Гарипова Фания Гильмутдиновна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида» г. Казани
Вид: настольная игра для развития мелкой моторики рук в развитии речи детей с ОВЗ и с элементами речевого общения
Цель: способствовать формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
– учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать логическое мышление и связную речь детей;
– упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;
– развивать навыки словообразования.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
Возраст детей: старший дошкольный возраст, 5-7 лет.
Перечень комплекта дидактической игры
Оборудование:
- Планшет из фанеры с вкручивающимися крышками от пластиковых бутылок, внутри крышек наклеены предметные картинки.
- Планшет с крышками с изображением животных и продукты питания, цветные эластичные резинки (для соединения).
Описание дидактической игры:
«Забавные паутинки» – (универсальная игра). Примерные инструкции: «Кто что ест?», «Поймай первый звук», «Соедини по смыслу» и т.д.
Актуальность.
Обучение и развитие детей с нарушениями речи на сегодняшний день является одной из важнейших проблем в дошкольной педагогике.
Проблема речевого развития стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. начиная со среднего дошкольного возраста, в ДОУ ведется работа по формированию грамматической стороны речи, связной речи, звукопроизношения.
Несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность и возникающие проблемы в развитии, неизменной тягой детей остается игра. Ведь именно « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как говорил В.А. Сухомлинский.
Данная дидактическая игра позволяет активизировать образовательную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические и словесные игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить этикету, культуре поведения и т.д.
Данная дидактическая игра – это синтез дидактической и словесной игры, но в отличие от дидактической игры, охватывает многообразие различных творческих игр или заданий, а в отличие от словесно-речевой игры – имеет наглядность. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», гласит китайская притча. Поэтому данная дидактическая игра «Веселое путешествие» является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляций с этими образами, развитие мелкой моторики.
Систематической применение речевых игр позволяет детям устанавливать разнообразие связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями, сказывается в заметном изменении структуры детской речи.
Этапы создания дидактической игры
Процесс создания данного пособия включает несколько этапов:
- Заседание творческой группы педагогов ДОУ, решение следующих вопросов:
- Постановка дидактической задачи (в зависимости от выбора игры, которая реализуется через игровую задачу);
- Игровая задача определяет игровые действия, которые становятся задачей самого ребенка;
- Учет вариативности заданий, дифференциация заданий
- Результат, т.е. решение поставленной задачи.
- Поощрение
- Просматривание, выбор материала, работа с Интернет-ресурсами педагогов.
- Подбор картинок и крышек.
- Создание игровых полей.
- Изготовление картинок – схем с ламинацией.
- Организация работы с родителями по подбору крышек, контейнера для крышек и оформления игры.
Правила работы по дидактической игре:
- Рассмотрите с ребенком тематический файл (лист)
- Внимательно изучите предложенное творческое задание
- Дайте правильное объяснение ребенку по выполнению заданий
- Предложите ребенку самостоятельно решить смоделированную проблемную ситуацию
- В ходе работы учитывайте индивидуальные особенности ребенка
Основные достоинства дидактической игры «Забавные паутинки» с учетом требований ФГОС ДО:
- Доступность;
- Мобильность;
- Многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);
- Возможность замены учебного материала;
- Использование в качестве образовательной и игровой мотивации.
Трансляция педагогического опыта: обмен опытом, презентация, тиражирование, мастер-класс
Категория: педагоги ДОУ, студенты ГАПОУ СПО «Казанский педагогический колледж».