Мустаева Алевтина Михайловна
Яковлева Екатерина Владимировна
учителя начальных классов
МБО «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТУ, г. Нижнекамск
За последние годы в нашей стране произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, идет понимание, что обучение – это процесс подготовки обучающихся к реальной жизни. Дети учатся решать жизненные задачи, учатся сотрудничеству, чтобы в будущем занять активную жизненную позицию в своей взрослой жизни. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Этого требовал, как Федеральный образовательный государственный стандарт второго поколения, так и Федеральный стандарт от 31 мая 2021 г.
Общество немыслимо вне общения. Умение общаться является важной задачей, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. В сфере коммуникации человек осуществляет и профессиональные, и свои личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности человека, то есть и к успешной жизни в целом.
Перед вами (на слайде) метапредметные (коммуникативные) результаты освоения программы начального общего образования (Федеральный стандарт от 31 мая 2021 г.: Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями происходит через развитие навыков общения и организацию совместной деятельности)
На слайде:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения коммуникативного характера. Поэтому овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование различных современных технологий, в частности технологии проблемного обучения.
Одной из технологий в обучении, в рамках которых будет осуществляться овладение умением общаться, является технология проблемного диалога, разработанная Е. Л. Мельниковой.
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Проблемный диалог, специально организованный учителем, помогает детям осуществить не репродуктивную, а подлинно творческую учебную деятельность. Различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий.
На проблемно-диалогических уроках сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации.
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
На уроке окружающего мира на тему «Растения зимой».
– «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега».
– Что может произойти с зелеными растениями зимой?
– Прочитайте, при каких условиях они не погибают?
– Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега.
– Какое значение в этом случае имеет снег для растений?
– Снег «греет» растения.
– Вспомните, какой снег на ощупь?
– Снег холодный
– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет» растения и «снег» холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?
Математика, 2 класс. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?).
Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.
– Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему получились разные ответы? Чего мы не знаем?
Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса». Учитель создает ситуацию, что ему нужно записать слово, но не хватает для этого места на строчке. Предлагает детям работу в парах: перенести слово.
– Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят разные варианты.
Или даются карточки с разными способами деления слова и задается вопрос.
– Задание было одно? – А выполнили вы его как? – Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания “на ошибку”.
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
Урок окружающего мира «Природные зоны. Ледяная пустыня».
После изучения климата Арктики, спрашиваем: «А что вы можете сказать о животном мире Арктики?» (Животных здесь почти нет или очень мало, потому что слишком суровые условия. (Житейское представление детей.)
Учитель предлагает просмотреть видеосюжет о многообразии животного мира Арктики. (Проблемная ситуация.)
– Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Прием 4.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Урок математики по теме «Умножение на двузначное число».
В начале урока на устном счете вспомнить тему «Умножение числа на сумму».
Детям учитель предлагает найти значение выражений, где трехзначные числа нужно умножить на однозначное, но одно выражение отличается, в нем нужно умножить на двухзначное число 326*24.
– Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Чем это выражение не похоже на предыдущие?
После проговаривания проблемной ситуации, учитель на доске записывает тему (проблему, гипотезы, вопрос), которое требует решение. Гипотезы можно зафиксировать на доске в виде схем, ключевых слов и т.д..
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы (мнения, версии)?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. При выдвижении гипотез уместна работа в группах, например, на уроке математики по теме «Умножение на двузначное число», предложить варианты, как как можно умножить 326*24.
Учитель подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? Если у ребят в группах нет своих путей решения, учитель предлагает воспользоваться распределительным свойством, которое повторили в начале урока.
Задание для групп.
– Поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.
– Как проверить, какой из способов верный?
– Может быть, воспользуемся каким-то прибором?
– Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с выводом учебника.
На уроках нужно найти способы решения проблемы, используя доступные источники. В нашем случае – учебник:
Прочитать правила переноса, прочитать тему «Растения зимой» и т.д.
Затем осуществляется проверка каждой гипотезы, начиная с ошибочных. Выбирается правильная гипотеза (ответ) на поставленный вопрос в начале работы.
Как мы видим технология проблемного диалога, (сегодня мы остановились только на ней), как и все приемы проблемного обучения, помогают выпускнику начальной школы овладевать не только умением общаться, но и формулировать краткосрочные цели в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, что позволит ребенку участвовать в совместной деятельности.
Интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/tehnologiya-problemnogo-dialoga-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-mladshih-shkolnikov-na-4262339.html Лищук Наталья Владимировна
- tehnol_problem_dialoga.qxd Технология проблемного диалога: методы. Формы, средства обучения обучения. Мельникова Е.Л.