Газизова Руфия Рамиловна,
Низамеева Дамира Рафисовна
учителя
МБОУ «Кукморская средняя школа №4»
г. Кукмор, Республика Татарстан
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы В.И. Ляха М. Просвещение, 2012г, дополнена отдельными разделами спорта, теоретическим материалом и адаптирована для одарённых детей в области физической культуры и спорта.
Рабочая программа создавалась с учётом объединения урочных, внеурочных форм занятий физическими упражнениями и спортом, создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных способностей детей и их самоопределения.
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, а также детализируются и раскрываются формы и методы подготовки одаренных учащихся.
Актуальность: необходимость составления модифицированной программы олимпиадной подготовки по физической культуре возникла в связи с популяризацией Всероссийского этапа школьников в предметных олимпиадах; отсутствия программ и современных пособий по данному разделу. Таким образом, в этой программе обращается особое внимание на индивидуальное развитие ребенка, учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения и наличие спортивного инвентаря.
Цель программы – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Развитие способностей одаренных детей в области физической культуры.
Задачи:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств;
– обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта:
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности.
Программа по олимпиадной подготовке предназначена для обучающихся 5-11 классов (девушек и юношей).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Ожидаемые результаты освоения учебного курса
В результате прохождения курса учащиеся должны знать и уметь:
Теоретический раздел:
- основы знаний по физической культуре и спорту: оздоровительное, спортивное, методическое, олимпийское направление, историю физической культуры и спорта, олимпийские спортсмены.
- технику безопасности при занятиях физической культурой
Практический раздел:
- гимнастика с основами акробатики;
- легкая атлетика, кроссовая подготовка;
- спортивные игры;
- упражнения общеразвивающей направленности.
Личностные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Предметные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Метапредметные результаты освоения курса «Путь к олимпу»:
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Содержание программы «Путь к Олимпу»
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Колтичество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
1 |
Раздел 1 Техника безопасности на занятиях, методы самоконтроля физического состояния |
1 |
1 |
– |
2 |
Раздел 2 Основы теоретических знаний |
6 |
6 |
– |
3 |
Раздел 3 Спортивная подготовка: |
|||
3.1 |
Легкая атлетика |
11 |
– |
11 |
3.2 |
Гимнастика |
14 |
– |
14 |
3.3 |
Волейбол |
9 |
– |
9 |
3.4 |
Баскетбол |
9 |
– |
9 |
3.5 |
Футбол |
9 |
– |
9 |
3.6 |
Флорбол |
7 |
– |
7 |
4 |
Раздел 4 Общая физическая подготовка |
2 |
– |
2 |
Итого |
68 |
7 |
61 |
Календарно- тематический план
№ п/п |
Темы занятия |
Дата проведения |
Дата фактического проведения |
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
||
2 |
Легкая атлетика. Челночный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. |
||
3 |
Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростных качеств. |
||
4 |
Специальные беговые упражнения. Ускорения. Прыжковые упражнения |
||
5 |
Гимнастика. Элементы акробатических упражнений. |
||
6 |
Элементы акробатических упражнений. |
||
7 |
Элементы акробатических упражнений. |
||
8 |
Элементы акробатических упражнений. |
||
9 |
Элементы акробатических упражнений. |
||
10 |
Волейбол Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
11 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
12 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
13 |
Баскетбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
14 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
15 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
16 |
Футбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
17 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
18 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
19 |
Флорбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой. |
||
20 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой. |
||
21 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой. |
||
22 |
Теоретическая подготовка История Олимпийских игр. |
||
23 |
Основы физической культуры. ЗОЖ. Правила проведения самостоятельных занятий по ФК. |
||
24 |
Легкая атлетика Челночный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. |
||
25 |
Челночный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. |
||
26 |
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. |
||
27 |
Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. |
||
28 |
Гимнастика. Акробатические упражнения. |
||
29 |
Акробатические упражнения. |
||
30 |
Акробатические упражнения. |
||
31 |
Акробатические упражнения. |
||
32 |
Акробатические упражнения. |
||
33 |
Волейбол Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
34 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
35 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
36 |
Баскетбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
37 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
38 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
39 |
Футбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
40 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
41 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
42 |
Флорбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой верхом и низом. |
||
43 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой верхом и низом. |
||
44 |
Теоретическая подготовка История Олимпийских игр современности. |
||
45 |
История Олимпийских игр современности. |
||
46 |
Олимпийские чемпионы. |
||
47 |
Легкая атлетика Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростных качеств. |
||
48 |
Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростных качеств. |
||
49 |
Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростных качеств. |
||
50 |
Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростных качеств. |
||
51 |
Гимнастика. Акробатические упражнения. |
||
52 |
Акробатические упражнения. |
||
53 |
Акробатические упражнения. |
||
54 |
Акробатические упражнения. |
||
55 |
Волейбол Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
56 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
57 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Нападающий удар. Нижняя, верхняя прямая подача, прием мяча. |
||
58 |
Баскетбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
59 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
60 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной и двумя руками. Штрафной бросок. |
||
61 |
Футбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
62 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
63 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой. |
||
64 |
Флорбол Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой. |
||
65 |
Сочетание приемов передвижений и остановок. Сочетание ведение и обводки. Удар по воротам правой, левой рукой. |
||
66 |
Теоретическая подготовка. Правилыигры спортивныхигр. |
||
67 |
Полоса препятствий. Общая физическая подготовка |
||
68 |
Полоса препятствий. Общая физическая подготовка |
Список литературы
1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях , А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2016г.
2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.