Курангышева Вероника Андреевна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильный лицей
«Здоровое поколение»
Лаишевский район, с. Усады
Республика Татарстан
Ударение – выделение одного из слогов с большей силой. В числе главных источников акцентологических затруднений можно назвать разноместность и подвижность ударения. Разноместность ударения указывает на то, что в разных словах ударение падает на разные слоги. Подвижность ударения выражается в том, что в одном слове при изменении его формы ударение может переходить с одного слога на другой.
Работу по формированию и усовершенствованию акцентологических норм русского языка необходимо начинать в период обучения грамоте. Дети, старшего дошкольного возраста, при поступлении в первый класс, практически владеют ударением. Они знают и умеют, как правильно произносить слова родного языка, выделяя при этом ударный слог. В школе начинается довольно продолжительный и затруднительный процесс понимания и осмысливания данного понятия.
На протяжении обучения школьникам необходимо освоить нормы произношения и написания русского языка. Для того, чтобы это осуществить учитель знакомит их с понятием, дает представление правильного и ошибочного варианта нормы.
Работа по освоению нормами произношения включает в себя систему упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанную на развитии и усовершенствовании детского речевого слуха, и рассчитана на два этапа.
Для первого этапа характерна работа над развитием системы речевого творчества младших школьников, так как обучение нормам произношения недостижимо без высокоразвитого артикуляционного аппарата.
На втором этапе изучается часть слов из акцентологического минимума. Во время этого этапа учащиеся знакомятся с новыми словами, изучают и усваивают правила литературного произношения. Слышать ударение в слове и безошибочно его произносить – это умение, без которого невозможна сама речь.
Современный мир информационных технологий не стоит на месте. С каждым днем открываются новые возможности. Безусловно, все это приносит только пользу для нас, в том числе это вносит огромный вклад в развитие образовательной сферы. С помощью компьютерных технологий можно охватить гораздо больший объем информации, чем это делать традиционным способом.
С принятием ФГОС возрос спрос на информационное обеспечение. Расширение информационной среды привело к возникновению таких интерактивных и занимательных форм, как образовательная платформа, форумы и др. Эти ресурсы обогащают содержание образовательного процесса, а также повышают мотивацию обучения учащихся начальной школы.
Ключевой особенностью использования информационных технологий в образовательном процессе является то, что на базе деятельности находится обучающийся, который, в силу своих индивидуальных умений и интересов, осуществляет процесс познания. Педагог выступает в роли помощника, который способствует развитию активности и самостоятельности школьника, а также поощряет его за уникальные открытия.
Так, используя образовательные платформы «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник», «ЯКласс» учащиеся в полной мере могут освоить правила написания и произношения акцентологических норм. На платформах представлено множество заданий, которые в свою очередь подразделяются на уровни сложности. Используя, онлайн-словари учащиеся без труда найдут нужное им слово почти моментально. Все это совершенствует и обогащает образовательный процесс.
Кроме того, в начальных классах при работе над ударением можно использовать различного вида скороговорки, такая работа не только обогатит речь ребенка, но и внесет в речь некую образность и выразительность. Составление рифмовок обогащает речь школьников, также следует отметить, что совместно с рифмовкой можно использовать иллюстративные материалы, в этом нам помогут информационные технологии. Также уместно использование мини-кроссвордов, которые требуют отгадывания слова по его семантике. Мини-кроссворды позволяют сосредоточить внимание школьников на образцовом произношении не более двух слов. В целях лучшего запоминания акцентологических норм – для кроссворда подбираются слова, в основном совпадающие по своей ритмико-слоговой структуре.