Синелобова Виктория Геннадьевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Сказка» д. Куюки Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Пестречинский район д.Куюки
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания с каждым годом звучит всё острее. В настоящее время педагоги столкнулись с огромной проблемой – современные родители перекладывают воспитание детей на дошкольные учреждения и школы . Происходит разрушение семейных ценностей. Из за занятости родителей – современные дети живут в мире цифровых технологий, у 50 % дошкольников есть гаджеты ,где дети полностью погружены в виртуальный мир. В ходе бесед и тематических занятий мы видим ,что дети не знакомы с семейными традициями , праздниками ,в семьях перестали вести беседу о традициях и культуре своего народа и о его единстве ,а ведь Россия всегда была многонациональным государством .Поволжье не является исключением ,на протяжении многого времени существовали разные народы и продолжают существовать .В нашей группе в процессе анкетирования было выявлены 30 % русских семей ,40 % татарских семей ,10 % семей представляют Чувашскую национальность ,5 % семей – имеют корни Башкирского народа ,5 % представляют Мордовский народ ,10 % родителей рассказали нам ,что имеют Удмуртские корни .
В помощь педагогам нашей страны были внесены изменения в Федеральный закон об образовании Российской Федерации . 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 « О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования\ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847
Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» наступивший 2023 год сулит большие перемены в системе образования . Главная концепция патриотического воспитания в соответствии с ФОП как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле ,формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны.
Данный проект поможет пробудить у родителей и детей любовь к родной земле , вспомнить своих предков ,сформулировать высокие нравственные идеалы- формирование крепкой семьи .Поможет расскажет о единстве народов России .Страна – это одна большая семья ,где каждый гражданин является её частью и несёт ответственность за свои поступки .
В ходе проекта были достигнуты поставленные цели и задачи. Мы помогли современным родителям вспомнить ,что именно семья обеспечивает первоначальное воспитание нравственных ценностей . Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим. Напомнили ,что дошкольное образовательное учреждение служит проводником между семьями и обществом :
- Создает условия для развития детско-взрослого сообщества;
- Способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим;
- Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине – России;
- Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
- Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
В завершении проекта мы заметили ,что дети стали проявлять интерес к родному государству .Уважительно относиться к старшим ,проявлять интерес к жизни народов Поволжья .Родители проявили желание и нашли свободное время что бы развивать интерес детей к обычаям и традициям своего народа. Литературный вечер послужил тому примером. Родители .подготовили прочтение о семейных ценностях ,приняли участие в оформлении выставки «Наши семейные традиции » .За время создании папки передвижки «Россия – огромная наша страна »родители рассказали детям о истории происхождения своей семьи . Приложение 1
Мы верим ,что взаимодействие между ДОО и семьями воспитанников поможет в воспитании достойного гражданина своей страны .
Информационная карта проекта.
Проект: «Россия – огромная наша страна »
Автор проекта: Синелобова Виктория Геннадьевна .
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагог по татарскому языку.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Цель проекта:
Помочь современным родителям в воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста ,что способствует освоению правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим через изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Краткое содержание проекта: краткосрочный
Место проведения: группа.
Сроки проведения: краткосрочный (с 5.02.по 22.02.2024 )
Возраст детей: 4-5лет.
,анкетирование .
Новизна проекта –Создание папки передвижки родителями группы .
Участники литературного вечера родители – дошкольники – слушатели .
Форма проведения: Литературный вечер на тему «2024 год семьи » ,где в роли чтецов были родители .
Продукт проектной деятельности: Создание папки передвижки из фетра «Россия – огромная наша страна » ,самостоятельно в домашних условиях родителями группы .
Актуальность проблемы:
В последние десятилетие наше общество сильно изменилось. Эти изменения коснулись и педагогов. Мы столкнулись с огромной проблемой – современные родители перекладывают воспитание детей на дошкольные учреждения и школы . Происходит разрушение семейных ценностей.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о народах, живущих в Поволжье (русские, татары, мордва и т.д );
- Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе.
- Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
- Развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям;
- Воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
Форма презентации: Литературный вечер на тему «2024 год семьи »
Этапы проекта.
Этап |
Дата |
Задачи |
Формы работы с детьми |
Формы работы с родителями |
1 этап |
5.02.- 8.02.2024 |
– подготовка анкеты для родителей . – разработка перспективного плана по реализации проекта; – подбор наглядного материала для создания развивающей среды в группе; – подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказ в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей; – подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по тема. Выяснить ,что знают дети о истории происхождения своей семьи,о жизни наших предков . |
1.Беседа с детьми о семейном досуге . 2.Просмотр презентации «А ты знаешь символы России ? » 3.Рассматривание иллюстраций « Родина – многонациональная страна » |
Анкетирование среди родителей «К какой национальности относится ваша семья ,если смешанная то укажите несколько ?» Оформление уголка «Традиции моей семьи » Выставка поделок . |
2 этап |
9.02- 19 02.204 |
Склеить папку передвижку с изображением людей в национальной одежде ,для работы с детьми в рамках проекта. – Сформировать у детей представления о народах, живущих в Поволжье (русские, татары, мордва и т.д ); Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков, их душевных качествах: |
1.Беседа с детьми «В какой стране мы живём » 2.Беседа с детьми «Моя национальность ……» 3.Беседа с детьми «Мы все разные ,но мы едины» 4. Рассматривание иллюстраций в папке передвижке. 6.Конспект НОД «Россия – огромная страна» 7.Конспект НОД «Достопримечательности Родного края » 9..Чтение сказок из книги «Сказки народов Татарстана » 10.Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм костюм», «Угадай народный промысел». 11.Продуктивная деятельность : Рисование – «Раскрась матрёшку», «моя сесья ». 12.Коллективная работа «Наша дружная страна » 13.Аппликация «головной убор для девочки Алсу » 14. Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери » 15. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота». 16.Слушание гимна России. Просмотр 17 Слушание национальных мелодий . 18.Продолжить оформление уголка «Традиции моей семьи » рисунками детей . |
Предложить родителям создать папку передвижки из фетра «Россия – огромная наша страна » ,самостоятельно в домашних условиях родителями группы . Для реализации тематических занятий по ознакомлению детей с народным костюмом народов Поволжья . |
3 этап |
19.02-22.02 2024 Заключительный этап . Литературный вечер на тему «2024 год семьи » |
Мотивировать родителей к участию в литературном вечера в роли чтецов . Сохранить позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям), педагогам и окружающим людям. |
На завершающем этапе воспитанники нашей группы были слушателями |
Привлечь родителей к подготовке литературного вечера |
Список литература:
1.прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006
4. Гулова Ф. «Татарская национальная обувь»
5. Давыдова, Л. И. ; Габиев, Д. М. ; Красовицкая, Т. Ю. Народные художественные промыслы 1917 – 1932; Искусство – Москва, 1986. – 432 c.
6. Саттарова Л. «Казанская узорная кожа»
7. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР; Книга по Требованию – Москва, 2012. – 236 c.
8. Народные художественные промыслы России; Советская Россия – Москва, 1984. – 232 c.
9. Художественные ремесла и рукоделия России; М. : Пашков дом – Москва, 2008. – 392 c
10. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. М., 2018 (2-е издание). С.456.
11. Харисова Л.А. (сост.) Культура народов Татарстана. Казань: Магариф, 2005. – 367 с
12.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011
13.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
14.Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. Саранск, 1992. – 60 с.
15.Бородина, Т.И. Народный костюм Самарского края. Самара: ООО «Самара-Принт», 2007
16.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство – Пресс, 2002.
17.Николаева Э,Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012