Трофименко Полина Сергеевна
Копылова Светлана Анваровна
учитель-логопед
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка» ЗМР РТ»
г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Аннотация. В статье раскрыто определение термина «детское самоуправление». Приведены примеры использования данного вида деятельности в коррекционно-педагогическом процессе. Представлен опыт применения детского самоуправления в группах детского сада с детьми с общим недоразвитием речи. Обозначены результаты применения детского самоуправления.
Ключевые слова: детское самоуправление, самостоятельность, активность, нейрогимнастика, ритм, слова.
Детское самоуправление- это форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решений, в деятельности. Данная форма работы преследует следующие цели: обеспечивает включение детей в значимые дела, проблемы образовательной организации, формирует социальную активность детей, способствует развитию лидерства, освоению детьми новых социальных ролей. Мы попробовали использовать детское самоуправление в условиях дошкольного учреждения. Апробация прошла успешно. Этому способствовала организация деятельности: разделение группы на две подгруппы- сильную и слабую. Сильная группа взяла на себя роль преподавателей. С ними проводилась предварительная работа, было определено содержание предстоящей работы, разрабатывалась стратегия проведения предстоящей деятельности. Сильная группа блестяще справилась со своей ролью наставников. В результате деятельности значительно возрос интерес к образовательной деятельности у обеих групп. Дети слабой группы были активны за счёт воздействия на них детского личного примера.
Технологическая карта НОД
«Путешествие в прошлое детского сада»
Цель: – способствовать формированию правильного произношения у детей второго года обучения через нейрогимнастику.
Задачи: – упражнять детей в количественном счёте, в согласовании слов в числе и падеже;
-упражнять детей в чтении слов простой слоговой структуры;
-упражнять в построении простого предложения, изменяя слова в роде, числе и падеже;
-развивать ритмический слух, внимание, быстроту реакции, память;
-воспитывать интерес к познанию, к труду;
-формировать у воспитанников чувства коллективизма, желания помочь, научить тому, что можешь сам.
Педагог: – Ребята, а вы знаете какой сейчас век? Правильно, 21-ый. Начало 21- го века. Мы живём в необычном мире. Мире высоких технологий. Сейчас и взрослые, и дети знают и умеют очень много! А вы хотели бы отправиться в прошлое на много лет назад, в такой же детский сад, как у нас, где находятся такие же дети как вы. Они тоже учатся, знают очень много. Но вы- умеете больше, так как живёте в 21 веке! Сегодня у вас есть возможность научить детей из прошлого, из начала 20 века тому, что вы умеете! Хотите попробовать? Тогда вперёд! У меня есть волшебная палочка. Я взмахну ей : раз-два-три, ты нас на сотню лет назад верни!
-Вот мы с вами уже в 20 веке! Проходите смелее. Видите, куда мы попали? Давайте поздороваемся с ребятами. Похоже, у них идёт занятие…
Семён: – Здравствуйте, мы дети из 21- го века! Мы рады вас приветствовать и хотели бы сегодня позаниматься вместе с вами. Вы согласны? Тогда мы присоединяемся к вам! Скажите, а вы тоже каждое утро начинаете с гимнастики? И мы! Но мы обычно делаем упражнения вместе с нашим язычком, для того, чтобы уметь красиво говорить. Повторяйте за мной! (Все дети встают) .(Музыкальная гимнастика «Эй, лежебоки»
(Движения руками, ногами, шеей выполняются совместно с движениями языка)
-Молодцы! Я вижу, вы заинтересовались необычным изображением на вашей доске. Это работает проектор. А картинки появляются на слайдах через компьютер. А следующее задание- на внимание! На слайде будут появляться картинки, а потом исчезать. Постарайтесь их запомнить, а после моей команды «Вперёд», зарисовать их схематично на листочках, которые лежат перед вами. Смотрите!
– Молодцы какие! Как много картинок запомнили, как красиво нарисовали!
Алина: – Скажите, ребята, а что вы делаете на занятиях? (Читаем и считаем).
И мы тоже! Давайте почитаем вместе! А чтобы было интереснее, я привезла с собой из будущего лазерную указку. Покажите, какая указка у вас? А у нас есть вот такие, ими можно показывать на расстоянии.
(Девочка показывает поочерёдно на буквы на слайдах, получаются слова: дом, сад, садик, окно, доска)
– Молодцы, как здорово вы читаете!
Амир:- А я хочу с вами посчитать! Посмотрите, какие интересные значки показывает наш проектор. Это смайлики, их мы используем, когда пишем электронные письма. Послушайте внимательно звуки, посчитайте сколько раз повторялся звук и столько же раз повторите движение смайлика.
(смайлики: ладошка машет; хлопаем в ладоши; показываем лайк; показываем сердечко)
(звуки: кукование кукушки, лай собаки, карканье вороны, вой волка)
-Молодцы, как хорошо вы считаете!
Матвей:- А я хочу с вами потанцевать. Вы знаете, что такое ритм? Вам воспитатели рисуют ритмические рисунки палочками на бумаге и доске. А я привёз для вас видео с ритмопесенкой.
-Молодцы, какие вы весёлые!
Миша: – Ребята, скажите, а что вы делаете с этим предметом? (Показывает карандаш). А мы умеем с карандашами делать разные упражнения. Я хочу показать вам самые интересные! Возьмите один карандаш и повторяйте за мной. Упражнение «Ворота» (держат карандаш горизонтально между двух указательных пальцев). Теперь возьмите ещё один карандаш. Упражнение «Привет» ( соединяют кончики двух карандашей, держа их горизонтально). Следующее упражнение «Точилка» . Возьмите карандаши в кулаки, нажимайте на них большим пальцем. «Дятел». Стучим по карандашам большими пальцами, теперь указательными, теперь средними. Следующее упражнение «Насос». Сжимайте карандаши ритмично в кулаках. Упражнение «Бабочка» (зажимают карандаши между большими и указательными пальцами и быстро-быстро вращают).
-Молодцы, какие вы ловкие!
Даша: – Пальчики размяли, а теперь я предлагаю вам нейроупражнения. Они нужны для правильной работы головного мозга. Игра «Наоборот».
Кулачок нужно будет поменять на ребро. Ребро на кулачок. Ладошку – перевернуть. Смотрите внимательно! (Игра на слайдах: два кулачка; кулачок и ребро; две ладошки; одна ладошка лицевой стороной, другая- тыльной).
-Молодцы, какие вы умные и внимательные!
Богдан: – Мы в 21 -м веке очень любим играть ещё в одну забавную игру «Перевёртыши»! Послушайте предложение и поменяйте слова местами, так, чтобы получилось правильно.
- Папа купил новую дочку для планшета.
-Ребята, планшет- это умное устройство, которое показывает много информации.
- У рюкзака красивый мальчик.
- Лего весело играет в детей.
- Утром садик шагает в малышей.
- Ручке дали удобного ученика.
– Молодцы, какие вы грамотные!
Милана: – Ребята, я уверена, что вы очень любите загадки. А мы, в 21-м веке научились отгадывать загадки по специальным схемам. Хотите, я вас научу?
(на экране появляются мнемотаблицы, девочка задаёт вопросы по каждой из картинок, например «что это?, кто?», постепенно из слов получается загадка. В итоге дети разгадывают все загадки).
- Сидит девица в темнице, а коса на улице.
- На полянке, вдоль дорожки рассыпаны горошки,
Кто мимо пройдёт, тот в рот кладёт.
- Зелёная, но не трава, белая, но не снег, кудрявая, но не девушка.
- Она фиолетового цвета, овальная, маленькая,
Кисло-сладкая, на дереве растёт, сырой едят и варят с ней компот.
- Вперевалку он идёт, по малину и по мёд,
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень, лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
– Молодцы, какие вы догадливые!
Педагог: – Ребята, обратите внимание на экран. Какая замечательная полянка на ней появилась! А на цветочках задания, которые вы сегодня выполняли. На столах у вас лежат бабочки. Посадите свою бабочку на тот цветок, на котором задание, которое вам понравилось больше всех! А сейчас подойдите ко мне. Вы такие замечательные, так отлично справились со своими ролями: и преподаватели, и дети!
-А сейчас нам пора назад, в свой садик. Возьму волшебную палочку. Я взмахну ей- раз, два-три, в детский садик нас верни!
– Посмотрите, а бабочки прилетели вместе с нами! (На экране изображение детского сада с бабочками)
Список литературы
1. Поташко И.А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников.//Дошкольная педагогика. М., 2006.- № 7.-46 с.
2. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах .-М., Владос, 2002.-169 с.
3. Инфоурок.ру. «Самоуправление как форма организации детского коллектива». [Электронный ресурс ]-Режим доступа.-URL: https://infourok.ru/samoupravlenie-kak-forma-organizacii-detskogo-kollektiva-3111894.html?ysclid=lpmwy11t3s255647217
QR-код 1. Презентация в Power Point
Фото 1. Сюрпризный момент «отправляемся в прошлое»!