Альфра Раисовна Хамидуллина
Салахиева Алия Анасовна
воспитатель
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Росток»
РТ Пестречинский район с.Новое Шигалеево ЖК Царево
Салахиева Алия Анасовна
Старший воспитатель
Хамидуллина АльфираРаисовна
Воспитатель
Дидактическое пособие мобильное и легкое в использовании. Многофункциональность пособия заключается в том, что го можно использовать в различных детской деятельности и в зависимости от поставленных задач могут использоваться в разных возрастных группах.
Нейрокуб – это прекрасная развивающая игра. В нем собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению с взрослыми и сверстниками.
Кубик яркий, красочный, что привлекает внимание детей, вызывает желание познакомится с ним, выполнить то или иное игровое действие.
Инновация. Данное дидактическое пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, обучающий, инструмент с интересными элементами, соответствующей требованиям ФГОС ДО и построено по принципам инклюзивного образования. Пособие обеспечивает возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых, содержательно, насыщенно, трансформируемо, полифукнционально, вариативно, эстетически – привлекательно, доступно и безопасно, используется в различных видах деятельности по всем образовательным областям.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, надо понимать себя осознавать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно, когда освоена родная культура, когда понят и осмысленно прошлое – далекое и близкое.
В настоящее время актуальным является проблема сохранения особенностей культурных традиций и языка представителей, разных в условиях многонационального государства.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, внесли значительные коррективы в ДОУ.
Система образования в соответствии ФОП ДО переориентирована на возрождение и удовлетворения национально – культурных запросов общества, то есть включение в образовательный процесс этнорегиональное составляющее (ЭРС).
ЭРС (родная природа, культурное наследие – памятники архитектуры, искусство, язык, обряды, фольклор, народные игры итд.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая свою полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально – эстетическом плане.
Цель: создание условий для развития познавательных интересов и способностей на основе практических действий, а также для интеллектуального и психомоторного развития деятельности.
Задачи:
Обучающие: формировать правильное взаимодействие рук и ног, научить последовательно выполнять действия, разбивая на ряд задач.
Развивающие: развивать пространственное воображение детей, совершенствовать предметно – пространственные действия, развивать все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, глазомер и координацию движений пальцев рук, мелкую моторику рук), развивать самостоятельность и инициативу.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Описание нейрокуба:
*** Внешняя сторона состоит из 4-х карманов:
– «Нейротаблица»
– «Цветные стрелочки»
– «Умные дорожки»
– «Зашумленные картинки»
*** Крышка оформлена в виде кругов Луллия – «Найди тень орнамента»
*** Внутренняя сторона:
– «Тримино»
– «Продолжи цепочку»
– «Пальчиковый твистер»
– «Пальцеходы»
*** Дно коробки – «Паутинка»
Внешняя сторона кубика:
Карман «Нейротаблица»
“НЕЙРОТАБЛИЦА” яки “БЕРВАКЫТТА КҮРСӘТ”
Цель: развитие концентрации внимание, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей, оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом, воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству, продолжать знакомить детей с женскими и мужскими костюмами и узорами разных народов. Оборудование: набор карточек для левой и правой руки с изображением татарского орнамента, куклы и матрешки в национальных одеждах итд. Ход игры: Ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально. Можно усложнять игру взрослым под диктовку называть картинки или отдельно их показывать. |
Максат: игътибарны, тырышлыкны үстерү, уң һәм сул як баш мие эшчәнлеген арттыру, баш мие эшләнешен тулаем үстерү, татар халык орнамент сәнгатенә кызыксыну тәрбияләү, балаларны төрле халыкларның хатын-кыз һәм ир-ат костюмнары һәм үрнәкләре белән таныштыруны дәвам итү. Җиһазлау: уң һәм сул кулга татар орнаменты төшкән карточкалар, мили киемнәрдә курчаклар һәм матрешкалар. Уен барышы: Балага бервакытта ике кул белән бер үк предметларны табырга әйтү. Әлеге уенны группа белән, командаларга бүлешеп яки индивидуаль рәвештә уйнарга мөмкин. Өлкәннәр уенны катлауландыру өчен диктант итеп рәсемнәрне атый яки күрсәтергә мөмкин. |
Карман «Цветные стрелочки»
“УНГА – СУЛГА, АСКА – ӨСКӘ. ТӨСЛЕ УКЛАР” УЕНЫ
Цель: развитие ориентировке в пространстве и пространственное мышление, зрительное восприятие, продолжать знакомить детей с татарским орнаментом (тюльпан, колокольчик итд.). Оборудование: планшет с четырьмя стрелочками (они вращаются), комплекты с образцами, где нарисованы орнаменты. Ход игры: Нужно повернуть стрелочки, как в образце. Располагать образец и планшет можно горизонтально и вертикально. Для лучшегоэффекта можно задать вопросы: – Куда смотрит зеленый орнамент в образце? – Куда направлен желтый орнамент? – В какую сторону вращаешь стрелку по часовой стрелке или против? Можно предложить ребенку озвучить конечное положение стрелок, читать вслух образец. Карточки – образцы можно не показывать ребенку и давать устную инструкцию – получится графический диктант. Потом ребенок сам сверится с образцом. |
Максат: әйләнә-тирәдә ориентлашуны, фикерләүне, күзаллауны үстерү, балаларны татар орнаменты белән таныштыруны дәвам итәргә (ләлә, кыңгырау һ.б.). Җиһазлау: әйләнә торган 4 угы булган планшет, орнаментлар рәсеме төшерелгән җыентык. Уен барышы: Үрнәктәгечә укларны әйләндерәсе. Үрнәкне һәм планшетны горизонталь яки вертикаль куерга мөмкин. Яхшырак эффект өчен сораулар бирергә мөмкин. Мәсәлән: -Үрнәктәге яшел орнамент кайсы якка карый? – Сары орнамент кая юнәлтелгән? -Кайсы юнәлештә укны әйләндерәсең: сәгать уңаена яки каршы якка? Балага укларның соңгы позициясен әйтергә, үрнәкне кычкырып укырга тәкъдим итәргә мөмкин. Үрнәк карточкаларны балага күрсәтмичә, телдән генә кагыйдәсен әйтеп график диктант ясарга була. Ахырдан бала үзе үрнәк белән чагыштырып карый. |
Планшет с четырмя стрелками, Карточки – образцы
которую надо сделать. Стрелки
прикрепляются так, чтобы
вращались.
Карман «Умные дорожки»
“АКЫЛЛЫ ЮЛЛАР”
Цель: развитие межполушарных связей, развитие координации движений, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики рук, мышление, внимание. Оборудование: карточки с изображением дорожек разного уровня. Ход игры: Педагог раскладывает перед ребенком карточки и предлагает выбрать одну из карточек. Необходимо пройти по дорожке одновременно двумя руками. |
Максат: ярымшарлар арасындагы элемтәләрне, хәрәкәт координациясен үстерү, күз һәм куллар эшчәнлеген синхронлаштыру, кулның вак моторикасын, игътибарны үстерү. Җиһазлау: төрле катлаулылыктагы дәрәҗәдәге юллар сурәтләнгән карточкалар. Уен барышы: Педагог бала каршына карточкаларны тезә һәм берне сайлап алырга тәкъдим итә. Юллар сурәтләнгән карточкадан балага ике кул белән берьюлы йөртергә кирәк. |
Карман «Зашумленные картинки»
«КОНТУРЛЫ СҮРӘТЛӘР”
Цель: узнавание предметов по их контурами среди нескольких наложенных изображений, развиваем зрительное восприятие,память, внимание, усидчивость, продолжать знакомить детей с искусством и орнаментами татарского народа, раскрыть значение орнаментов. Оборудование: карточки с зашумленными картинками. Ход игры: Зашумленные картинки представлены собой контуры наложенных друг на друга предметов, в нашем случае орнаменты.Изображений можно «опознавать», пересчитать, обводить пальцем или фломастером. Рассмотри картинку, а потом назови,что здесь нарисовано. Когда предмет ребенком узнан, предложить: обвести его пальчиком. Варианты игры: – найти контур орнамента посреди других орнаментов; – обвести, заштриховать, раскрасить светлыми тонами красок или фломастерами (чтобы было видно контур); – закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой или солью; – сосчитать все орнаменты и записатьих вквадратах. |
Максат: предметларны аларның контурлары буенча берничә өстәлгән сурәт арасында танып белү, күреп кабул итү, хәтерне, игътибарны, тырышлыкны үстерү,балаларны татар халкының сәнгате һәм орнаментлары белән таныштыруны, орнаментларның әһәмиятен ачуны дәвам итү. Җиһазлау: орнаментларның контурлары ясалган карточкалар. Уен барышы: Рәсемнәр бер – берсенә куелган әйберләрнең контурларыннан тора, безнең очракта орнаментлар. Рәсемне карарга, аннары нәрсә ясалганын эйтергә яисә рәсемен табарга. Бала бу эйберне таныгач, бармак белән йөртергә тәкъдим итәргә була. |
Игровое поле Карточки – образцы
Внутренняя сторона кубика:
Карман «Тримино»
ТРИМИНО»
Цель: совершенствование знаний о татарских орнаментах, развитие зрительной памяти, внимания, мелкой моторики рук, продолжать знакомить с татарским орнаментом, а также с национальными костюмами народов, проживающих на территории нашей республики. Оборудование: в комплект входят треугольные карточки и игровое поле, куда игроки собирают свои треугольные карточки. Ход игры: Тримино – это игра, в которой каждому придётся поломать голову! Тримино — головоломательные треугольники. Тримино – треугольное домино – увлекательная, азартная, многовариантная игра. Принцип тримино-головоломки основан на правилах домино — треугольники нужно объединять так, чтобы рядом оказались одинаковые картинки. Игроки берут из «банка» 5 карточек. Ведущий кладет на стол любую карточку. Первый игрок должен подобрать подходящую у себя карточку. Если таковой не оказалось, то игрок берет из «банка». Далее ход переходит следующему игроку. Побеждает игрок, первый избавившийся от своих карточек. |
Максат: татар орнаментлары буенча белемнәрне камилләштерү, күреп исә калдыруны, хәтерне,игътибарны, вак моториканы үстерү, татар орнаменты, шулай ук республикабыз территориясендә яшәүче халыкларның милли костюмнары белән таныштыруны дәвам итү. Җиһазлау: өчпочмаклы карточкалар җыелмасы, һәм шуларны җыеп бару өчен уен кыры. Уен барышы: “Тримино”- уйландыра һәм башны эшләтә торган уен! Тримино-өчпочмаклы домино-мавыктыргыч, азартлы, күпвариантлы уен. Тримино-башваткыч уенының принцибы домино уеныныкы сыман. Өчпочмакларны рәттән бер төрле рәсемнәр туры килә торган итеп тезәсе. Уенчылар “банктан” 5 карточка алалар. Уенның алып баручысы өстәлгә теләсә нинди карточканы куя. Беренче уенчы үзендә туры килә торган карточканы сайлап куя. Әгәр туры килә торган булмаса “банк”тан икенчене ала. Йөреш шул рәвешле икенче уенчыга күчә. Кайсы уенчының карточкалары беренче бетә, шул җиңүче була. |
Выпускается в 2 экземпляра (один остается как Игровое поле, где собираются
образец, один вырезается) треугольное домино
Карман «Продолжи цепочку»
“ЧЫЛБЫРНЫ ДӘВАМ ИТ!”
Цель:развитие логического мышления, внимания, памяти и находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, закрепить особенности татарских орнаментов. Оборудование: карточки – игровое поле, отдельные карточки с картинками (для продолжения цепочки). Ход игры: Ребенку даются карточки с разными татарскими орнаментами. Ребенок должен продолжить цепочку, чередуя татарский орнамент. |
Максат: логик фикерләүне, игътибарны, хәтерне үстерү, рәттәге закончалыкларны табу һәм рәтне дәвам итү,татар орнаментларының үзенчәлекләрен ныгыту. Җиһазлау: уен кыры карточкалары, сурәт белән аерым карточкалар чылбырны дәвам итәр өчен. Уен барышы: Балага татар орнаментлары төшкән карточкалар бирелә. Бала татар орнаментларын кулланып чылбырны дәвам итәргә тиеш. |
Игровые поля
Вырезаемый материал, для заполнения цепочек
Карман «Пальчиковый твистер»
“БАРМАКЛЫ ТВИСТЕР”
Цель: развитие координации движений пальцев рук, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействия, внимания, закрепление цветов и их оттенков, ориентировка в пространстве: лево – право, вверх – вниз, продолжение знакомства детей с искусством татарского народа, с татарским орнаментом. Пальчиковый твистер – это многофункциональная игра, которую можно построить под разные возраста. Оборудование: карточки 2 шт., круглые и карточки с образцом. Ход игры: Ребенок получает 2 круглые карточки, где расположится левые и правые руки, а также карточку образец. По образцу ребенок будет поднимать правую и левую руки одновременно по порядку рисунка на карточке с образцами. |
Максат: кул бармаклары координациясе хәрәкәтен, вак моториканы, игътибарны үстерү, төсләрне һәм аларның төсмерләрен кабатлау, тирә-якта ориентлашу, сул-уң, өскә-аска кабатлау,балаларның татар халкы сәнгате, татар орнаменты белән танышуын дәвам итү. Бармаклы твистер күп функцияле уен, төрле яшьтәге балаларга яраклаштырырга була,балаларны татар халкы сәнгате, татар орнаментлары белән танышуын дәвам итү. Җиһазлау: түгәрәк һәм үрнәкле карточкалар. Уен барышы: Балага уң һәм сул кул өчен 2 түгәрәк һәм үрнәк карточка бирелә. Үрнәктә күрсәтелгән тәртип буенча бала уң һәм сул кулын берьюлы күтәрә. |
Игровые карточки
Карточки – образцы
Карман «Пальцеходы»
“БАРМАК ЙӨРТҮ” яки “КАБАТЛАП КАРА” УЕНЫ
Цель: развитие внимания, пространственных представлений, развитие межполушарных взаимосвязей, развитие координации движений, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики рук, воспитывать интерес к орнаментальному искусству народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Оборудование: карточки «пальцеходы» с орнаментами народов проживающих на территории Республики Татарстан. Ход игры: Ребенку предлагают пройти по дорожкам одновременно правой и левой руками, сначала снизу вверх, а затем сверху вниз. |
Максат: игътибарны үстерү, киңлекне күзаллау, баш миенең ярымшарлар арасындагы бәйләнешләрне үстерү, хәрәкәт координациясен үстерү, күз һәм куллар эшчәнлеген синхронизацияләү, кулларның вак моторикасын үстерү, Татарстан Республикасы территориясендәяшәүчехалыкларның орнаменталь сәнгатенә кызыксыну тәрбияләү. Җиһазлау: Татарстан Республикасында яшәүче халыкларның милли орнаментлары төшкән “бармакйөртү” карточкалары. Уен барышы: Балага берьюлы уң һәм сул кул бармаклары белән карточкадагы юллар буенча астан өскә йөрергә, ә аннан соң өстән аска йөрергә тәкъдим ителә. |
Крышка кругиЛуллия – «Найди тень орнамента»
Дно коробки – «Паутинка»
“ПӘРӘВЕЗ”
Цель: развитие концентрации внимание, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, формирование представление детей о орнаментах татарского народа. Оборудование: 2 шт. игрового поля в виде паутинки, карточка образец. Ход игры: Ребенок получает игровое поле в виде паутинки и карточку образец. По карточке образца ребенок соединяет татарские орнаменты между собой. Ребенок работает сначала одной рукой, потом можно предложить обеими руками одновременно. |
Максат: игътибар, тырышлыкны үстерү, сул һәм уң як баш мие эшчәнлеген синхронлаштыру,балаларның татар халкы орнаментлары турындакүзаллауларын формалаштыру. Җиһазлау: 2 штук пәрәвез кыяфәтендә уен кыры, үрнәк картасы. Уен барышы: Бала пәрәвез кыяфәтендә уен кырын һәм үрнәк карточка ала. Үрнәк карточкадагы сурәт буенча татар орнаментларын тоташтыра. Бала иң элек бер кул белән уйный, аннан соң ике кул белән уйнарга тәкъдим итәргә була. |
Игровое поле, выпускается 2 шт. Карточка- образец
Игровое поле, выпускается 2 шт. Карточка- образец
Данное пособие – решение актуального вопроса. Для этого созданы условия для разностороннего развития дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дошкольном учреждении. Практика показала, что использование игр и нейропсихологических приемов, описанных в данной разработке, благоприятно сказалось на развитии умственных способностей дошкольников. В результате организации интегрированных видов деятельности, у детей дошкольного возраста развились и были скорректированы многие психоэмоциональные процессы.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают мозговую активность, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшают умственную деятельность, улучшают память и внимание, облегчает процесс чтения и письма. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений и игр для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения. В результате чего, новое учение становиться более естественным и лучше запоминаем. Помимо этого упражнения для мозга способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Используя различные материалы, связанные с этнорегиональным составляющим наши игры и разного рода упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что они дают заряд положительных эмоций, развивают детей разносторонними личностями.