Сидорова Анна Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7»
г. Лениногорск
Уважаемые коллеги, давайте вспомним что такое музей. Слово “МУЗЕЙ” происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Давайте обратимся к теории.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Как мы знаем в нашей стране много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более.
Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно- развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В рамках музейной педагогики на современном уровне решается одна из самых главных задач педагогического коллектива: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
В музее просматривается три жанра: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека. А профиль музея – какой захотите.
В детском саду можно применить одновременно самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это – мини-музей хлеба, в другой, это – мини-музей Кошек, в третьей группе – мини-музей Сказки и т.д. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети. При этом закрепляются как раннее полученные знания (речь, память и т.д.), так и познается много нового и интересного.
В создании выставок и проведении экскурсионных бесед участвуют не только педагоги, но и дети, и их родители. Главное отличие от настоящих музеев в том, что в мини музее дети могут играть, создавать собственными руками экспонаты для выставочной экспозиции, т.е. Участвовать в творческом процессе наравне с взрослыми. Создавать экспонаты музея или оформлять экспозицию совместно с педагогами и родителями. И никто не отменял в этом случае исследовательскую и игровую деятельность.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие, обратите внимание на
Задачи, которые стоят перед музейной педагогикой в контексте фгос:
- Реализовать направления музейной педагогики.
- Обогатить предметно-развивающую среду.
- Обогатить познавательный процесс новыми формами.
- Формировать у дошкольников представление о музее.
- Расширить кругозор.
- Развить познавательные способности и познавательную деятельность.
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
- Развить творческое и логическое мышление, воображение.
- Формировать активную жизненную позицию.
- Навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
Как организовать мини-музей в группе обратите внимание:
- Этап: постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- Родительские собрания;
- Консультации
- Индивидуальная работа.
- Этап; выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
- Этап: сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
- Этап: оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
- Этап: разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
- Этап: разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
- Этап: выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
- Этап: открытие мини – музея с приглашением детей и их родителей.
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальным и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
Восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Мини-музей в детском саду как форма работы с родителями.
Работа с родителями:
- Изготовление для атрибутов для игр;
- Создание тематических альбомов;
- Создание видео – иллюстраций;
- Анкетирование родителей;
- Фото – выставка;
- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);
- Консультации;
- Папки – передвижки;
- Экскурсии для детей и родителей;
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;.
- Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами;
- Досуговая форма общения (познавательно – игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие).
- Организация выставки детских работ.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появится уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повыситься педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.
Что сформирует положительное отношение друг к другу. Кроме того, у родителей и детей зародиться устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам.
Родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы мини-музея к нам и нашим детям вернется национальная память, по-новому начнут относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Музей является средством формирования у детей и взрослых патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. В свете новых педагогических задач мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини-музея.