Макарова Наталья Николаевна
Макарова Василя Хусаиновна
учитель русского языка и литературы
учитель истории и обществознания
МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс « Адымнар-Алабуга» ЕМР РТ, город Елабуга
Как известно, одной из задач современного образования является формирование функциональной грамотности и патриотическое воспитание школьников. И мы хотим поделиться своим опытом.
Надо сказать, что уже не первый год мы проводим совместные интегрированные уроки, мероприятия, мастер-классы и внеурочную деятельность. И это вызывает неподдельный интерес ребят разных параллелей к нашим предметам в последующем. Уверены, что, познакомившись с некоторыми элементами уроков и занятий, вы сами в этом убедитесь.
По мнению исследователей, интеграция – это объединение в целое ранее разрозненных частей. В моём случае это особый тип урока, объединяющий обучение одновременно по нескольким дисциплинам, благодаря чему закладывается не только фундамент необходимых знаний, но и формируется уважительное отношение к истории и культуре нашей Родины.
С этой целью очень удобно использовать метод проектов. Он позволяет не только раскрыть творческие и исследовательские способности детей, но и успешно внедрять полученный опыт на уроках, для участия в научно-практических конференциях и конкурсах, для кружковой работы, для проведения музейных занятий и экскурсий.
И конечно, такой материал хорошо реализуется при помощи занятий, связанных с Великой Отечественной войной. Именно таким стал проект, раскрывающий с разных сторон события, происходившие в Лагере НКВД №97 для немецких и японских военнопленных офицеров, который располагался на территории Елабуги в годы войны.
Здесь мы вместе с детьми рассматриваем их проекты и объединяем в единое целое, поскольку все участники событий связаны между собой. В результате, на данный момент нам удалось собрать достаточно объемный материал по этому направлению (информацию и фотодокументы).
Краткое информация, содержащаяся в проектах детей.
Уверены, что многие из вас не знают, что в Елабуге с 1942 года работал лагерь НКВД №97 для военнопленных офицеров. Он состоял из зоны А на территории Суворовского училища и Б на территории монастыря. И именно здесь после Сталинградской битвы оказался высший состав элитной армии Паулюса.
Лагерь считался образцовым: здесь работали лазарет и антифашистский клуб; пленные занимались философией, естествознанием, цветоводством, учили русский язык; они играли в театре, оркестре, издавали газету; и, несмотря на голодное время, их продуктовый паек в два раза превышал паек елабужан. Все это было подтверждено проверками Международного Красного Креста.
Однако скептики задают вопрос: почему же тогда в Елабуге умерло более 7% (а именно 709) заключенных? Лучшим ответом на него мы считаем слова врача Татьяны Александровны Нечаевой: «… истощенные, завшивленные, больные, потерявшие человеческий облик. Трудно было представить, что эти люди недавно чувствовали себя завоевателями». Так что всему виной было не плохое обращение, а война, породившая лишения и болезни, которые человеческий организм вынести просто не мог.
И тут возникает важный вопрос: «Как сами жители Елабуги относились к пленным?» Удивительно, но в основном это были жалость и сострадание. А те, кто испытывал ненависть, никогда не выставляли ее напоказ. Я думаю, это и есть настоящее проявление гуманизма, ведь, ощущая боль, они помогали и спасали от смерти, испытывая голод – кормили, давая возможность вернуться домой, что очень повлияло на состояние и сознание заключенных.
Так, автор книги «Исцеление в Елабуге» Отто Рюле, восхищаясь отношением сотрудников лагеря, писал: «Бесчеловечным было обращение фашистов с русским мирным населением… Как назвать самоотверженный труд доктора Волковой, еврейки по национальности, которая спасает жизнь сотням немецких пленных? Разве это не высшее проявление гуманизма?.. Никто из нас не мог и мечтать о таком отношении к себе…».
Подтверждением достойного обращения с пленными стал известный всему миру фотороман Клауса Зассе, где отображается их ежедневная жизнь. А поскольку все знали, как обращались с пленными в немецких лагерях, мировая общественность была просто поражена.
Еще одной неординарной личностью был лейтенант Отфрид Пройслер. Вернувшись домой, он писал: «Сегодня я знаю, что образование получил в лагерях Татарстана: 10 семестров такого обучения, какого не смог бы мне предложить ни один университет мира». Поразительно, но испытав на себе отношение елабужан, боевой немецкий офицер стал преподавать в начальной школе и писать сказки о силе добра («Маленькая Баба Яга» и др.), которые издаются миллионными тиражами и переведены на 55 языков мира.
И, конечно, говоря о елабужском лагере, нельзя не вспомнить скончавшегося здесь в 1944 году Курта Ройбера. Друг Альберта Швейцера, священник, художник, врач и гуманист, он добровольно пошел на фронт помогать. Ощущая безысходность под Сталинградом, на обратной стороне старой советской карты Ройбер нарисовал всемирно известную сегодня юную Сталинградскую Мадонну со словами «свет, жизнь, любовь». А за месяц до смерти, в немецкой лагерной газете, под его пером появилась измученная войной Мадонна Военнопленных, которая, несмотря ни на что, продолжала помогать другим, как женщины Елабуги.
Но ярче всех о нашем городе написала баронесса Зигленде Олзхаузен, муж которой погиб: «Маленькая, затерянная в шишкинских лесах, в «медвежьем углу» Елабуга показала всему миру самое цивилизованное, самое гуманное понимание международной Конвенции о правах человека…». А Сталинградской мадонной «…за сострадание и доброту ко всем немецким военнопленным от имени всех матерей и женщин мира…» баронесса назвала нашу землячку, врача от Бога, Татьяну Александровну Нечаеву.
Вот так в Елабуге переплелись судьбы людей, принадлежавших разным мирам. Здесь они научились понимать друг друга, сумев сменить страх и ненависть на прощение и благодарность. И об этом обязательно нужно говорить, чтобы окружающий мир стал добрым и милосердным: таким, каким его сумели сотворить для своих подопечных елабужане, работавшие в лагере НКВД №97 в то непростое время.
После того, как выступающие изложили необходимую информацию, заставляя проникнуться присутствующих атмосферой того времени, дети ее анализируют и приходят к выводу, что, несмотря на военное положение, жители Елабуги показали себя добрыми и терпимыми людьми. Что военнопленным жилось намного комфортнее, чем самим елабужанам. И что из этого лагеря военнопленных вышли известные и у нас в стране, и во всем мире личности.
Так, именем хирурга Нечаева названа одна из улиц нашего города, поскольку он внес неоценимый вклад в спасение людей в годы войны. А его жена, Татьяна Нечаева, всю себя отдавала спасению военнопленных, видя в них в первую очередь людей. За ней шли и остальные сотрудники лагеря, благодаря которым многие военнопленные офицеры стали убежденными антифашистами, пацифистами и сохранили за это благодарность к елабужанам на всю свою жизнь.
Далее повествуется о том, что жизнь советских военнопленных складывалась совсем не так, как у находившихся в Елабуге немецких офицеров. Здесь уместно использовать материал по изучению родной литературы, который связан с судьбой великого татарского поэта Мусы Джалиля, попавшего в Маобитскую тюрьму как и другие поэты и писатели Татарстана: Гайнан Курмашев, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.
А после знакомства с Маобитской тетрадью Мусы Джалиля, в которой описаны ужасы тюремной жизни и истязания пленников, дети знакомятся со стихотворением «Волки», чтобы понять, что хотел поведать нам о фашизме ожидающий смерти поэт (декламация и анализ).
Таким образом, очевидно, что интегрированные уроки проходят гораздо интереснее и продуктивнее стандартных. Благодаря такому подходу развиваются практически все предусмотренные новым ФГОС универсальные учебные действия и формируется образованная, социально-адаптированная, самостоятельно добывающая знания, готовая к принятию нравственно-оправданных решений личность обучающегося.
Список литературы
1. https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/
2.https://pikabu.ru/story/istoriya_voennoplennyikh_vtoroy_mirovoy_voynyi_v_tatarstane_9781010