Сиразева Лилия Энэсовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Иске-Казанская ООШ Высокогорского муниципального района РТ», село Куркачи
Задачей образовательного процесса является пробудить интерес учащихся к учебной деятельности, добиться проявления их активности в изучении программного материала, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичной личности. Ведь в современном мире важнейшими качествами личности становятся способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Школа играет важную роль в этом процессе. Современные педагогические технологии, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, помогают мне в решении данной задачи.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства, помогающий учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Важное место в этом играет наглядность. Конкретно-наглядная основа делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Учащиеся за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки. Яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным и запоминающимся.
На уроках закрепления изученного материала огромную помощь оказывают тесты из образовательных ресурсов. Многие задания иллюстрированы рисунками, помогающие решить поставленную задачу. Такой вид работы развивает внимание, скорость, повышают мотивацию.
На уроках русского языка я применяю разные методы и приемы, помогающие обучающимся правильно формулировать и выражать свои мысли. Высказать собственное мнение по поставленной проблеме – задача непростая: нужно обладать богатым словарным запасом, знать текст художественного произведения, а в современных условиях увлечь ребят чтением – задача трудная.
Метод «Картины разума» формирует навыки креативного подхода, развивает творческое мышление в решении поставленной проблемы. Использование данного метода может быть полезным в процессе объяснения темы урока. Он способствует вовлечению учеников в дискуссию по конкретному вопросу, обмену мнениями.
Алгоритм реализации метода:
- Ученики слушают информацию с закрытыми глазами.
- Учитель зачитывает какой-либо сюжет, или разъясняет программу предстоящих действий учеников.
- Ученикам предлагается мысленно представить зачитываемую учителем информацию.
- Учитель прерывает зачитывание информации и предлагает ученикам продолжить ее с этого момента, развив историю мысленно на протяжении оставшегося времени.
- Затем ученики рассказывают либо в условиях малых групп, либо перед всем классом окончание истории, которая была завершена в их «кинокартинках разума».
Метод эффективен в процессе обсуждения каких-либо вопросов, способствует к обдумыванию учащимися возможных вариантов различных ситуаций.
Невозможно представить современный урок без использования компьютера, помогающие решить ряд проблем:
– повысить интерес учащихся к предмету;
– повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
– сэкономить время на опрос учащихся;
– дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
Применение компьютера учащимися – это набор своих творческих работ, создание компьютерных рисунков, составление сборников, оформление докладов и рефератов и т.д.
Таким образом, использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы повышают эффективность обучения, создают более продуктивную атмосферу на уроке, воспитывают чувство ответственности к родному слову, формируют внутреннюю потребность личности в нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности. Использование современных методов и приемов пробуждают интерес учащихся к самой учебно-познавательной деятельности, формируют потребность в систематическом чтении художественных произведений.