Нуриева Гульчачак Фаритовна
методист
МБУ ДО “Новокинерский Дом детского творчества”, Арский район, с. Новый Кинер
Пояснительная записка
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т. е. обучающийся рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т. д. Значительную роль в этом уделяется проблеме общения в профессионально–педагогической деятельности. Общение между обучающимся и учителем – это не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Педагогическое общение состоит из 2–х компонентов: вербального и невербального. Особое значение в деятельности педагога приобретает речь, которая является мощным средством воздействия на детей. Будучи живописно-образной, красочной и художественно-иллюстративной, речь педагога вызывает живые и непосредственные отклики у обучающихся, порождает в их сознании те или иные ассоциации, параллели, активизирует художественно-образное мышление, фантазию, воображение и усиливает, тем самым, эмоциональные реакции на музыкальный материал. Связанная со всеми функциями и психическими процессами, речь педагога способна существенно активизировать восприятие, сделать его более адекватным и тонко дифференцированным, что естественно отразится, в конечном счете,
на качестве исполнения музыки.
В педагогическом процессе доля так называемой «невербалики» значительно увеличивается. Невербальная информация передается экспрессивным поведением посредством выразительных движений (мимика, жесты, пантомимика, постановка корпуса, выбор дистанции и др.). Движение рук человека, жестикуляция, сочетаясь с мимикой и выражением глаз, заключает в себе, как известно, большой выразительный потенциал. Использование на занятиях приемов невербального общения способствует не только более глубокому пониманию учебного материала, активизации внимания обучающихся, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более
2
широкие возможности для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.
Однако не все педагоги в полной мере используют возможности педагогического общения. Возникает противоречие между значительными возможностями использования различных видов общения в процессе музыкального образования детей и недостаточным использованием его в данных целях.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день целью системы образования является не только достижение высоких предметных результатов, но и развитие личности обучающихся.
Система дополнительного образования детей – особая образовательная система, которая благодаря своей гибкости и мобильности имеет возможность предоставить ребенку условия для развития всех групп универсальных учебный действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Поэтому важно помнить, что правильно выстроенный процесс педагогического общения позволяет педагогу дополнительного образования создать комфортную психолого-педагогическую среду, мотивирующую к саморазвитию, самообразованию, само актуализации обучающихся.
Одно из определений, данное Столяренко Л.Д., представляет
«педагогическое общение» как специфическую форму общения, имеющую свои особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
3
Виды общения распределяются в зависимости от содержания, целей и средств общения. По содержанию оно может быть материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное.
В отличие от других видов общения педагогическое общение, тем более профессиональное, осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника – включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самосовершенствованию. Используя слово, тон голоса, мимику, педагог тем самым сообщает обучающемуся информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к себе самому и ко всему миру.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально–ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Педагог в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально–ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Содержание педагогического общения рассматривается как процесс передачи информации от одного субъекта другому. Кроме того, важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. В данном случае общение осуществляется на личностном уровне. Именно на таком уровне осуществляется педагогическое общение педагога с обучающимися. Содержание педагогического общения, являющееся одной из важных его характеристик педагогического процесса, выступает в трех основных аспектах:
4
- как средство решения задач, возникающих перед педагогом и обучающимися, их родителями, между учителями и администрацией;
- как система социально-психологического обеспечения процесса педагогического общения;
- как способ организации взаимоотношений между общающимися, способствующий развитию личности как обучающихся, так и учителя, их творческой индивидуальности.
Педагог является организатором, руководителем процесса общения, содержанием которого является обмен информацией, учебно-воспитательное взаимодействие, организация взаимоотношений. Управляя совместной деятельностью обучающихся, включаясь в сотворчество с обучающимися, организуя их взаимодействие, учитель тем самым способствует формированию умений и навыков общения. Педагогическая практика показывает, что наибольшие затруднения начинающие и молодые педагоги испытывают в налаживании педагогического общения с учащимися, взаимоотношений с ними, с их родителями, коллегами в сфере личностных контактов, а именно от этого профессионального умения во многом зависит успешная, творческая деятельность учителя, способствующая росту педагогического мастерства учителя. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Основными характеристиками педагогического взаимодействия являются:
- взаимоотношение,
- взаимопомощь,
- взаимоприятие,
- взаимопонимание,
- поддержка,
- доверие,
5
- эмпатия.
Взаимодействуя с обучающимися, педагог оказывает влияние не только на познавательную сферу обучающихся, но и на эмоционально-волевую и, что особенно важно, на развитие их личности. Специфика педагогической деятельности в большей степени ориентирована на прямое воздействие на обучающихся, выражающееся в непосредственном предъявление им своих требований, высказывание своих претензий, обращение с предложениями и т.п. Однако часто воспитательное значение педагогического взаимодействия оказывается более сильным, если оно принимает косвенные формы воздействия, через коллектив, отдельных обучающихся. Умелый педагог так и поступает, направляя свои усилия на ближайшее окружение учащегося, изменяя обстоятельства его жизни, которые оказывают на него куда более сильное воздействие, тем самым, изменяя обучающегося в нужном учителю направлении. Косвенное воздействие педагог чаще всего использует в организации общения с теми обучающимися, для которых характерно появление своей субкультуры. В процессе педагогического взаимодействия проявляется две стороны – функционально-ролевая, предполагающая реализацию определенных функций и ролей, и личностная, в которой реализуются личностные качества педагога и обучающихся. Функционально-ролевая сторона педагогического общения в большей степени направлена на развитие и преобразование когнитивных качеств личности обучающихся, т.е. развитие у них заданных государственным образовательным стандартом знаний, умений использовать полученные знания в новой или нестандартной ситуации, предлагать новые способы получения или применения знаний, при этом педагог осуществляет контроль результатов образовательного процесса. Личностная сторона педагогического общения как взаимодействия в большей степени затрагивает моцивационно-смысловую сферу личности, при этом научное знание, содержание образования способствуют развитию нравственных качеств личности обучающегося. Педагогическое взаимодействие – процесс творческий независимо от того, решает ли педагог учебно – воспитательные задачи, организует взаимоотношения,
6
воспитательные задачи, организует взаимоотношения, управляет познавательной деятельностью. Творческим является как решение учебно- воспитательных и коммуникативных задач, так и процесс воплощения этого решения в общение с обучающимися. От того, какая учебная информация отобрана, как она доносится до обучающихся, обсуждается, воспринимается, понимается и оценивается учащимися, какими способами проверяется ее усвоение, зависит успех образовательного процесса, качество знаний и умений, взаимный контакт. Информация передаваемая субъектом субъекту по своему содержанию может быть разнородной. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии, например, информация о потребностях, радости, гнева, печали, страдания и др. Содержанием общения может стать познавательная информация об окружающем мире.
По содержанию общение может быть представлено как:
- Материальное, предполагающее обмен материальными и духовными продуктами между субъектами, которые в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальными потребностей.
- Когнитивное, предполагающее обмен знаниями, лежащее в основе процесса обучения и выступающее мощным фактором интеллектуального развития обучающихся. Благодаря когнитивному общению происходит постоянное движение знания от педагога к обучающимся, их приращение и развитие, возникновения новых знаний.
- Кондиционное общение, направлено на оказание влияния на физическое или психическое состояние, оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. Например, педагог, для того чтобы снять усталость, эмоциональное напряжение во время занятия, поднять настроение или активизировать внимание обучающихся, использует рассказ занимательной истории, забавных случаев, шутку, улыбку и т.п.
- Мотивационное общение способствует передаче друг другу определенных побуждений, установок к действиям в определенном
7
направлении. Этот вид общения оказывает воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности человека. Например, творчески работающий педагог использует на занятиях современные технические средства, технологии обучения, дополнительную учебно-познавательную информацию, демонстрацию опытов или постановку экспериментов с тем, чтобы развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их кругозор, любознательность, удовлетворить их потребность в творческой самостоятельной деятельности.
- Деятельностное общение, в его основе лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Организация различной обучающей деятельности способствует формированию и развитию практических умений и навыков, овладению обучающимися различных видов деятельности, повышает качество подготовки обучающихся к практической, профессиональной деятельности, а также способствует применению знаний на практике.
СРЕДСТВА И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Средства общения как способ передачи информации и выражения отношения людей друг к другу в процессе их взаимодействия являются одной из важных характеристик общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования.
Средства общения можно классифицировать по разным основаниям.
- По степени контакта между обучающимися различают непосредственное и опосредованное общение, прямое или косвенное. Непосредственное общение, т.е. «лицом к лицу» имеет ряд преимуществ. Такой вид общения обеспечивает полный контакт между общающимися людьми, что позволяет им лучше узнать и понять друг друга. При таком общении имеется много каналов связи и используются практически все средства общения. Например, педагог, общаясь с обучающимися непосредственно на занятиях или переменах, использует разные средства
8
воздействия на них (речь и все характеристики голоса, мимика, жесты и др.). Опосредованное общение связано осуществляется через предметы, вещи другого человека, письма, СМИ. В практике работы педагога такой вид общения проявляется в проверке письменных работ обучающихся, анкетировании и его последующего анализа, изучения их творческих работ и т.п. При прямом контакте педагог и обучающийся обмениваются взглядами, словесной информацией, передают свое настроение, чувства, выражают отношение к событиям, происходящим в классе, в жизни школы, радуются и волнуются и т.п.
- По контингенту участников различают межличностное, межгрупповое, личностно-груповое общение. Безусловно, в своей педагогической деятельности педагог выстраивает стратегию перечисленных выше отношений с учащимися, с коллегами, с родителями обучающихся, исполняя различные роли, внутригрупповые, межгрупповые, индивидуальные, формальные роли. В учебно-воспитательном процессе педагог исполняет не только формальное право дипломированного специалиста, деятельность которого ограничивается объяснением нового материала, контролем знаний и умений обучающихся. Педагог – это личность, умеющая быть интересным рассказчиком, другом, помощником и защитником интересов учащихся, знатока музыки, искусства, спорта. В зависимости от того, какие групповые отношения выстраивает педагог на зантияиях, он может быть «строгим», «справедливым», «интересным»,
«придирчивым», «занудным рассказчиком» и т.д. Еще большую роль в образовательном процессе играют межличностные отношения. В отличие от формальных и внутригрупповых межличностные отношения не регламентируются какими-либо нормативными документами. Их характер определяется личностными особенностями педагога, системой нравственных норм, его ценностными ориентациями. Предпочтительными межличностными ролями для педагога будут роли «друга», «старшего товарища», «наставника», «защитника» и др. Педагог должен помнить, что в
9
установлении межличностных отношений с обучающимися ему никто не может помочь. Все зависит только от поведения педагога, его профессионализма, желания принять ученика таким, какой он есть, установить с ним продуктивный контакт, найти общие интересы и вовлечь в совместную творческую деятельность, проявить уважение, терпимость и терпение к своему обучающемуся.
- По способу передачи познавательной, эмоциональной и оценочной информации. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному). К вербальным или речевым, или словесным средствам общения относятся речь и язык, поскольку информация между общающимися людьми передается с помощью слов, речи. Речь – форма общения, сложившаяся исторически в ходе материального преобразующей деятельности человека, опосредованная языком. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний, смысловой аспекты. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы возникновения и восприятия сообщений либо для определения целей общения, либо для целей регуляции и контроля собственных действий. Очевидно, что речь педагога следует отнести к одному из главных средств профессионального общения. Речь как источник общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия педагога и обучающихся.
Значение речи трудно переоценить в жизни человека.
- Во-первых, без речи невозможно формирование сознания человека.
- Во-вторых, речь размыкает для нас сознание другого человека.
- В-третьих, речь делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества. Также велико в жизни человека значение языка. Именно он дает возможность вызывать образы независимо от их реального
10
существования, управляет нашими психическими процессами (восприятием, мышлением, памятью).
Основными функциями речи являются:
- обозначающая (вещь, качество, действие, отношение);
- регулирующая, предполагающая наличие умения подчиняться речевой инструкции, осуществлять саморегуляцию;
- лексическая, направленная на отражение потенциальных смысловых связей слова с другими словами;
- коммуникативная, позволяющая хранить и передавать опыт общения;
- категориальная, позволяющая оперировать понятиями (выделять наиболее существенные признаки, свойства предметов, явлений, абстрагировать, обобщать, анализировать и т.п.).
Речь должна быть выразительна, эмоциональна и это определяется степенью овладения речевой культурой. Язык может быть великолепным и ярким или наоборот, тусклым и невыразительным; эмоциональным и мертвым, ограниченным и богатым, в котором успешно используются метафоры, сравнения, гиперболы, афоризмы и т.п., придающие речи эмоциональность и красочность. Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна, является и средством выражения своих мыслей, и средством воздействия на людей. Невербальные средства общения. Бессловесное общение, предполагающее использование жестов, взглядов, мимики и других средств. Невербальное общение способствует развитию коммуникативных возможностей человека, его способностей к межличностным контактам. Невербальные средства являются вспомогательным компонентом общения. Они подготавливают, сопровождают, комментируют речь, вскрывают ее глубинное значение для общающихся людей. Первым среди средств невербального общения является оптикокинестическая система знаков, которая включает жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, выражение лица человека зачастую могут сказать больше слов, произнесенных им.
11
Жесты при общении несут много информации, их богатейший набор условно можно разделить на несколько групп:
- жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения;
- жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение руками);
- жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает «до свидания»;
- жесты-адапторы, выражающие специфические привычки человека, связанные с движением рук;
- жесты-афоректоры, выражающие определенные эмоции. Следует отметить особую роль мимики – движению мышц лица. Это средство эмоционального неречевого воздействия на человека, благодаря которому подчеркивается или дополняется то, что передается словами. Мимикой человек передает другому всю гамму внутреннего эмоционального состояния.
Выделяют следующие проявления эмоциональных реакций: улыбка, радость, гнев, раздражение, презрение, досада, ярость, сосредоточенность, отвращение, презрение, ирония, внимание, замкнутость, удивление и т.д. Даже далеко не полный список выражения эмоций говорит об их неоднозначности, многообразии и неповторимости у разных людей. Вербальные и невербальные средства, используемые педагогом в процессе общения оказывают педагогическое воздействие на обучающихся, определяют отношения ними. Педагогические воздействия, несмотря на свою кратковременность, могут оказывать сильное влияние на обучающихся. Педагог сделал паузу в объяснении нового материала, дважды повторил одну и ту же фразу, строго посмотрел на учеников, предложил открыть тетрадь и сделать необходимые записи, начертил на доске схему, график, организовал самостоятельную работу, и т.д., вот далеко неполный перечень воздействий
во время проведения учебного занятия, организующего и обучающего
12
учащихся. Педагогическое воздействие направлено на то, чтобы активизировать деятельность учащихся, помочь им овладеть способами деятельности, содействовать осмысления своего места, своего назначения в жизни, связи с окружающем миром.
- По длительности общение делится на кратковременное и длительное. Безусловно, время общения оказывает влияние на его характер, продуктивность и результат. Часто время является катализатором прочности межличностных отношений. Краткосрочное общение позволяет узнать своего партнера, решить актуальные для данного общения задачи. Так, педагог, приглашая родителя конкретного учащегося для беседы, ставит перед собой задачу, разрешение которой требует совместной деятельности педагога и родителя. Такое общение прекращается сразу после того, как задача решена. Образовательный процесс, предметная, воспитательная деятельность педагога с учащимися протекает довольно длительное время и
«оба партнера» проходят несколько стадий общения, достигая продуктивного педагогического общения, создавая коллектив единомышленников.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В структуре педагогического общения можно выделить следующие этапы:
- Прогностический этап: моделирование педагогом общения с классом, группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.
- Начальный период общения: организация непосредственного общения с классом, группой.
- Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
- Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап – опережающая стадия педагогического общения. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
13
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;
в) творческой индивидуальности самого педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Методическая и содержательная структура занятия должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения.
«Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», – отмечал В. А. Сухомлинский.
Второй этап – начальный период общения. Для него характерна организация непосредственного взаимодействия с классом, начало контакта с ним, который во многом определяет успешность дальнейшего развития содержательного, процессуально-деятельностного и социально- психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Учитель с первых мгновений занятия уточняет общее настроение класса и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов обучения и воспитания.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить класс, создать заинтересовать обучающихся, вовлечь их в активную познавательную деятельность, ощутить эмоциональное единство? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
14
Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватными и способствовать эффективной совместной работе педагога и обучающихся. Следовательно, кроме дидактических и методических требований к занятию (внеклассному занятию и т.д.), существует ряд социально-психологических требований к ней:
- Становление психологического контакта с учебной группой для передачи информации, формирования знаний и умений и ее личностного восприятия учащимися.
- Разработка психологически обоснованной структуры занятия, т.е. использование элементов беседы, эвристических вопросов, проблемных ситуаций, ситуаций размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно, реальное включение обучающихся в процесс познания.
- Создание обстановки коллективного поиска и совместной творческой деятельности, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как никакому другому коммуникативные компоненты.
- Управление познавательной деятельностью обучающихся. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
- Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй занятия, но и самовыражение личности педагога. Оно придает уроку мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы.
- Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и обучающихся, которая обеспечивает их настрой на общение с
15
педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает позитивную мотивацию обучения, создает для учащихся ситуацию успеха.
Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию у обучающихся направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Педагог анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу
ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В педагогике принято выделять следующие стороны педагогического общения.
Перцептивный аспект педагогического общения, характеризуется взаимным восприятием и пониманием друг друга участниками педагогического процесса.
Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения.
Коммуникативный аспект, направлен на обмен информацией между участниками педагогического процесса. Данный компонент во многом обусловлен характером взаимоотношений между педагогом и детьми, их ролями в общении. Вначале педагогического процесса дети имеют небольшой багаж знаний, основным носителем опыта, заложенного в образовательную программу, является педагог. Со временем дети овладевают всё большим массивом знаний и становятся более активными участниками учебного диалога, вносят значительный вклад в коммуникативный обмен.
16
Интерактивный аспект, предусматривает осуществление совместной деятельности в рамках педагогического процесса, его непосредственными участниками. Педагог выступает в качестве организатора совместной с детьми деятельности, посредством общения он управляет деятельностью и направляет работу детей. Интерактивный аспект реализуется во всех видах совместной деятельности (учебная, трудовая, исследовательская и т.д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основы педагогического общения – это раздел педагогики, изучающий особенности взаимодействия педагога с обучающимися. Общение сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Многочисленные исследования показывают, что наибольшие затруднения, встречающиеся в педагогической деятельности начинающего учителя, связаны с неумением установить педагогически целесообразные отношения с обучающимися. Несмотря на то, что понятие «педагогическое общение» для большинства педагогов не ново, однако эти представления носят часто поверхностный, академический характер, что затрудняет теоретические знания применить на практике.
Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:
-
- наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
- четкая социальная установка;
- безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
- развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
- воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
17
-
- личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса; самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
- развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.); наличие педагогической интуиции.
Список литературы
1. Архипова, Татьяна Педагогическое общение: моногр. / Татьяна Архипова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 228 c.
2. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 2017. – 144 c.
3. Елена, Александровна Орлова Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров / Елена Александровна Орлова. – М.: Юрайт, 2015. – 617 c.
4. Олеся, Асадуллина und Римма Фатыхова Влияние педагогического общения на идентичность школьников / Олеся Асадуллина und Римма Фатыхова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 c.
5. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2013. – 296 c.
18