Тулумбаева Гузель Наиловна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО “Детская музыкальная школа №13” Кировского района г.Казани
В 21 веке преподавателям не обойтись без применения инновационных технологий в образовательном процессе: постепенно в ДМШ внедряются аудиовизуальные средства обучения (презентации), электронные учебники, насыщая образовательный процесс информационными средствами. Однако, основным способом развития музыкального слуха по-прежнему остаются стандартные музыкальные диктанты и слуховые анализы по определению интервалов, аккордов с записью в нотной тетради.
В связи с недооценкой педагогами значимости инновационных методов обучения появляется актуальность внедрения компьютерных тренажеров как одного из мощных инструментов в развитии музыкального слуха.
Внедрение музыкальных тренажеров позволит качественно улучшить методику преподавания теоретических предметов, поможет планомерно и систематически развивать музыкальный слух учащихся, повысит темп урока, увеличит объем самостоятельной слуховой работы, в том числе и дома.
Музыкальные тренажеры и игры превращают тренировку слуха и контроль теоретических знаний в увлекательный процесс: повышает мотивацию учащихся, развивает мышление и творческие способности ребёнка. Самостоятельное приобретение знаний позволяет дистанционно делиться результатами с педагогом, а при неудачном выполнении задания – повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения.
При этом основной формой учебного процесса остается традиционное занятие, а компьютерные технологии лишь дополняют, совершенствуют классическую методику. Не рекомендуется применять тренажеры как единственную форму занятий на уроке, так как при постоянном использовании учащиеся привыкают, интерес к играм падает, успеваемость понижается.
Разнообразие вариантов тренажеров учитывает уровень подготовки и возрастных особенностей учащихся: от дошкольных групп до выпускных классов музыкальной школы, студентов, а также взрослых, желающих самостоятельно изучить основы музыкальной грамоты и развить музыкальных слух. Разделы и уровни в играх помогают самостоятельно определить тему, сложность и углубленность обучения.
В дошкольной и младшей школьной группе музыкальные тренажеры используются как игровые методы, чтобы заинтересовать к занятию музыкой; в группе 9-14 лет как контроль знаний, углубление темы, соревнование между учащимися, практика после теоретической базы, а в старших классах как подготовка к экзаменам для повторения ранее полученных знаний.
Музыкальные компьютерные игры могут использоваться в обучении на всех этапах учебного процесса: при повторении прошлой темы в начале урока, при закреплении изученного материала, как часть контрольного урока, а также при самостоятельной и дистанционной работе учащихся. Тренажеры особенно эффективно используются для контроля усвоения учащимися тех или иных тем, могут выявить все пробелы в знаниях, полностью искоренить их. Такие игры при этом остаются всегда в арсенале педагога, который сам выбирает, когда их использовать.
За последнее десятилетие для развития слуховых навыков создано большое количество обучающих программ, игр-тренажеров и мобильных приложений, таких как:
- «Музыкальная академия», где представлены не только упражнения на развитие музыкального слуха, а также дополнительная информация по теории музыки;
- «Сольфеджио.онлайн», где помимо слухового анализа с определением интервалов, аккордов, гамм присутствуют в том числе и музыкальные диктанты;
- «Идеальный слух» – тренажер для развития музыкального слуха, где в виде теста представлены основные темы слухового анализа для 1-8 классов детских музыкальных школ;
- «Развитие слуха» – музыкальный канал на YouTube – видео фрагменты с интересной подачей и подробным разбором основных тем на развитие музыкального слуха;
- «Musicca» – отличный тренажер для работы над слухом (высота звука, направление мелодии, определение на слух интервалов, аккордов, гамм), но и в том числе определение тембров музыкальных инструментов как соло, так и в ансамбле;
- «Learningapps» – на сайте представлены слуховые анализы в виде тестов, а также диктанты-мозаики.
- «Theta Music» – интересные и простые музыкальные компьютерные онлайн игры с разными темами и уровнями прохождения.
- «Абсолютный Слух 2» – компьютерная программа для развития музыкального слуха и ритма: упражнения на интервалы, гаммы, аккорды, ритм, статьи с теорией, определение ладов и многое другое.
Необходимые материалы и оборудование при использовании тренажеров минимальны: они могут выполняться на компьютере, телефоне, планшете, необходимо лишь подключение к интернету. При возможности тренажеры желательно использовать на электронной Smart-доске: данный вид работы вызывает живой интерес у учащихся, формирует положительное отношение к музыкальным диктантам и слуховому анализу, превращают такой трудный предмет как сольфеджио в занимательную учебную дисциплину. Также рекомендуется использование современных компьютерных музыкальных тренажеров на других предметах теоретического цикла, в том числе «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Ритмика».
Можно заметить, что в последнее десятилетие для развития слуховых навыков создано большое количество таких обучающих программ, электронных пособий, компьютерных игр, игр-тренажеров и мобильных приложений. Однако, для разработки уроков с применением специальных программ сам преподаватель должен хорошо знать их функциональные возможности и области применения. Таким образом, использование инновационных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов: он растет профессионально, апробируя новую модель урока, происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства.
Источники информации
- Онлайн – тренажер «Музыкальная академия» – URL: https://nsportal.ru/music/ru/,
- Онлайн – тренажер «Сольфеджио.онлайн» – URL: Тxn--d1abeilrfr3a3f.xn--80asehdb)
- Онлайн – тренажер «Идеальный слух» – URL: Идеальный слух: Тесты для музыкантов (xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai)
- Музыкальный канал на YouTube «Развитие слуха» – URL: https://youtube.com/playlist?list=PL66DIGaegedrU_OzBru0lFZAkyN6DiG0G&si=2TEoJBCIpsABii5R
- Платформа по изучению музыке «Musicca» – URL: https://www.musicca.com/ru
- «Learningapps» – URL: LearningApps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений
- Музыкальные компьютерные игры онлайн «Theta Music»–URL: https://trainer.thetamusic.com/ru/content/music-training-games