Бекчурина А.Н., Коробейникова Н.М.
воспитатели
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 63» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск
«Зимние явления природы» для детей старшей группы.
Цель: расширять знания и представления детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
Познавательное развитие:
1)формировать интерес к изучению природы, любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира
2)развивать познавательную активность, внимание, слуховую, зрительную память
3)учить получать знания о свойствах льда в процессе опытнической деятельности
Речевое развитие:
1)расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима-зимние явления природы»
2)формировать умение строить связанные высказывания
3)развивать умение детей давать развернутые ответы, делать вывод в процессе экспериментирования
Социально-коммуникативное развитие:
1)воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками, умения совместно выполнять работу
2)формировать основы безопасного поведения на льду
Материалы: колокольчик, корзинка, 2 стакана с водой (один с холодной водой, второй с теплой), кусочки льда, ложка, пипетки, цветной лед из соды на тарелочке, раствор из уксусной кислоты, воды 1:1
Оборудование: компьютер, презентация «Зимние явления природы».
Словарь: метель, пурга, вьюга, снежная буря, сосулька, снег, лед.
Предварительная работа: изготовление альбома по теме «Зимние явления природы», изготовление кусочков льда с детьми, опыт «Как получается лед», изготовление цветного льда из соды воспитателем, дидактическая игра «Живая –неживая природа, проведение опыта «Таяние снега», чтение художественной литературы на тему «Зима-зимние явления природы».
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Колокольчик, мой дружок, собери друзей в кружок! (воспитатель звенит колокольчиком, дети встают вкруг)
Воспитатель: – Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Горячо-холодно». Где будет холодно, там и спрятан наш предмет. А что спрятано вы узнаете только тогда, когда найдете. Могу вам подсказать, описать этот предмет: этот предмет мягкий на ощупь, сделан из ткани, синего цвета, он бывает и большой, и маленький, его часто использует Дед Мороз. (Воспитатель говорит слова горячо-холодно дети ищут, если не получается, подсказывает. Дети находят мешок)
Упражнение по развитию речи «Опиши предмет»
Воспитатель: – Присаживайтесь на стульчики. Какой чудесный мешочек вы нашли. Ребята, правильно я вам его описала? (ответы детей)
Злата, попробуй ты опиши мешок. А теперь ты, Айнур. (ответы детей)
А вы хотите узнать, что в нем? (ответы детей)
Загадка
Зимой забава есть одна,
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как снаряды называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (снежки)
Воспитатель: – Правильно, а теперь давайте возьмем по одному снежку и поиграем. Вставайте в кружок, нам нужно попасть в корзину, которая в центре нашего круга.
Малоподвижная игра «Попади в цель»
Мы в снежки играем смело, лепим быстро и умело
Мы научим всех играть, брать снежки, лепить, бросать!
Воспитатель: – Ух ты, полная корзина снежков! Присаживайтесь на стульчики. Скажите мне, ребята, в какое время года можно играть в снежки? (ответы детей)
А летом можно? (ответы детей). Инзиля, объясни почему?
Упражнение по развитию речи со снежком «Какая зима»
А давайте попробуем описать зиму. Кому в руки попадет снежок, тот и отвечает.
Если зимой холодно, то зима какая? (холодная)
Если зимой мороз, то зима какая? (морозная)
Если зимой ветер, то зима какая? (ветреная)
Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
Воспитатель: – А вы знаете, что происходит зимой с неживой природой (ответы детей)
Беседа по презентации «Зимние явления природы».
Воспитатель включает презентацию с явлениями природы.
Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а снег — это явление природы? (ответы детей). Правильно, снег — это зимние осадки в виде хлопьев. А как называется это явление? (ответы детей). Метель — это перенос выпавшего или идущего снега ветром.
Воспитатель показывает следующий слайд с изображением «Пурга». Посмотрите, как это явление называется? (ответы детей). Пурга — это сильная низовая метель. Низовая-это значит движущаяся понизу.
Воспитатель показывает следующий слайд, где «Вьюга».
Посмотрите, как это явление называется (ответы детей)
Вьюга – это снежная буря с сильным ветром.
Воспитатель показывает изображение «Сосульки»
А это какое явление? (ответы детей)
Сосульки – это обледенение при стоке жидкости. Это тот же лед. Лед — это тоже зимнее явление природы.
Воспитатель: -Аделина, ты знаешь, как получается лед? (Лед-это замерзшая вода). Вика, а что нужно сделать чтобы лед растаял? (принести его в тепло, нагреть).
Воспитатель: -Правильно, лед можно растопить разными способами, их много, и один из них я хочу вам показать, давайте проведем опыт, который называется «Таяние льда в воде».
Воспитатель: – Ребята, проходите за стол. Мы с вами заранее подготовили кусочки льда, чтобы потом провести опыты с ними.
Опыт «Таяние льда».
Воспитатель: – У нас есть кубики льда и два стакана- один с водой комнатной температуры, второй с теплой.
Вопрос: Лед тает в воде? В каком стакане он растает быстрее?
Опускаем кубики льда в стаканчики и ждем. А пока лед тает, мы с вами поиграем.
Физкультминутка
Снег сегодня шел с утра (руки вперед, опускаются вверх-вниз)
Рада снегу детвора (прыжки на двух ногах и хлопки ладошками)
Снег на ветках (руки в стороны, повороты вправо-влево)
На дорожках (руки вниз, махи в стороны)
На носу (дотронуться до носа)
И на ладошках (пальчиками постучать по одной ладошке, затем по другой)
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим растаял лед или нет. В стакане с водой комнатной температуры не растаял, но стал меньше, а в теплой воде растаял.
Вывод: Лед тает в любой воде, но в теплой быстрее. Потому что температура воды выше, чем температура льда (Воспитатель просит нескольких детей повторить вывод).
Чистоговорка
Да-да-да настали холода,
Да-да-да превратилась в лед вода,
Ду- ду -ду поскользнулся я на льду,
Ул-ул-ул холодный ветер дул,
Тель-тель-тель на севере метель,
Тели-тели-тели и у нас метут метели.
Воспитатель: -А теперь я хочу вам показать, как интересно и необычно может таять лед.
Опыт «Шипящий лед».
Воспитатель: Для этого опыта я заранее подготовила лед из пищевой соды и красителя. Сделала раствор из уксусной кислоты и воды. (Воспитатель раздает детям пипетки, дети набирают в пипетку раствор и капают на кубики льда)
Вывод: происходит химическая реакция уксусной кислоты с содой и лед тает.
Воспитатель: Колокольчик, мой дружок, собери друзей в кружок!
Итог
Вот и закончилось наше занятие. Скажите ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? А какие зимние явления природы вам запомнились? Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего?