Евстифеева Юлия Анатольевна
преподаватель
ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия по теме «Игра-Викторина, посвященная 380-летию со дня рождения Исаака Ньютона». Данная разработка содержит межпредметные связи по дисциплинам: физика, астрономия.
Внеклассное мероприятие способствует повышению интереса к изучению физики, систематизации и обобщению знаний по предмету. Данное мероприятие проводится для того, чтобы продемонстрировать масштабность открытий, сделанных И. Ньютоном и важность его законов для всего человечества.
Для подготовки к мероприятию, обучающиеся делятся на 3 группы, каждая группа придумывает себе название. Преподаватель дает домашнее задание обучающимся-изучить биографию и жизнь И. Ньютона.
Методическая разработка включает: план, ход мероприятия, конспект занятия. На мероприятии используются мультимедийные презентации, оборудование для проведения демонстрационного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………..
Введение……………………………………………………………………………….
Основная часть……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………… …….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………….
Введение
Данное мероприятие посвящено 380-летию со дня рождения Исаака Ньютона. Мероприятие проводится для обучающихся первого курса. При выборе данной темы, я как преподаватель физики в первую очередь опиралась на значимость открытий Исаака Ньютона для всего человечества Именно благодаря ему был открыт очень важный закон-закон Всемирного тяготения. Этот закон позволил по-другому посмотреть на движение планет и их спутников. Впоследствии Ньютон сумел рассчитать скорость космических тел и их траекторию движения. Важность открытий сделанных И. Ньютоном до сих пор понимают, помнят и ценят многие поколения. Физика своего рода не имеет национальностей и границ познаний, она помогает ответить на многие вопросы мироздания. Поэтому мы должны понимать ценность открытий, сделанных Ньютоном.
Данное мероприятие позволит другими глазами посмотреть и оценить вклад Исаак Ньютона в развитие знаний о мире всего человечества.
Специальность 15.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства
Курс: 1
Группа: 464
Тема мероприятия: «Экспансия человечества»
Продолжительность: 30-35 минут
Формируемые компетенции:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Формируемые результаты воспитания:
ЛР 13. Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации.
ЛР 14. Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм.
Форма проведения: внеклассное мероприятие.
Методы обучения:
– проблемно-поисковый метод
Цель:
-обобщить полученные данные при изучении законов И. Ньютона;
– повысить интерес к изучению предмета физики.
Задачи:
Личностные:
формировать умения выявлять причинно-следственные связи, находить главное и существенное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения; развивать познавательных процессов обучающихся
развивать интересы, способности личности.
Предметные:
повышение мотивации обучающихся к изучению физики;
закрепление знаний о законах Ньютона;
применение знаний к решению задач различного типа;
расширение границ знаний о ученом физике И. Ньютоне и его вкладе в развитие представлений об окружающем мире;
Метапредметные:
развивать способность использовать ранее полученные знания для изучения нового материала;
формировать умения слушать;
развивать умения делать обобщающие выводы.
Межпредметные связи.
Физика;
Астрономия;
Методическое обеспечение:
План-конспект мероприятия;
Презентация – слайды для проведения игры;
Оборудование для проведения эксперимента.
Материально-техническое оснащение: интерактивное оборудование, компьютер.
Наглядно-дидактическое оснащение: презентация, демонстрация опыта.
Место проведения: ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум»
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Преподаватель 1. Здравствуйте дорогие участники мероприятия и уважаемые гости.
2. Основная часть мероприятия.
Преподаватель озвучивает название и цели мероприятия. Предлагает разделиться обучающимся на три группы и придумать название своим группам.
Преподаватель объясняет правила и ход игры. Представляет членов жюри.
Правила игры
Класс разбивается на команды по 5-7 человек (можно по рядам). «Первая» команда выбирает категорию и «стоимость» вопроса . Если команда правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает выбранное количество баллов. Если ответ неверный, на этот вопрос может ответить другая команда (кто первый поднял руку) и заработать себе баллы. В любом случае ход переходит «Второй» команде и т.д. по порядку. В конце игры команды подсчитывают баллы, и определяется победитель.
Вопросы категории «Биография».
10- Когда родился Исаак Ньютон?
20- В честь кого новорожденному Ньютону дали имя «Исаак»?
30- В Тринити-Колледже в 1661 году И.Ньютон был зачислен в разряд «сабсайзеров». Кто это?
40- Что явилось причиной возвращения И. Ньютона в 1666 году в деревню Вулсторп?
50- Перечислите в каких научных областях И. Ньютон сделал открытия? Приведите примеры.
60- Ньютон скончался, в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Какими словами заканчивается надпись на памятнике над его могилой?
Вопросы категории «Открытия и изобретения».
10- В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы?
20- От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?
30- Какой закон Ньютона называется «законом инерции»?
40- Какой оптический прибор изобрел И. Ньютон?
50- «Если кто-то нажимает пальцем на камень, то и палец также нажимается камнем».
Этим примером И. Ньютон подтверждает…
60- И. Ньютон усовершенствовал модель нового типа телескопа-рефлектора, открыл явление дисперсии…
В какой области физики работал Ньютон впервые годы своей профессорской деятельности?
Вопросы категории «Афоризмы и цитаты Исаака Ньютона».
10- Я это изучал – ….
20- Действию всегда есть равное и …
30- При изучении наук примеры полезнее …
40- Природа проста и не роскошествует излишними…
50- Объяснить всю природу – слишком трудная задача для любого одного человека и даже для любой одной эпохи. Намного лучше делать это понемногу, но уверенно, оставляя остальное другим, которые придут после вас, чем объяснить всё сразу на основе предположений, ни в чем…
Вопросы категории «Занимательные задачи».
10- Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
20- Как движется тело, если него действуют другие тела?
30- Возьмите раствор для мыльных пузырей и выдуйте мыльный пузырь. Опишите то что вы видите.
Как Исаак Ньютон обьяснил это явление?
40-
50- Автомобиль массой 2 тонны увеличил скорость с 10 м/с до 16 м/с в течение 5
минут. Определите силу, сообщающую ускорение.
Ответы.
Категория «Биография».
10- 4 января 1643 г. по григорианскому календарю.
20- В честь библейского персонажа.
30-Так назывались неимущие студенты, которые обязаны были прислуживать членам колледжа.
40- Эпидемия чумы.
50- Астрономия, физика, математика.
60- “Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода”.
Категория «Открытия и изобретения».
10-1687 г. “Математические начала натуральной философии”
20- В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
30- Первый закон Ньютона.
40-Телескоп-рефлектор.
50- Третий закон Ньютона.
60-Оптика.
Категория «Афоризмы и цитаты Исаака Ньютона».
10- …а вы нет.
20-… противоположное противодействие.
30- …полезнее правил.
40-…причинами.
50-… не удостоверившись.
Категория «Занимательные задачи».
10- Третий закон Ньютона: Действие равно противодействию”. Яблоко падает на землю потому, чтоб его притягивает Земной шар. Ho, точно c такой же силой и яблоко притягивает к себе нашу планету! Строго говоря, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различена для яблока и для Земли.
20-Равномерно и прямолинейно (первый закон Ньютона).
30-Мыльный пузырь окрасится в цвета радуги. Исаак Ньютон объяснил это явление, тем, что белый дневной свет состоит из семи радужных цветов. Впоследствии это явление получило название «Дисперсия».
40- Ньютон.
50-40 Н(Ньютонов).
Жюри следит за ходом игры и ведет подсчет очков, заработанной каждой командой.
Заключение.
Данная методическая разработка позволяет обучающимся расширить и обобщить знания об окружающем мире и взглянуть на изучение предмета физики как на интересную и необходимую потребность каждого студента.
Данное мероприятие можно рекомендовать как обобщающее занятие по разделу физики «Механика», где на примере достижений Исаака Ньютона рассматривают влияние знаний о законах природы на развитие технологий и методов изучения мира.
Список литературы
1.Ньютон и философские проблемы физики XX века. – М.: Наука, 1991. – 205 с.
2.Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 19626.
3.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и спец. технического профиля: учебник для учреждений СПО. – М.: Академия, 2016. – 448с.
4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и спец. технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для студ.учрежд.СПО. – М.: Академия, 2016
5. Дмитриева В.Ф., Коржуев А.В., Муртазина О.В Физика для профессий и спец. технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособие СПО. – М.: Академия, 2016
Приложение
Название команд |
Категория «Биография» |
Категория «Открытия и изобретения» |
Категория «Афоризмы и цитата И.Ньютона» |
Категория «Занимательные задачи» |
Итог |
1 команда |
|||||
2 команда |
|||||
3 команда |