Файзетдинова Фания рахматулловна
учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнекаменская основная общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, Село Верхняя Каменка, Черемшанский район РТ
Аннотация к уроку: Урок в 8 классе по теме «Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура. Получение.» соответствует программе, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Это комбинировнанный урок. На уроке используются различные методы: актуализация опорных знаний, работа с учебником, демонстрационные опыты, работа в группах, работа по схеме превращений, работа по карточкам, решение задач по функциональной грамотности, интерактивные задания.
1. ФИО Файзетдинова Фания Рахматулловна
2. Место работы МБОУ «Верхнекаменская ООШ»
3. Должность Учитель химии и биологии
4. Предмет Химия
5. Класс 8
6. Тема «Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура.Получение.»
7. Базовый учебник учебник для 8 класса образовательных учереждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман – М.: Просвещение, 2018.
Цели:
Образовательные:
-Познакомить с понятиями гидроксидов, сформировать представление о классе сложных веществ – основаниях, их составе, общей формуле и их названиях, классификации оснований по их растворимости в воде, качественном определении растворимых оснований индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых оснований; научить составлять формулы оснований и называть их, определять по составу соединения принадлежность его к классу оснований, индикаторами определять растворимые основания – щелочи, работать с растворами щелочей, соблюдая правила ТБ, научить решать задачи.
Воспитательные:
-Воспитывать умение работать индивидуально, в группах, воспитывать умение соотносить свои действия с план6ируемыми результатами, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей.
Развивающие:
-Развивать умение составлять формулы оснований, распознавать основания с помощью индикаторов, определять реакции обмена, называть основания.
-развивать логическое мышление
-развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.
Основные понятия: Гидроксид-ион, основания, щелочи, гашеная известь, известковая вода, индикаторы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, карточки с заданиями; индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый; гидроксид натрия, гидроксид кальция, суспензия мела, суспензия гашеной извести
Ход урока:
- Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку, наличие принадлежностей, психологический настрой.
Эпиграф урока:…Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.
Д.И.Менделеев
II.Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос:
– написать общую формулу оксидов на доске;
– дать определение классу неорганических соединений – оксиды;
-степень окисления кислорода;
– как узнать степень окисления элемента в оксиде;
– какие частицы называются ионами ?;
– расставьте степени окисления над элементами, напишите названия оксидов: N₂O3 -, N₂O -.
(Д/З проверяем по книжке и по тетрадям, схема превращений з.№ 4
1 Ca – CaO – Ca(OH) 2
2.1 Интерактивное задание по ссылке https://learningapps.org/2995127 Оксиды
2.2 Задание по функциональной грамотности , взаимопроверка работы с оцениванием друг друга. Ученики выполняют работу по карточкам, оценивают работыдруг друга, объявляют результаты. Приложение №1
После решения задачи по ФГ обращаем внимание на шестое предложение.
(6. Она вступает в реакцию со многими веществами, например,металлами и неметаллами, оксидами.)
Вопрос: Какими веществами вступает вода в реакцию?
(написать уравнение реакции)
2 Na + 2HOH = 2 Na OH + H2
Ca – CaO – Ca(OH) 2
Вода вступает в реакцию соединения с оксидами
CaO + H2O=Ca (OH)2
(Ученики проводят эксперимент, определяют индикатором реакцию среды раствора, фенолфталеин окрашивается в малиновый свет, по книжке находят тему индикаторы)
Индикаторы.
Для определения растворов, которые внешне сходны с водой, необходимо использовать индикаторы – растворы – определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин и универсальный.
(Предложить ученикам заполнить таблицу «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» Приложение №2.)
Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду.
3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.
Учитель говорит, что фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной – на ярко малиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей) и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока.
Тема: Гидроксиды. Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.
Учитель ставит перед классом познавательную задачу:
– Какие же вещества относятся к основаниям?
4.Изучение нового материала.
Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.
Учащиеся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дают определение этому классу соединений.
«Основания (гидроксиды)– это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксильных групп».
По номенклатуре основания называют гидроксидами. Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента:
Формула |
Название |
Формула |
Название |
LiOH |
гидроксид лития |
Ca(OH)2 |
гидроксид кальция |
NaOH |
гидроксид натрия |
Cu(OH)2 |
гидроксид меди(II) |
KOH |
гидроксид калия |
Fe(OH)3 |
гидроксид железа(III) |
Классификация оснований
ОСНОВАНИЯ
Растворимые в воде Нерастворимые в воде
(ЩЕЛОЧИ)
Щёлочи – это основания растворимые в воде. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2. Остальные- нерастворимые. К нерастворимым относят так называемые амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью -как кислоты, но об этом мы поговорим позже.
Существует еще классификация оснований по числу групп ОН: n=1 однокислотное n=2 двухкислотное n=3 трехкислотное.
Давайте сейчас вместе с вами заполним таблицу: «Классификация оснований»
Классификация оснований
По растворимости в воде |
|
|||
Растворимые (щелочи) |
Нераствори-мые |
Однокислотные |
Двукислотные |
Трехкислотные |
|
|
KOH |
Cu(OH)2 |
Al(OH)3 |
|
|
CuOH |
Ba(OH)2 |
Fe(OH)3 |
Учитель: Чтобы привести примеры щелочей и нерастворимых оснований, нужно воспользоваться таблицей растворимости некоторых веществ воде. К щелочам относятся, например, гидроксиды натрия, калия.
(Проводится фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости. Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания).
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВАНИЙ
ЩЁЛОЧЕЙ
1. Металл + H2O = ЩЁЛОЧЬ + Н2↑
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Здесь, Металл – это щелочной металл (Li, Na, K, Rb, Cs) или щелочноземельный (Ca, Ba, Ra)
2. ОКСИД МЕТАЛЛА + H2O = ЩЁЛОЧЬ
Na2O + H2O = 2 NaOH Задание по функциональной грамотности
CaO + H2O= Ca (OH)2
ФГ. В двух ведрах приготовлены материалы для ремонта: суспензия мела для побелки потолков в комнате и суспензия гашеной извести для побелки кухни. Как их можно отличить?
Ответ: При взаимодействии карбонатов с кислотой как в твердом виде, так и в растворах образуется СО2, который выделяется с характерным шипением. Поэтому различить два раствора можно с помощью уксусной кислоты: при ее добавлении к суспензии мела будет выделяться СО2, который обнаруживается по пузырькам и шипению, а при добавлении кислоты к суспензии Са(ОН)2 происходит реакция нейтрализации, которая не сопровождается внешними эффектами (если не брать во внимание выделение теплоты).
Здесь, ОКСИД МЕТАЛЛА – щелочного металла (Li, Na, K, Rb, Cs) или щелочноземельного (Ca, Ba, Ra)
НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ
СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = новое ОСНОВАНИЕ + новая СОЛЬ
CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
ФГ. Почему свежеоштукатуренные и сразу же побеленные известью поверхности долго не высыхают?
Ответ: При взаимодействии Са(ОН)2 с СО2 (процесс затвердевания штукатурки) образуется вода:
Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2О
Поэтому при побелке свежеоштукатуренных стен известью наружные участки подпитываются влагой, и штукатурка долго не высыхает.
5. Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.
1. С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:
– Какие вещества называются основаниями?
– Запишите общую формулу оснований.
– Какие основания называются щелочами?
Выполните задание: Распределите химические формулы в таблицу:
LiOH , NO , Al 2 O 3, Zn(OH)2, CaO , SiO 2, CrO , NaOH , Mn 2 O 7, Fe(OH)2, Cr 2 O 3
Основный оксид |
Кислотный оксид |
Амфотерный оксид |
Несолеобразующий оксид |
Щелочь |
Нерастворимое основание |
Дайте названия всем соединениям.
2. Выполнение учениками теста «Пятерочка» с последующим самооцениванием
( Приложение 3).
V. Рефлексия, подведение итогов урока.
Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):
– Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников
– Какую (и почему) ставлю себе оценку?
– Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?
– Итоговая скорректированная учителем оценка
6.Итоги урока.
Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.
7.Домашнее задание. п 41, упр. 1,2 стр. 139.
Приложение №1
Задание № ХИ-1-8-03
Характеристики задания |
Описание характеристик |
Класс |
8 класс |
Тематическая принадлежность |
Вода. Растворы. Понятие об основаниях |
Уровень сложности задания |
Высокий уровень |
Форма задания |
Задание с развёрнутым ответом соответствует модели № 1, требует поиска и исправления фактических ошибок в приведённых текстах с обоснованием исправлений |
Содержание задания (условие, вопрос, инструкция по выполнению)
Прочитайте текст задания. Найдите в тексте три предложения, содержащих фактические ошибки. Запишите эти предложения/фрагменты, исправив найденные Вами ошибки. Письменно обоснуйте одно из трёх исправлений по своему выбору с точки зрения химии. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите аккуратно и разборчиво.
1. Вода на Земле может существовать в трёх основных состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. 2. Однако при комнатной температуре вода существует именно в виде прозрачной жидкости, не имеющей в малом объёме цвета, запаха и вкуса. 3. По этим физическим свойствам чистым веществом может быть признана именно родниковая вода.
4. Вода – сложное вещество, так как в её состав входят атомы двух химических элементов: водорода и кислорода. 5. По составу воду можно отнести к основаниям. 6. Она вступает в реакцию со многими веществами, например металлами и неметаллами, оксидами.
7.Вода широкое применяется в быту: кроме бытовых нужд, воду активно используют в сельском хозяйстве и промышленности. 8. Одной из причин этого является способность воды растворять многие вещества. 9. Так, например, в воде хорошо растворяется даже мел.
Образец (описание) ответа
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
-
- В предложении 3 следует записать: по этим физическим свойствам чистой может быть признана именно дистиллированная вода.
- В предложении 5 следует записать: по составу воду можно отнести к оксидам.
- В предложении 9 следует записать: так, например, в воде хорошо растворяется даже поваренная соль (или другое растворимое вещество).
- Дано верное обоснование одного из исправлений в виде законченного письменного высказывания, например обоснование исправления к предложению 5: воду нельзя отнести к основаниям, так как в её состав не входит металл (или по составу воду можно отнести к оксидам, так как она состоит из двух элементов, один из которых
– кислород).
Критерии оценки
Способ оценивания – экспертная оценка.
Критерии оценивания |
Баллы |
Критерий 1. Правильность ответа |
|
Верно записаны четыре элемента ответа |
4 |
Верно записаны три элемента ответа |
3 |
Верно записаны два элемента ответа |
2 |
Верно записан один элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа записаны неверно |
0 |
Критерий 2. Речевое оформление ответа 1 балл по критерию 2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 1 выставлено не менее 1 балла |
|
Качество письменной речи не затрудняет понимания смысла развёрнутого ответа (речь соответствует критериям понятности, логичности, правильности / речь соответствует нормам литературного языка) |
1 |
Низкое качество письменной речи затрудняет понимание смысла развёрнутого ответа |
0 |
Максимальный балл |
5 |
Приложение № 2
Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды
Название индикатора |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус |
Фиолетовая |
|
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
Приложение№ 3.
. Тест «Пятерочка» по химии уч-ся 8 класса_____________________________
1. Выберите формулы оснований:
а) SO3 б) Mg(OH)2 в) H2SO4 г) СаО
2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин. С каким веществом появится малиновое окрашивание? а) BaO б) HNO3 в) КОН
3. Гидроксид-ион (OH) ⁻ входит в состав:
а) оксидов б) оснований в) углекислого газа
4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом: а) лакмус синеет б) Метилоранж краснеет
в) фенолфталеин бесцветный
5. Выберите формулу щелочи:
а) КОН б) H2S в) Сu(ОН)2
Проверьте ответы и оцените себя Проверьте ответы и оцените себя
- б о ошибок – «5» 1. б ошибок – «5»
- в 1 ошибка – «4» 2. в 1 ошибка – «4»
- б 2 ошибки–«3» 3. б 2 ошибки – «3»
- а 3- 5 ошибок– «2» 4. а 3- 5 ошибок – «2»
- а 5. а
https://learningapps.org/19040219 Основания
Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды
Название индикатора |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус |
Фиолетовая |
|
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды
Название индикатора |
Окраска индикатора в нейтральной среде |
Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус |
Фиолетовая |
|
Метиловый оранжевый |
Оранжевая |
Желтая |
Фенолфталеин |
Бесцветная |
Классификация оснований
По растворимости в воде |
|
|||
Растворимые (щелочи) |
Нераствори-мые |
Однокислотные |
Двукислотные |
Трехкислотные |
|
|
KOH |
Cu(OH)2 |
Al(OH)3 |
|
|
CuOH |
Ba(OH)2 |
Fe(OH)3 |
Классификация оснований
По растворимости в воде |
|
|||
Растворимые (щелочи) |
Нераствори-мые |
Однокислотные |
Двукислотные |
Трехкислотные |
|
|
KOH |
Cu(OH)2 |
Al(OH)3 |
|
|
CuOH |
Ba(OH)2 |
Fe(OH)3 |
Лист самооценки работы ученика:____________________________
Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:
Учебная деятельность |
Баллы |
Актуализация знаний |
|
Практическая работа |
|
Первичное закрепление |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) |
|
Применение нового материала в системе знаний |
|
Итого |