Фадеева Светлана Витальевна
Хасанова Елена Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5», г.Лениногорск
Срок реализации: долгосрочный (6 месяцев)
Тип проекта: творческо – информационный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,
старший воспитатель, музыкальный руководитель, специалисты.
Основные направления реализации проекта:
Профилактическое:
-обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона;
-предупреждение попаданий детей в различные дорожные ситуации;
-решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Организационное:
-организация предметно-развивающей среды в детском саду;
-определение уровней сформированности умений и навыков по ПБДД методами диагностики;
-изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
-пропаганда знаний о ПБДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Краткое описание проекта: Реализация проекта «Азбука пешехода» создаст условия для изучения, закрепления основных правил безопасного поведения на дорогах, формирования у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды, будет способствовать воспитанию грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения.
В проекте, кроме воспитанников, их семей и педагогов, приглашены к участию студенты педагогического колледжа, педагоги и учащиеся СОШ №4, а также сотрудники ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району. Проект подразумевает совместную деятельность с семьями воспитанников по всем запланированным мероприятиям, которые будут способствовать эффективной подготовке и организации итогового мероприятия по проекту – КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!».
Продуктом проекта станет богатая развивающая предметно-пространственная среда по данному направлению. Будут разработаны: перспективное планирование, конспекты ООД, консультации, анкеты, памятки, дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал для родителей и детей по проекту.
Социальный эффект проекта в создании условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах города.
Актуальность проекта:
Мы считаем, что проект по воспитанию в детях грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения будет актуален всегда. Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению основных правил безопасного поведения на дорогах города. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь.
Наш проект позволит организовать практическую работу по формированию у детей целостного восприятия окружающей дорожной среды, будет способствовать воспитанию грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения, а также мы сможем разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении.
Его реализация позволит содействовать формированию у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах города, через активную деятельность всех участников проекта.
Постановка проблемы: Значимой является проблема создания условий в ДОУ, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Низкий уровень знаний детей и родителей основ безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
Обоснование значимости проекта: Проект является значимым, так как предполагает создание в группе и в семье условий обеспечивающих сознательное воспитание и отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Наш сад является основным звеном системы обучения и воспитания дошкольников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в окружающей среде возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасного поведения на дорогах и воспитания у них привычек в поведении умелых и осторожных пешеходов.
Организация и проведение игр по безопасности дорожного движения проходят с применением интерактивного оборудования, макетов улиц с транспортными средствами.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов у дошкольников, развивает логическое мышление, творческие способности, умение обобщать, рассуждать, также развивает внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, умение ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает выдержку, терпение в достижении цели.
Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. Для удобства использования создается специальная картотека.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Цель проекта: создание условий для безопасного и осознанного поведения на дороге по средствам реализации мероприятий по проекту, который будет способствовать эффективной подготовки организации итогового мероприятия – КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!».
Задачи для воспитанников:
- обобщить и расширить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на дорогах;
- закрепить знания детей о назначении светофора, об элементах дороги (проезжая часть, пешеходные переходы, тротуар) и т.д.;
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.
Задачи для родителей:
- активно включаться в реализацию проекта;
- создать в семье условия для изучения, закрепления основ безопасного поведения на дорогах, плодотворной реализации проекта;
- воспитание грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения.
Задачи для педагогов, студентов педагогического колледжа:
- повысить профессиональную компетентность по теме проекта;
- обеспечить реализацию мероприятий проекта;
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников по проекту;
- организовать взаимодействие с СОШ №4;
- пополнить РППС группы по данному направлению;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
- подготовить и организовать итоговое мероприятие проекта – КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!».
Итоговое мероприятие проекта: КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!».
Ожидаемый результат проекта (продукт):
- перспективное планирование;
- конспекты ООД;
- консультации, анкеты, памятки;
- дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал по проекту;
- пополнена развивающая предметно-пространственная среда по данному направлению.
Ожидаемый результат проекта (эффект):
- в группе созданы условия для обучения дошкольников основным правилам безопасного поведения на дорогах и формирования представлений об окружающей дорожной среде;
- в группе созданы условия для воспитания грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения;
- реализованы все мероприятия по проекту, которые обеспечили успешность итоговому мероприятию – «Осеннее развлечение»
У детей:
- сформированы знания о правилах безопасного поведения на дорогах;
- познакомились со значением дорожных знаков, научились понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на дорогах;
- сформировано целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- появилась потребность в формировании знаний о сознательном отношении детей к соблюдению основных правил безопасного поведения на дорогах.
У родителей:
- активно включились в проектную деятельность;
- в семье созданы все условия для плодотворной работы в реализации проекта;
- созданы условия для воспитания грамотных, дисциплинированных участников дорожного движения.
Педагоги, студенты педагогического колледжа:
- повысили профессиональную компетентность по теме проекта;
- реализовали все мероприятия по проекту;
- семьи воспитанников вовлечены в проектную деятельность;
- успешно проведено итоговое мероприятие – КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!».
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
- повышение доли положительных отзывов о работе группы по данному направлению по результатам анкетирования родителей (в начале и в конце проекта);
- положительная динамика при тестировании педагогов, студентов педагогического колледжа (в начале и в конце проекта) на выявление уровня профессиональной компетентности по данному направлению;
- положительная динамика у воспитанников по результатам педагогической диагностики по БДД (в начале и в конце проекта). Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника:
Уровень сформированности представлений:
– о транспортных средствах;
– о дороге (виды перекрестков);
– о правилах перехода проезжей части;
Знание дорожных знаков:
– предупреждающих;
– запрещающих;
– информационно-указательных;
– знаков сервиса.
Уровень культуры поведения детей:
– на дороге;
– в транспорте.
Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу (Приложение №1).
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный (01.09.2022 – 15.09.2022 г.)
- Реализационный (15.09.2022 – 15.02.2023 г.)
- Итогово-аналитический (15.02.2023 – 28.02.2023 г.)
Календарный план проекта:
Этапы проекта | Мероприятия проекта | Задействованные целевые группы проекта | Сроки |
Организационно-подготовительный | разработка структуры проекта; обсуждение с педагогами, студентами педагогического колледжа вопросов, связанных с реализацией проекта; изучение литературы и подбор материала по теме; анкетирование родителей; тестирование педагогов, студентов педагогического колледжа; педагогическая диагностика воспитанников; обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта; обсуждение плана взаимодействия с СОШ №4; налаживание контактов с сотрудниками ОГИБДД отдела МВД России по Лениногорскому району. | педагоги, родители, студенты, воспитанники | 01.09.2022-15.09.2022г. |
Реализационный | 1.Организованная образовательная деятельность с детьми
2. Образовательная деятельность с детьми в режимные моменты
3.Мероприятия
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, студенты воспитанники педагоги, воспитанники педагоги, родители | сентябрь |
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги родители воспитанники | Октябрь | |
1.Организованная образовательная деятельность с детьми
2. Образовательная деятельность с детьми в режимные моменты
3.Мероприятия
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, студенты, воспитанники педагоги, родители, студенты, воспитанники | Ноябрь | |
1.Организованная образовательная деятельность с детьми
2 Образовательная деятельность с детьми в режимные моменты
3. Мероприятия
«Сохрани жизнь своему ребёнку»;
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, студенты, воспитанники педагоги, родители | Декабрь | |
1.Организованная образовательная деятельность с детьми
2. Образовательная деятельность в режимные моменты
3. Мероприятия
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, студенты, воспитанники педагоги, родители, студенты, воспитанники | Январь | |
1.Организованная образовательная деятельность с детьми
2. Образовательная деятельность с детьми в режимные моменты
3.Мероприятия
| педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, родители, студенты, воспитанники педагоги, родители, студенты, воспитанники | февраль | |
Итогово-аналитический | творческий отчет по реализации проекта; педагогическая диагностика воспитанников; анализ результатов проекта с представлением опыта работы на муниципальном уровне; ознакомление родителей с итогами проекта: «Азбука безопасности юного пешехода»; итоговое мероприятие – КВН воспитанников подготовительной группы совместно с родителями «Правила дорожные знать каждому положено!». | руководитель проекта педагоги, родители, студенты, воспитанники | 15.02.2023-28.02.2023г. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовое:
– Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
– Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
– Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
– Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
Информационное:
– информационная страница на сайте детского сада edu.tatar.ru,
– на nsportal.ru;
– в vk.com, в группах WhatsApp;
– мультимедийные презентации;
– информация в СМИ.
Организационное:
– сотрудничество с управлением ОГИБДД МВД по РТ, ГБУ «Безопасность дорожного движения» г.Лениногорска;
– СОШ №4;
– ДДТ г.Лениногорска;
– ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»,
– работа по управлению деятельностью участников проекта.
Наглядно – дидактические пособия:
– наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах;
– макет города, микрорайона детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек;
– знаки дорожного движения;
– фланелеграфы, магнитная доска, панно с набором схематических изображений предметов;
– плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
– светофоры, игрушки транспортные;
– конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы;
– раздаточный материал по теме;
– раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;
– игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др;
– альбомы «История развития автомобилестроения», «Как появились правила дорожного движения», «Зебра», «История светофора».
Материально-техническое:
– уголок безопасности в групповом помещении;
– дорожно-транспортная площадка;
– выносные макеты дорожно-транспортных средств;
– игротека;
– методические и дидактические пособия, картотека;
– ноутбук, интернет, мультимедийный проектор;
– СD – проигрыватель, СD – диски.
Методическое:
– теоретическая и методическая литература;
– периодическая печать;
– материалы по передовому педагогическому опыту.
Кадровое:
– дети старшего дошкольного возраста;
– родители воспитанников;
– воспитатели подготовительной группы;
– старший воспитатель;
– музыкальный руководитель;
– инструктор по физическому воспитанию;
– внештатный инспектор ГИБДД.
Список литературы:
1 | Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство – ПРЕСС», 2002. |
2 | Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е., Минниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. – Казань, издание ГУ «НЦ БЖД», 2014. |
3 | БолтенкоР.И., ЗубенкоГ.С., Левшина Е.Н. Обучение дошкольников правилам безопасного движения.- Ставрополь, СКИПКРО, 2015. |
4 | Галеева Г.А., Гаффарова С.М., Ишниязова З.Л. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах.- Казань, издание ГУ «НЦ БЖД», 2012. |
5 | Извекова Н.А, Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., 2015. |
6 | Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М.: Сфера, 2016. |
7 | Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. – М.:,2007. |
8 | Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – Методическое пособие. М.: 2017. |
9 | Степанникова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение. 2014. |