Кобзева Анастасия Игоревна
учитель математики, МБОУ СОШ №16
г. Бугульма, Республика Татарстан
Одной из главных задач обучения математики является ее практическая направленность. Поэтому важно на каждом уроке учить учащихся видеть и находить такие связи, вовлекать их в активную работу, показывать различные способы и подходы к данному вопросу. Все мы знаем, что в основе современных ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который выделяет три основных результата обучения и воспитания обучающихся: личностные, предметные и метапредметные. Мне бы хотелось сегодня остановиться на последнем.
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества – на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики, в частности. Учителям нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной грамотности учащихся. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:
– выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
– решать их, используя математические знания и методы,
– обосновывать принятые решения путем математических суждений,
– анализировать использованные методы решения,
– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Как учитель математики, я понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин на уроках математики и вариативных занятиях (спецкурсах или факультативах).
При отборе содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел.
В рамках этих тем значительное внимание уделяется ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).
На своих уроках в разных классах, при изучении любой темы учу детей в ходе постановки и формулировки целей и задач урока непременно ставить вопрос о практическом применении данной темы. И как следствие этого, одним из пунктов домашнего задания выступает исследовательская работа по подготовке и представлению на последующих уроках коротких, содержательных выступлений, чаще с применением наглядностей. Это могут быть исторические справки, групповые и индивидуальные доклады, ролики, презентации, изготовление наглядных пособий, моделей. Все это способствует формированию культуры работы с дополнительной информацией, помогает развитию самостоятельности, развивает творческие и исследовательские способности, учит видеть многообразие мира, позволяя выходить за рамки материала урока. В процессе такой работы ученик вовлекается в определенную практическую деятельность и становится участником образовательного процесса, а не просто пассивным слушателем. Он работает с понятийным материалом, с определенной системой знаний, развивает способность позиционного анализа, диалога. Здесь может быть как индивидуальная, так и групповая работа.
Заинтересованность обучающихся практической направленностью материала способствует формированию их мыслительной деятельности, учебно-познавательных компетенций. Все это помогает развивать у обучающихся критичность мышления, точно и ясно выражать свои мысли, строить логические цепочки, а это ведет к преодолению трудностей в обучении, что является немаловажным актуальным фактором для современных детей.
В ходе такой работы у школьников развивается творческое мышление, формируется пространственное воображение, информативная речь, развивается читательская грамотность. Важно отметить, что даже слабоуспевающие учащиеся, с низкой мотивацией на этом этапе работы с материалом стараются проявлять активность. Одним из главных моментов является привлечение родителей к помощи поиска прикладной значимости темы. И здесь родители зачастую выступают не только советчиками, а и сами, вместе с детьми включаются в работу: вместе изготавливают модели, фигуры, наглядные пособия.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- построения и исследования простейших математических моделей;
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- интерпретации графиков реальных процессов;
- решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Функциональная математическая грамотность – круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора. Метапредметный подход в обучении — это инновационный подход, имеющий поисковую направленность по построению учебного познания, при котором происходит не только интеграция знаний, но и приобретается опыт творческой деятельности. Метапредметный подход ориентирован и способствует развитию у обучающихся обобщенных, универсальных способов деятельности, формированию математической грамотности как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Необходимость метапредметного подхода в образовании объясняется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Данный подход даёт много возможностей для творчества педагогов и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся, раскрывая и развивая их способности. Метапредметный подход способствует переносу приобретённых знаний в новую плоскость в различных жизненных ситуациях.