|
Планируем семейный бюджет. |
Раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета. Сформировать общее представление воспитанников об экономике домашнего хозяйства. Познакомить с терминами доходы, и расходы – текущие и основные, заработная плата, пенсия, стипендия. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики, и умения экономить самостоятельно. |
|
Декабрь |
Мини-спектакль «Копилка» |
Формировать представление у детей, как можно сберегать и копить деньги. Закрепить понятия: «откладывать, копить, сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами. |
Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта. |
Закрепить понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека. Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами. Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности. |
|
Экскурсия в гипермаркет «Детский мир» |
Закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей: продавец, кассир, администратор, мерчандайзер, директор, грузчик. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Закреплять правила поведения в магазине, воспитывать умение культурно обращаться друг к другу, терпеливо ждать своей очереди. |
|
Путешествие в сказочную страну «Экономию» |
Закреплять сведения о том, что такое услуги и товары. Воспитывать уважение к любой работе. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев. Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. |
|
Январь |
Игра «Банкомат» |
Воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых, овладение нормами и правилами социального поведения . Возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (какую сумму снять на свои нужды). Логическая активность: навыки счета в пределах 10, повтор состава числа. Развитие тактильных ощущений. |
Погружение «Денежные маршруты» |
Развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни. |
|
Юные финансисты. Решение проблемных ситуаций. |
Формировать у детей первичные экономические представления; развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. |
|
Февраль |
Семейный бюджет. Доходы и расходы. |
Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Познакомить с новыми понятиями «расходы» и «доходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. |
Путешествие в денежные страны. |
«Денежные знаки разных стран» Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стран, а также с единой валютой европейских стран – евро. Рассказать о производстве денежных знаков. |
|
Виртуальная экскурсия в банк. |
Дать элементарные представления о работе банка и его сотрудниках . Познакомить с новыми словами, которые встречаются в современной жизни. Показать детям, как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами. |
|
Учимся планировать. «Что, где, почем?» |
Развивать практические навыки управления личным денежным потоком, умения рационального распределения своих доходов. Воспитывать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. |
|
Март |
Экскурсия в страну «Экономград» |
Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность), развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике. Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность. |
Серия игровых заданий: «Сложи банкноты», Оригами «Кошелек», «Сними деньги с банкомата». |
Закладывание основ экономической и финансовой грамотности, посредством сюжетных, дидактических и настольных игр. |
|
Погружение в центр «Юного финансиста». |
Закреплять основные экономические понятия: «деньги, цена, товар, доход, расход, семейный бюджет, покупка, оплата, цена, зарплата». |
|
В гостях у сказок «Три копейки за покупку», «Чудеса в кошельке» Активизация словаря. |
Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов. Активизировать словарь терминов: «покупка, сделать покупку». Формировать у детей понятия «хочу», «надо». Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. |
|
Апрель |
«Путешествие в страну товаров и услуг». Потребительская грамотность. |
|
Юные финансисты. «Потребности и желания человека». Проигрывание ситуаций. |
Развивать экономическое мышление у дошкольников; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Закреплять умение различать товар, цена товара; формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи. |
|
«Покупаем, продаем, обмениваем». Игровая ситуация. |
Раскрыть сущность понятия «бартер», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей. Продолжать развивать представления детей о деньгах и товарах. Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо». |
|
Сюжетно – дидактическая игра «Что где купить?» |
Дать представление о магазине, его роли в обществе и жизни каждого человека, о разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры; способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления. Доставить детям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания. |
|
Викторина «Разумные траты сказочных героев» |
Формировать умение правильно распределять свой бюджет. Формировать нравственные понятия : бережливость, честность, экономность, щедрость. Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет). |
|
Май |
Тратим разумно. Решение финансовых задач. |
Повторить понятие «потребности человека», • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. • Уточнить, от чего зависят потребности человека. • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. |
Итоговое мероприятие Квест – игра «Финансы вокруг нас» |
В игровой форме закрепить у детей и родителей знания по финансовой грамотности. Закреплять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность. Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания. |
Планируемые результаты
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
• применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
• осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
• иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
• проявляет ответственность за начатое дело;
• понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
• осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
• понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
• осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
• понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
• осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
• проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
• иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
• осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
• следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Прогнозирующий результат
Требования к уровню подготовки обучающегося по программе
по изучению разделов «Азбука юных финансистов», «Все профессии нужны – все профессии важны», «Деньги и их значение».
Умения |
Знания |
Навыки |
Умеют: Правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. Выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги. Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. |
Знают: О появлении денег и их роли в жизни людей. Знают понятия «купюра», «банк», «пластиковая карта». Умеют совершать покупки. Знают российские деньги, названия валюты зарубежных стран. О многообразии профессий, содержании их деятельности, о продуктах труда: «товары и услуги». |
Владеют: Умением осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Контролируют ответственность за свои поступки, которые могут сказаться на экономическом положении семьи. Такими экономическими качествами, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. |
Материально-техническое обеспечение программы
Группа для занятий, оборудована в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, требованиями противопожарной безопасности.
Для успешной реализации программы требуется: Группа оснащена современными образовательными технологиями: проектор, ноутбук, планшет, телевизор. Настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».
• Оборудование для сюжетных игр: «Кафе», «Банк», «Банкомат», «Магазин».• Детские костюмы людей разных профессий.
• Художественная литература: сказки «Муха Цокотуха», «Огниво», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Как старик корову продавал»,»Бизнес крокодила Гены», «Федорино горе», «Дудочка и кувшинчик».
Методическое обеспечение программы «Финансовая тропинка»
Раздел прогр. |
Тема программы |
Формы занятий |
Приёмы, методы обучения |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
Азбука юных финансистов. |
Занятия в игровой форме. |
Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий, Виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием. |
Наглядность. Художественная литература. Лепбук «Финансы» Модель «Банкомат» |
Наблюдение. Беседы. Диагностика. Квест-игра. |
|
Все профессии нужны – все профессии важны. |
Занятия в игровой форме |
Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием. |
Наглядность, Художественная литература. Лепбук «Финансы» |
Наблюдение. Беседы. Диагностика. Квест – игра.. |
|
Деньги и их значение. |
Занятия в игровой форме. |
Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий, Виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием. |
Наглядность, Художественная литература. Лепбук «Финансы» |
Наблюдение. Беседы. Диагностика. Квест– игра.. |
|
Информационное обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
- http://www.fgramota.org/
- http://www.gorodfinansov.ru/
- https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
- http://www.dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov
- https://xn--80abucjiibhv9a.
- http://docs.cntd.ru/document/420207400
- https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-semenova/konspekt-kvest-igry-puteshestvie-v-stranu-finansov.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html
Список литературы
1. Аменд А. Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С.55
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. С.8.
4.Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб. Питер, 2013.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.-169с.
6.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
7.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), – Калининград, 2013.-26 с.
8.Кнышева Л.В., Меньшикова О. И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – Педагогика – Пресс, 2006
8.Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
9.Райзберг Б.А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах. – Издательство : Ось- 89, 2006.
10.Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
11.Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Детство – Пресс, 2008
12.Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – Аркти, 2006
13 .Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.
14. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
15. Джолайн Г. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
16. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
17. Липсиц И. Удивительные приключения в стране Экономика М.: Вита-Пресс, 2011