Габдрахманова Рузалия Габдулахатовна
преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №7 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ
г. Лениногорск
Класс: 8
Тема урока: Опасное электричество. Оказание первой помощи при электротравмах.
Тип урока: ОНЗ
Форма урока: урок тренинг с элементами мини-проекта.
Цель: формировать умения и навыки безопасного действия в быту, оказанию помощи при неотложных ситуациях.
Задачи:
Образовательная:
- дать учащимся представление об опасности неосторожного обращения с электрическим током
- научить учащихся оказывать первую помощь при электротравмах.
Развивающая:
- развивать догадку, память, внимание, образное мышление;
- развивать коммуникативные навыки, уметь работать в сотрудничестве;
- развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия.
Планируемый результат:
Знать и уметь применять правила электробезопасности, уметь оказывать помощь при поражении электрическим током.
Оборудование:
- компьютер,
- компьютерная презентация с материалом урока,
- наглядно – демонстрационный материал,
- раздаточный материал,
- доска,
- Манекен (робот-тренажёр), имитирующий отсутствие сознания, остановку кровообращения и дыхания
Ход урока:
- Орг. момент.
– Доброе утро, ребята! Пусть это утро будет добрым, радостным, поможет раскрыть ваши таланты и способности.
Обратите внимание на раскрытый тревожный комплект, который лежит на ваших столах. В народе его называют тревожный чемодан. Так называют комплект вещей, заблаговременно подготовленный для использования в экстренных случаях. Наполнение его зависит от предполагаемой ситуации. Чем сегодня будет заполнен наш тревожный комплект, мы увидим в конце урока.
2. Начнем урок. Обсудите вопрос: «Всегда ли электричество – благо?»
Возможные ответы: электричество обеспечивает нас светом, теплом, приводит в движение бытовые электроприборы. Но также электроэнергия может стать причиной пожара при коротком замыкании.
3. Внимание на экран. Рисунок. (Мальчик втыкает вилку в розетку). Вопрос: что произойдет с мальчиком? (Он получит удар током). Вопрос: что с ним произойдет, если не оказать помощь? (смерть человека) Вопрос: есть необходимость научиться оказывать такую помощь? (есть)
Определите тему урока
(Опасное электричество. Оказание первой помощи при электротравмах)
Цель нашего урока. Чему должны научиться?
(правилам безопасности при пользовании электричеством, оказания помощи при поражении электрическим током)
Обратите внимание на столах лежат конверты с заданиями.
4.(Выбор вариантов). Участник под номером 1. Откройте конверт №1. Раздайте задание своей группе. Где используется электрический ток? Выберите из предложенных вариантов те, при которых он может присутствовать. Если Вы согласны с предложенным вариантом, поставьте в левом столбике знак плюс (да). Если не согласны с ответом, поставьте в правом столбике – минус (нет).
Виды приборов и оборудования
Да | Вид опасности | нет |
Освещение (лампы, люстры, торшеры) | ||
Отопление | ||
Водоснабжение | ||
Вентиляция | ||
Транспорт (трамваи, метро, троллейбусы) | ||
Компьютеры, телевизоры, электроплиты |
Обменяйтесь своими ответами с партнером по плечу. Отметьте свое согласие или не согласие с его выбором. Поднимите руку те, кто не согласен с выбором партнера. Озвучьте вариант ответа, с которым вы не согласны… Спасибо.
Наклейте листочек с видами приборов и оборудования на сторону 1 тревожного чемоданчика.
Обратите внимание, что мы живем в мире электричества. Проведем эксперимент.
5.Эксперимент. На небольшой электроприбор кладется кусочек целлофана. Вопрос: что вы увидели? (целлофан расплавится). Электрический ток для нас осязаем? (нет, у него нет ни запаха, ни звука, ни шума) Что произойдет с человеком, если он прикоснется к проводникам? (получит удар электрическим током) Чем закончится для человека такое прикосновение? (ожог или смерть)
6. Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, необходимо выполнять простые правила. Давайте мы их сформулируем. Внимание на экран. (просмотр видео).
Вопрос: какие правила вы запомнили? (не подходить к оборванным проводам, линиям электропередач, не залезать на опоры, не открыть электрические будки)
Участник под номером 2. Откройте ответ под номером 2. На основе просмотренного фильма выберите из предложенных вариантов правильные на ваш взгляд правила электробезопасности и наклейте их на листочек.
- Не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу
- Не пользоваться неисправными электроприборами
- Не трогать включенные электроприборы мокрыми руками
- Не играть вблизи электростанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов
- Не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 м) к упавшим на землю проводам, которые могут находиться под напряжением – шаговое напряжение
- Не лезь и даже не подходи к трансформаторной будке.
- Не бросай ничего на провода и в электроустановки.
- Не влезай на опоры.
Обсудим, какие из правил вызывают у вас сомнения (обсуждение).
Обратите снимание, что по-другому эти правила называют правилами НЕ.
Наклейте листочек с правилами на сторону 2 тревожного чемоданчика.
7. Обсудим ситуацию. Участник под номером 3. Откройте конверт №3. Прочитайте ситуацию своей группе. Ответьте на вопрос: Насколько разумно такое поведение? (Ситуация: подростки хотели поиграть в каком – либо месте, где их не увидят взрослые. Один из мальчиков предложил: «Пошли в подвал, я знаю, как туда незаметно пробраться». В подвале ребята затеяли весёлую игру, не обращая внимания на то, что рядом находится распределительный электрический щиток).
Возможные ответы: ребята поступили неправильно, прикосновение человека к проводникам, по которым течет ток, может закончиться электротравмой или электрическим ударом.
8. Места, где можно получить удар электрическим током. Участник №4 откройте конверт под номером № 4. У групп 1,2,4 рисунки вариантов ситуаций можно получить удар электрическим током. Выберите правильные варианты на ваш взгляд. Группа номер 3 согласно инструкции работает с дополнительными источниками информации. Работаем в парах с партнером по плечу.
9. Стол номер 1, участник номер 2 покажите рисунки с правильными вариантами. Согласны? (ошибки исправляют, правильные варианты одобряют движением большой палец вверх).
Стол номер 3 участник номер 1 прочитайте вашу найденную информацию. А теперь участник номер 4.
Стол номер 1 передайте один из вариантов столу номер 3.
Где можно получить электротравмы (все предложенные – оборванные провода, металлические части оборудования под напряжением, шаговое напряжение, воздействие тока через электрическую дугу). Наклейте примеры мест получения ударов током на сторону 3 тревожного чемоданчика.
10. По некоторым данным, в Республике Татарстан электротравмы составляют около 30 % от общего числа всех травм полученных на производстве и, как правило, имеют тяжелые последствия. По частоте смертельных исходов электротравматизм в 15-16 раз превосходит другие виды травм. Определяем порядок оказания первой помощи.
Участник под номером 1. Возьмите конверт под номером 5. Обсудите в группе медицинскую страничку.
Стол 2. Участник 2 зачитывает порядок действий по оказанию помощи. Участник 3 выполняет действия на манекене по предложенному алгоритму.
Наклейте алгоритм оказания помощи при поражении человека электрическим током на сторону 4 тревожного чемоданчика.
11. На всех электроустановках вывешивается знак электробезопасности. Вот так он выглядит. Знак предупреждают людей о потенциальной опасности, которую представляет собой электроустановочное оборудование. Яркий желтый цвет сигналит, что существует опасность поражения электротоком. Увидел это знак. Будь осторожен. Обходи места, на которых он нанесен стороной. Наклейте знак электробезопасности в центр тревожного чемоданчика.
12. В среднем на один календарный год приходится около 3000 случаев электротравматизма на производстве и в быту (от 8 до 9 случаев в сутки в среднем). Из 3000 тысяч случаев в среднем (внимание 49% это летальный исход, 31% тяжелые травмы, 20% легкий травматизм): Поэтому необходимо знать и соблюдать правила электробезопасности.
13.Участник номер 1 откройте конверт под номером 5. Обсудите в группе и выберите основные правила электробезопасности и оказания помощи. Их всего 4. Участники под номером 1 выйдите с первым правилом. Участник – со вторым, участник номер 3 – с третьим, участник номер 4 – с кратким алгоритмом оказания помощи. Выстраиваем в живые колонны (участники группы 4 зачитывают варианты вслух).
14. Выстраивание колонн. Закрепление.
15. Рефлексия. Участники, стоящие в шеренге ближе ко мне вернитесь к своим столам и возьмите конверт номер 6. Раздайте своей группе человечков. Класс кругом. Определите уровень ваших знаний, полученных на нашем уроке. Прикрепите ваших человечков соответственно вашему уровню (первый уровень – знаю правила, не умею действовать, второй – знаю правила, могу действовать, третий уровень – знаю, смогу спасти других).
16. Займите свои рабочие места. Целью нашего урока было научиться правилам безопасности при пользовании электричеством, оказания помощи при поражении электрическим током. Достигли мы нашей цели? (соотнести с уровнем приклеенных человечков). Да. Кто-то из нас знает правила и может действовать, а кто-то даже спасёт других.
17. Участник номер 3 откройте конверт и раздайте домашнее задание своей группе. У вас 3 задания. 1 – всем, 2 – на выбор.
(стр. 81-82, прочитайте, ответить на вопросы).
2.Творческое задание: продумайте и спроектируйте план действий если ваш знакомый взялся рукой за провод включенного телевизора и его ударило током. Провод остался у него в руках.
18. Ребята, благодарю вас за урок. Мне понравилась ваша работа на уроке. Все старались и были активными. Особо отметить мне хотелось бы следующих участников. Спасибо.
20. Положите алгоритм действий в тревожный чемодан. Соберите его. Возьмите его с собой. Надеюсь, что наш урок был плодотворным, и вы смогли получить новую полезную для вас информацию.