Арютина Светлана Васильевна
преподаватель
вокально – хоровых дисциплин
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
На сегодняшний день хоровое искусство является самым доступным видом коллективного творчества, которое благотворно влияет на ребенка. Вокальное воспитание в хоре – является важнейшей частью работы педагога в коллективе. В последнее время руководители детских хоровых и вокальных коллективов сталкиваются с ограниченным голосовым диапазоном и с проблемой плохой интонации у детей. Перед педагогом встает задача – добиться не только расширения диапазона, но и унисона.
Что такое «унисон»? Чаще всего это слово можно услышать из уст музыкантов. Слово «унисон» на латинском языке означает – «unus» – один, «sonus» – звук, то есть одновременное звучание нескольких звуков на одинаковой высоте. Работа над унисоном является одной из важнейших для хормейстера, так как это связано и с правильным певческим дыханием, и с правильным звукообразованием, которые рождают в итоге хоровой тембр коллектива.
Добиться унисона – значит добиться:
– тембровой слитности,
– интонационного ансамбля,
– динамического ансамбля,
– темпового ансамбля,
– дикционного ансамбля,
– метро-ритмического ансамбля.
На начальном этапе эта работа должна вестись очень долго, кропотливо, быть разнообразной, руководитель должен внимательно относиться к каждой исполненной ноте. Не следует преждевременно переходить к работе над многоголосием, не закрепив навыков унисонного пения. Поспешный переход хора к многоголосному пению повлечет за собой такие проблемы, как неряшливость интонации, трудности хорового строя, неустойчивого ансамбля в хоровых партиях, т.к. последовательность в овладении навыками многоголосного пения идёт через овладение навыками унисонного пения.
Причин, по которым дети не могут чисто интонировать, множество. Это и стеснительность, и чрезмерная активность ребенка, и неумение оценивать свое пение, и многие другие, но если речь не идет о заболеваниях речевого, дыхательного или слухового аппарата, то проблема чистого интонирования разрешима, при условии систематических занятий и педагогического контроля.
Самая сложная задача педагога, добиться в вокале ансамблевого унисона с большим количеством детей. Одна из главных причин фальшивого пения – плохая координация между слухом и голосом. Работу над унисоном необходимо начинать с первого занятия и вести ее кропотливо из урока в урок. Воспитание в коллективе унисонного пения должно начинаться с пения простых «попевок» из двух -трех звуков, в которых необходимо закрепить интонационную чистоту. Очень важно при этом научить детей слышать свой голос в сочетании с другими голосами. Для этого можно использовать такие приемы, как «закрыть одно ухо» или «чебурашка» – поместить раскрытые ладошки за ушами, как у одноименного героя из мультфильма. Также желательна поддержка певцов на инструменте или голосом хормейстера. Вся дальнейшем работа должна строиться таким образом, чтобы вырабатывалась координация между слуховым восприятием и голосовым воспроизведением.
При работе с поэтическим текстом желательно разобрать не только непонятные слова и фразы в тексте, но и характер музыки, ритмические особенности. Вместе с детьми проанализировать, почему именно такой ритмический и мелодический рисунок использовал композитор, составить схему работы над музыкальным произведением.
В младшем хоре можно использовать различные приемы для освоения унисонного пения. Например, можно взять строчки из разучиваемой песни и проговорить вначале по одному, а затем всем вместе в заданном ритме, стараясь слушать друг друга. После того, как добились ритмической точности в данном отрывке, то это нужно пропеть, добиваясь интонационной точности, чистого унисона. Для этого нужно исполнить звуки с опущенной челюстью на каждую гласную. Опустить челюсть ребенку помогут руки. С помощью кончиков пальцев обеих рук слегка надавить на щёчки так, чтобы они «провалились» между верхними и нижними боковыми зубами. При этом подбородок опускается. Это поможет правильно сформировать звуки.Затем проговорить слова песни в заданном ритме, помогая себе прохлопыванием ритма ладошками. Задача – проговорить текст одновременно, в унисон. Можно разделить детей на две группы проговаривать и пропевать слова по очереди. Это придаст им «соревновательный» дух, и они будут стараться выполнить поставленную задачу лучше. Главное, чтобы действия обучающихся были объединены, каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, тембру, темпу, к общему звучанию коллектива.
В работе с фальшиво поющими детьми, «гудошниками», нужно найти в диапазоне голоса те ноты, которые ребенок чисто воспроизводит. К найденному тону постепенно добавлять рядом стоящие звуки, постепенно расширяя диапазон. В работе с плохо интонирующими детьми можно использовать схемы, графики, рисунки, которые отражают движение мелодии, моделировать высоту звука движением руки, разучивать с ними мелодию в удобной для них тональности, постепенно транспонируя в нужную тональность.
Существует прием «переключения регистра». Можно попросить ребенка «пропищать» мелодию песенки или фразы тонюсеньким голосом, что переключит его в другой регистр, фальцетный. Часто бывает так, что в примарной зоне ребенок спеть не может два соседних звука, а перескочив на октаву выше, за счет работы других мышц начинает правильно пропевать мелодию. Это свидетельствует о том, что ученик пока не может управлять голосовым аппаратом. Но при правильной и настойчивой работе, закрепляя навык интонирования на последующих занятиях, можно добиться хороших результатов. Делать это нужно постепенно, с большой осторожностью расширяя диапазон и устраняя дефекты голосового аппарата.
Однако долгое разучивание одного и того же мотива снижает интерес детей к работе, поэтому нужно обладать чувством меры и времени, которое будет отведено на разучивание произведения. На занятиях необходимо учитывать и особенности возраста детей, они быстро устают, внимание становится рассеянным, для этого в работе с младшими школьниками нужно чередовать различные приемы. Можно использовать игровые моменты. В такие моменты с ребенка снимается напряжение, скованность и он становится свободен в пении.
На занятиях с учащимися младшей группы я использую упражнения 1 уровня ФМРГ, автором которого является Виктор Вадимович Емельянов. Состоит он из развивающих голосовых игр.Развивающие голосовые игры, на которых основаны упражнения, предусматривают создание ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная техника, то это и будет кратчайшимпутем к интонированию.
Игра «Живые ноты».
Каждый из детей звуки гаммы или определенная ступень заданной песенки. Выбирается «музыкант», который «играет» на «инструменте» гамму, ступени или мотив из разучиваемой песни. «Нотка» звучит, когда на нее показывает рукой «музыкант».
Игра «Эхо»
Дети делятся на две группы. Первая группа поет попевку, вторая – повторяет, стараясь точно передать интонацию, мимику. Затем меняются местами.
Игра «Передай фразу».
Ансамбль делится на группы, и под руководством выбранного «дирижера», который показывает переход мелодии группам, исполняют песню по фразам, при этом соблюдая чистое интонирование и унисон;
Игра “Мимический унисон”.
Нужно встать в круг и выбрать ведущего, который будет работать мимикой лица, изображая какое – либо настроение: радость, злость, испуг и т.д. А все остальные будут стараться повторить, причём одновременно, т.е. в унисон. Кто засмеётся, тот выходит из игры. Сопровождать эту игру музыкой.
Для работы на начальном этапе над точностью интонации нужно обязательно подбирать репертуар в зависимости от уровня певческого развития и соответствующий возрастным особенностям учащихся, доступный для восприятия и исполнения. Желательно чтобы мелодия строилась на плавном голосоведении, в ней преобладали небольшие музыкальные фразы, расположенные в удобной тесситуре, несложный ритмический рисунок, а также понятный для ребенка поэтический текст. Главное – чтобы ребенок пел с удовольствием!
Список литературы:
1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 1972.
2. Миловский С. Распевание на уроках пенияи в детском хоре начальной школы. – М.: Музыка, 1977.
3. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988.
4. Стулова Г. “Теория и практика работы с детским хором”. Учебное пособие – М., «ВЛАДОС», 2002.